Кому и что отдает дательный падеж, что натворил творительный и в чем обвиняет винительный? Обсуждаем падежи имен существительных и способы их запомнить с экспертом
Одной из ключевых характеристик имени существительного является падеж. Именно он отвечает за связность речи и взаимоотношение существительных с остальными частями речи в предложении. Давайте разберемся, какая часть слова подвергается изменениям, а также узнаем у эксперта, как быстро запомнить все падежи.
Падеж – это характеристика имени существительного, которая отвечает за изменение его формы в зависимости от отношения к нему остальных слов в предложении.
Иностранцы, изучающие русский, часто испытывают сложности с этой особенностью нашего языка, однако именно с помощью изменения существительных по падежам мы делаем речь связной и разборчивой. Согласитесь, фраза «мама мыла раму» звучит намного яснее, чем «мама мыла рама». Сразу становится непонятно, кто кого мыл.
В русском языке существует шесть основных падежей | Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный |
До 1918 года в грамматике выделяли седьмой падеж, «звательный» | Используется при обращении к кому-либо: «Официант!» Существительное в звательном падеже часто сокращается: «Мам!», «Зин!» |
Для запоминания порядка падежей есть специальные фразы, слова в которых начинаются на те же буквы, что и падежи | Например: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» |
Среди существительных выделяют три основные группы, для каждой из которых есть точные правила изменения окончаний по падежам. Эти группы называют первым, вторым и третьим склонениями, и подавляющее большинство существительных относятся к одному из них. Однако, как и в любом другом правиле, здесь также есть исключения.
Единственное существительное мужского рода, являющееся исключением, – «путь», оно изменяется как существительное женского рода третьего склонения.
А вот существительных-исключений среднего рода ровно десять. Это слова, оканчивающиеся на «-мя» и иначе называемые разносклоняемыми: вымя, семя, стремя и прочие. Их окончания соответствуют второму склонению в дательном, творительном и предложном падеже и третьему – в родительном.
Не будем также забывать о так называемых несклоняемых именах существительных, не изменяющихся по падежам: кофе, зомби, кенгуру, пальто и прочие. Чаще всего это слова, заимствованные из других языков. Например: «Человек человеку волк, а зомби зомби – зомби».
Именительный, или прямой, падеж – это начальная форма существительного, которая используется «по умолчанию» и указывается в различного рода словарях. Именно по окончанию этой формы и роду существительного определяется склонение.
Если слово употреблено в именительном падеже, то к нему можно задать вопросы «кто?» и «что?»
Существительное в именительном падеже используется без предлогов, а в предложении выступает в роли подлежащего или части составного сказуемого, причем глагольная часть такого сказуемого в настоящем времени обычно бывает опущена.
Рассмотрим примеры использования именительного падежа в предложениях.
«Я есть Грут!» – существительное (имя собственное Грут) в именительном падеже в этом предложении является частью составного сказуемого настоящего времени с глаголом «есть».
«Грут — персонаж киновселенной Marvel» – имя собственное Грут и имя нарицательное «персонаж» употреблены в именительном падеже, при этом первое существительное является подлежащим, а второе – сказуемым с опущенной глагольной частью.
Родительный падеж, как и все остальные, кроме именительного, является косвенным, и при его использовании имя существительное меняет свою форму относительно начальной. Следуя происхождению слова от корня «род», можно предположить, что существительные в этом падеже могут обозначать родство или принадлежность: чей это объект. Например, сын Митрофана, собака Павлова или устье реки.
Этот падеж легко вычислить, если к слову задать вопросы «кого» («нет кого?») и «чего?» («нет чего?»). На родительный падеж также указывают предлоги и числительные:
Вот несколько цитат, в которых есть существительные в родительном падеже.
«Нет пророка в своем Отечестве!» – существительное «пророка» употреблено в родительном падеже, на что указывает частица «нет». Дополнительно проверяем вопросом: «кого?»
«Миллион, миллион, миллион алых роз» – к существительному «роз» подходит вопрос «чего?», к тому же употреблено числительное «миллион», а значит, это родительный падеж.
«Я играю на гармошке у прохожих на виду» – проверяем вопросом: «у кого?»
Как можно предположить, название дательного падежа происходит от глагола «дать, отдавать», а значит, легко запомнить проверочные вопросы для этого падежа: «кому?» («отдать кому?»), «чему?» («отдать чему?»).
Часто существительные в дательном падеже обозначают место или направление действия, и к ним могут относиться следующие предлоги:
Приведем примеры фраз с использованием дательного падежа.
«Путь к сердцу мужчины лежит через желудок» – «к сердцу» указывает на направление, существительное употреблено с предлогом «к».
«Маленькой елочке холодно зимой» – кому холодно? Елочке. А «зимой» в данном случае не существительное, а наречие времени.
«Он поступает согласно правилам» – существительное «правилам» употреблено с предлогом «согласно».
Хотя в названии винительного падежа и прослеживается связь с глаголом «обвинять» и его тоже можно употребить с существительным в этом падеже, все же проще запомнить глагол «видеть»: «кого?» («вижу кого?»), «что?» («вижу что?»).
Существительные в винительном падеже употребляются со следующими предлогами:
Винительный падеж, хоть и не обвиняет никого напрямую, часто употребляется в негативно окрашенных фразах:
«Ты похож на поросенка!» – на кого?
«Весь в отца!» – в кого?
«За какие такие заслуги?» – за что?
Другие примеры использования винительного падежа – в цитатах из «Вредных советов» Григория Остера.
«Если вас зовут обедать, гордо прячьтесь под диван» – кого зовут? Подо что прятаться?
«Нужно на родителей обидеться и уйти без шапки в ночь холодную» – на кого? Во что?
«Смело в шкаф себя ведите и ныряйте в темноту» – Во что? Кого? И снова «во что?»
Творительный падеж указывает, например, «кем» или «чем» сотворен, то есть создан объект. Также можно использовать для проверки глагол «доволен» и следующие вопросы: «кем?» («доволен кем?») и «чем?» («доволен чем?»).
Предлоги, указывающие на творительный падеж, такие:
Подберем примеры творительного падежа в творчестве поэтов-песенников.
«А я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги» – за чем? Имеется в виду цель поездки.
«Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» – чем? Слово «дорогой» употреблено в творительном падеже без предлога.
«Только песня остается с человеком» – с кем?
Предложный падеж называется так, потому что существительное в этой форме, в отличие от других косвенных падежей, всегда употребляется с предлогом. Вопросы, с помощью которых можно определить этот падеж, по сути не требуют дополнительного выбора глагола, однако его можно указать: «о ком?» («думаю о ком?»), «о чем?» («думаю о чем?»).
Предлогов, употребляющихся с существительными в этом падеже, немного:
Вот несколько примеров использования предложного падежа.
«Вы находитесь на верном пути» – на чем? Обозначено местоположение.
«О бедном гусаре замолвите слово» – о ком? Задаем основной вопрос-индикатор предложного падежа.
«При первой же возможности» – при чем? В данном примере означает время наступления события.
Так как по методу образования падежных форм среди существительных выделяют три склонения и отдельную категорию разносклоняемых существительных, составим таблицы окончаний в разных падежах по этим группам.
Окончания имен существительных в единственном числе по падежам
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | Разносклоняемые |
---|---|---|---|---|
Именительный | -а или -я мама, дача, Вася, Юлия | нулевое, -о, -е сын, гений, поле, колесо | нулевое (-ь) даль, глушь, Любовь, Тверь | -я время, стремя |
Родительный | -ы или -и мамы, дачи, Васи, Юлии | -а или -я сына, гения, поля, колеса | -и дали, глуши, Любови, Твери | -и времени, стремени |
Дательный | -е или -и маме, даче, Васе, Юлии | -у или -ю сыну, гению, полю, колесу | -и дали, глуши, Любови, Твери | -и времени, стремени |
Винительный | -у или -ю маму, дачу, Васю, Юлию | нулевое, -а, -я, -о или -е сына, гения, снег, поле, колесо | нулевое (-ь) даль, глушь, Любовь, Тверь | -я время, стремя |
Творительный | -ой или -ей мамой, дачей, Васей, Юлией | -ом или -ем сыном, гением, полем, колесом | -ю далью, глушью, Любовью, Тверью | -ем временем, стременем |
Предложный | -е или -и о маме, о даче, о Васе, о Юлии | -е или -и о сыне, о гении, о поле, о колесе | -и о дали, о глуши, о Любови, о Твери | -и о времени, о стремени |
Окончания имен существительных во множественном числе по падежам
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | Разносклоняемые |
Именительный | -и или -ы мамы, дачи, Васи, Юлии | -ы, -и, -а или -я сыны, гении, снега, поля, колеса | -и дали, мыши, Любови | -а времена, стремена |
Родительный | нулевое (в т.ч. -ь) мам, дач, Вась, Юлий | -ов, -ев или нулевое сынов, гениев, полей, колес | -ей далей, мышей, Любовей | нулевое времен, стремян |
Дательный | -ам или -ям мамам, дачам, Васям, Юлиям | -ам или -ям сынам, гениям, полям, колесам | -ам или -ям далям, мышам, Любовям | -ам временам, стременам |
Винительный | нулевое (в т. ч. -ь), -ы или -и мам, страны, дачи, Вась, Юлий | -ов, -ев, -а или -я сынов, гениев, снега, поля, колеса | -и или -ей дали, мышей, Любовей | -а времена, стремена |
Творительный | -ами или -ями мамами, дачами, Васями, Юлиями | -ами или -ями сынами, гениями, полями, колесами | -ами или -ями далями, мышами, Любовями | -ами временами, стременами |
Предложный | -ах или -ях о мамах, дачах, Васях, Юлиях | -ах или -ях о сынах, гениях, полях, колесах | -ях о далях, мышах, Любовях | -ах о временах, о стременах |
Выполним несколько упражнений для закрепления правил в памяти.
Упражнение 1
Просклоняйте существительные:
Упражнение 2
Составьте связные предложения из указанных существительных (без глаголов!), добавив только предлоги и используя нужные падежи.
Упражнение 3
Определите падеж выделенных существительных по предлогу или с помощью подбора вопроса:
Теперь проверьте себя.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку