Падеж имен существительных

Кому и что отдает дательный падеж, что натворил творительный и в чем обвиняет винительный? Обсуждаем падежи имен существительных и способы их запомнить с экспертом

Падеж имен существительных. Фото: Архив КП
Анастасия Полищук Автор КП Елена Павлова Онлайн-репетитор по русскому языку

Одной из ключевых характеристик имени существительного является падеж. Именно он отвечает за связность речи и взаимоотношение существительных с остальными частями речи в предложении. Давайте разберемся, какая часть слова подвергается изменениям, а также узнаем у эксперта, как быстро запомнить все падежи.

Определение падежа имен существительных

Падеж – это характеристика имени существительного, которая отвечает за изменение его формы в зависимости от отношения к нему остальных слов в предложении.

Иностранцы, изучающие русский, часто испытывают сложности с этой особенностью нашего языка, однако именно с помощью изменения существительных по падежам мы делаем речь связной и разборчивой. Согласитесь, фраза «мама мыла раму» звучит намного яснее, чем «мама мыла рама». Сразу становится непонятно, кто кого мыл.

Полезная информация о падеже имен существительных

В русском языке существует шесть основных падежейИменительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный
До 1918 года в грамматике выделяли седьмой падеж, «звательный»Используется при обращении к кому-либо: «Официант!» Существительное в звательном падеже часто сокращается: «Мам!», «Зин!»
Для запоминания порядка падежей есть специальные фразы, слова в которых начинаются на те же буквы, что и падежиНапример: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»

Как определить падеж имен существительных по окончаниям

Среди существительных выделяют три основные группы, для каждой из которых есть точные правила изменения окончаний по падежам. Эти группы называют первым, вторым и третьим склонениями, и подавляющее большинство существительных относятся к одному из них. Однако, как и в любом другом правиле, здесь также есть исключения.

Единственное существительное мужского рода, являющееся исключением, – «путь», оно изменяется как существительное женского рода третьего склонения.

А вот существительных-исключений среднего рода ровно десять. Это слова, оканчивающиеся на «-мя» и иначе называемые разносклоняемыми: вымя, семя, стремя и прочие. Их окончания соответствуют второму склонению в дательном, творительном и предложном падеже и третьему – в родительном.

Не будем также забывать о так называемых несклоняемых именах существительных, не изменяющихся по падежам: кофе, зомби, кенгуру, пальто и прочие. Чаще всего это слова, заимствованные из других языков. Например: «Человек человеку волк, а зомби зомби – зомби».

это интересно
Род имен существительных
Вспомним, как определить род существительного по окончаниям
подробнее

Именительный падеж

Именительный, или прямой, падеж – это начальная форма существительного, которая используется «по умолчанию» и указывается в различного рода словарях. Именно по окончанию этой формы и роду существительного определяется склонение.

Если слово употреблено в именительном падеже, то к нему можно задать вопросы «кто?» и «что?»

Существительное в именительном падеже используется без предлогов, а в предложении выступает в роли подлежащего или части составного сказуемого, причем глагольная часть такого сказуемого в настоящем времени обычно бывает опущена.

Примеры

Рассмотрим примеры использования именительного падежа в предложениях.

«Я есть Грут!» – существительное (имя собственное Грут) в именительном падеже в этом предложении является частью составного сказуемого настоящего времени с глаголом «есть».

«Грутперсонаж киновселенной Marvel» – имя собственное Грут и имя нарицательное «персонаж» употреблены в именительном падеже, при этом первое существительное является подлежащим, а второе – сказуемым с опущенной глагольной частью.

Родительный падеж

Родительный падеж, как и все остальные, кроме именительного, является косвенным, и при его использовании имя существительное меняет свою форму относительно начальной. Следуя происхождению слова от корня «род», можно предположить, что существительные в этом падеже могут обозначать родство или принадлежность: чей это объект. Например, сын Митрофана, собака Павлова или устье реки.

Этот падеж легко вычислить, если к слову задать вопросы «кого» («нет кого?») и «чего?» («нет чего?»). На родительный падеж также указывают предлоги и числительные:

  • «от» и «до», 
  • «без»,
  • «для» и «ради»,
  • «вокруг» и «около»,
  • «много», «несколько», «мало», количественные числительные, кроме одного (пять, двадцать, полтора и прочие).

Примеры

Вот несколько цитат, в которых есть существительные в родительном падеже.

«Нет пророка в своем Отечестве!» – существительное «пророка» употреблено в родительном падеже, на что указывает частица «нет». Дополнительно проверяем вопросом: «кого?»  

«Миллион, миллион, миллион алых роз» – к существительному «роз» подходит вопрос «чего?», к тому же употреблено числительное «миллион», а значит, это родительный падеж.

«Я играю на гармошке у прохожих на виду» – проверяем вопросом: «у кого?»

Дательный падеж

Как можно предположить, название дательного падежа происходит от глагола «дать, отдавать», а значит, легко запомнить проверочные вопросы для этого падежа: «кому?» («отдать кому?»), «чему?» («отдать чему?»).

Часто существительные в дательном падеже обозначают место или направление действия, и к ним могут относиться следующие предлоги:

  • «к»,
  • «по»,
  • «благодаря» и «согласно» – важно не спутать эти предлоги с омонимичными им формами глаголов,
  • «вопреки».

Примеры

Приведем примеры фраз с использованием дательного падежа.

«Путь к сердцу мужчины лежит через желудок» – «к сердцу» указывает на направление, существительное употреблено с предлогом «к».

«Маленькой елочке холодно зимой» – кому холодно? Елочке. А «зимой» в данном случае не существительное, а наречие времени.

«Он поступает согласно правилам» – существительное «правилам» употреблено с предлогом «согласно».

Винительный падеж

Хотя в названии винительного падежа и прослеживается связь с глаголом «обвинять» и его тоже можно употребить с существительным в этом падеже, все же проще запомнить глагол «видеть»: «кого?» («вижу кого?»), «что?» («вижу что?»). 

Существительные в винительном падеже употребляются со следующими предлогами:

  • «на», «за» и «под» – при указании направления,
  • «в» и «во»,
  • «про»,
  • «через».

Примеры

Винительный падеж, хоть и не обвиняет никого напрямую, часто употребляется в негативно окрашенных фразах:

«Ты похож на поросенка!» – на кого?

«Весь в отца!» – в кого?

«За какие такие заслуги?» –  за что?

Другие примеры использования винительного падежа – в цитатах из «Вредных советов» Григория Остера.

«Если вас зовут обедать, гордо прячьтесь под диван» – кого зовут? Подо что прятаться?

«Нужно на родителей обидеться и уйти без шапки в ночь холодную» – на кого? Во что?

«Смело в шкаф себя ведите и ныряйте в темноту» – Во что? Кого? И снова «во что?»

Творительный падеж

Творительный падеж указывает, например, «кем» или «чем» сотворен, то есть создан объект. Также можно использовать для проверки глагол «доволен» и следующие вопросы: «кем?» («доволен кем?») и «чем?» («доволен чем?»).

Предлоги, указывающие на творительный падеж, такие:

  • «за» и «под» – в отличие от винительного падежа, в данном случае указывается местоположение. Предлог «за» также может указывать цель действия,
  • «между», «над» и «перед» – снова указание места расположения объекта,
  • «с».
это интересно
Собственные и нарицательные имена существительные
Кто такой Оюшминальд и почему ватманом называется большой лист бумаги
подробнее

Примеры

Подберем примеры творительного падежа в творчестве поэтов-песенников.

«А я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги» – за чем? Имеется в виду цель поездки.

«Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» – чем? Слово «дорогой» употреблено в творительном падеже без предлога.

«Только песня остается с человеком» – с кем?

Предложный падеж

Предложный падеж называется так, потому что существительное в этой форме, в отличие от других косвенных падежей, всегда употребляется с предлогом. Вопросы, с помощью которых можно определить этот падеж, по сути не требуют дополнительного выбора глагола, однако его можно указать: «о ком?» («думаю о ком?»), «о чем?» («думаю о чем?»).

Предлогов, употребляющихся с существительными в этом падеже, немного:

  • «о» или «об» – уже указан в проверочных вопросах,
  • «в» и «на» – в отличие от винительного падежа, здесь указывают местоположение,
  • «при» – еще один предлог, обозначающий местоположение или время.

Примеры

Вот несколько примеров использования предложного падежа.

«Вы находитесь на верном пути» – на чем? Обозначено местоположение.

«О бедном гусаре замолвите слово» – о ком? Задаем основной вопрос-индикатор предложного падежа.

«При первой же возможности» – при чем? В данном примере означает время наступления события.

Таблица падежей с окончаниями

Так как по методу образования падежных форм среди существительных выделяют три склонения и отдельную категорию разносклоняемых существительных, составим таблицы окончаний в разных падежах по этим группам.

Окончания имен существительных в единственном числе по падежам

ПадежI склонениеII склонениеIII склонениеРазносклоняемые
Именительный-а или -я
мама, дача, Вася, Юлия
нулевое, -о, -е
сын, гений, поле, колесо
нулевое (-ь)
даль, глушь, Любовь, Тверь

время, стремя
Родительный-ы или -и
мамы, дачи, Васи, Юлии
-а или -я
сына, гения, поля, колеса

дали, глуши, Любови, Твери

времени, стремени
Дательный-е или -и
маме, даче, Васе, Юлии
-у или -ю
сыну, гению, полю, колесу

дали, глуши, Любови, Твери

времени, стремени
Винительный-у или -ю
маму, дачу, Васю, Юлию
нулевое, -а, -я, -о или -е
сына, гения, снег, поле, колесо
нулевое (-ь)
даль, глушь, Любовь, Тверь

время, стремя
Творительный-ой или -ей
мамой, дачей, Васей, Юлией
-ом или -ем
сыном, гением, полем, колесом

далью, глушью, Любовью, Тверью
-ем
временем, стременем
Предложный-е или -и
о маме, о даче, о Васе, о Юлии
-е или -и
о сыне, о гении, о поле, о колесе

о дали, о глуши, о Любови, о Твери

о времени, о стремени

Окончания имен существительных во множественном числе по падежам

ПадежI склонениеII склонениеIII склонениеРазносклоняемые
Именительный-и или -ы
мамы, дачи, Васи, Юлии
-ы, -и, -а или -я
сыны, гении, снега, поля, колеса

дали, мыши, Любови

времена, стремена
Родительныйнулевое (в т.ч. -ь)
мам, дач, Вась, Юлий
-ов, -ев или нулевое
сынов, гениев, полей, колес
-ей 
далей, мышей, Любовей
нулевое
времен, стремян
Дательный-ам или -ям
мамам, дачам, Васям, Юлиям
-ам или -ям
сынам, гениям, полям, колесам
-ам или -ям
далям, мышам,  Любовям
-ам
временам, стременам
Винительныйнулевое (в т. ч. -ь), -ы или -и
мам, страны, дачи, Вась, Юлий
-ов, -ев, -а или -я
сынов, гениев, снега, поля, колеса
-и или -ей
дали, мышей, Любовей

времена, стремена
Творительный-ами или -ями
мамами, дачами, Васями, Юлиями
-ами или -ями
сынами, гениями, полями, колесами
-ами или -ями
далями, мышами, Любовями
-ами
временами, стременами
Предложный-ах или -ях
о мамах, дачах, Васях, Юлиях
-ах или -ях
о сынах, гениях, полях, колесах
-ях
о далях, мышах, Любовях
-ах
о временах, о стременах

Упражнения по теме «Падежи имен существительных»

Выполним несколько упражнений для закрепления правил в памяти.

Упражнение 1

Просклоняйте существительные:

  1. Куркуль (жадный и скупой человек)
  2. Шуфлядка (выдвижной ящик)
  3. Усыпище (рассохшаяся бочка)
  4. Бруньки (почки березы)
  5. Кимильтей (село в Иркутской области)
  6. Юстина (имя)

Упражнение 2

Составьте связные предложения из указанных существительных (без глаголов!), добавив только предлоги и используя нужные падежи. 

  1. Ключ, замóк, дверь, зáмок, лорд, провинция.
  2. Куча, листья, дерево, земля, тропинка, лес.
  3. Туристы, Европа, экскурсия, озеро, тайга, Сибирь.

Упражнение 3

Определите падеж выделенных существительных по предлогу или с помощью подбора вопроса:

  1. «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам».
  2. «Жил человек рассеянный на улице Бассейной».
  3. «Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании».
  4. «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны».
  5. «А у Толи и у Веры обе мамы – инженеры».
  6. «Взвизгнет свинкой, вскинет спинкой и галопом — к маме в луг».

Ответы к упражнениям

Теперь проверьте себя.

Упражнение 1

  1. Куркуль – куркуля – куркулю – куркуля – куркулем – о куркуле.
  2. Шуфлядка – шуфлядки – шуфлядку – шуфлядке – шуфлядкой – о шуфлядке.
  3. Усыпище – усыпища – усыпищу – усыпище – усыпищем – об усыпище.
  4. Бруньки – брунек – брунькам – бруньки – бруньками – о бруньках.
  5. Кимильтей – Кимильтея – Кимильтею – Кимильтей – Кимильтеем – о Кимильтее.
  6. Юстина – Юстины – Юстине – Юстину – Юстиной – о Юстине.

Упражнение 2

  1. Ключ от замкá двери зáмка лорда провинции.
  2. Куча листьев дерева на земле у тропинки в лесу.
  3. Туристы из Европы на экскурсии к озеру посреди тайги в Сибири.

Упражнение 3

  1. По чему? По лужам – дательный падеж.
  2. На чем? На улице – предложный падеж
  3. Для чего? Для компании – родительный падеж
  4. Кого? Птичку – винительный падеж
  5. Кто? Инженеры – именительный падеж
  6. Взвизгнет кем? Вскинет чем? Свинкой, спинкой – оба слова в творительном падеже.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку

Как быстро запомнить все падежи имен существительных?

Существуют различные акростихи, которые помогают легко и быстро запомнить падежи. Самый популярный такой: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Первая буква в словах этой фразы обозначает соответствующий падеж. Для того чтобы запомнить вопросы, лучше пользоваться вспомогательными словами:

• Именительный падеж: (есть) кто? что?
• Родительный падеж: (нет) кого? чего?
• Дательный падеж: (дам) кому? чему?
• Винительный падеж: (вижу) кого? что?
• Творительный падеж: (горжусь) кем? чем?
• Предложный падеж: (пишу) о ком? о чем?

Как отличить именительный падеж имени существительного от винительного?

Если слово отвечает на вопрос «что?» и выполняет в предложении функцию подлежащего, то оно стоит в именительном падеже. Если слово отвечает на вопрос «что?» и выполняет в предложении роль второстепенного члена, то оно стоит в винительном падеже. Кроме того, слово в винительном падеже может иметь при себе предлог, а в именительном – нет.

В каком классе начинают изучать падеж имен существительных?

Падежи имен существительных начинают изучать в 3 классе, когда ребята узнают о главных и второстепенных членах предложения.
КП
Реклама О проекте