Российские вузы поддерживают талантливых и креативных школьников, предоставляя льготы победителям и призерам олимпиад. Узнайте, как проходит профильная гуманитарная олимпиада «Учитель школы будущего»
С 2000 года в Московском городском педагогическом университете проводились олимпиады для школьников по профилю «Иностранный язык». Позже к состязаниям добавились обществознание и русский язык. Вопросы для каждой возрастной группы ориентированы на школьников, которым нравятся гуманитарные предметы. Разные типы заданий предполагает свою логику и формат ответа. Желая победить, участники делают переводы, находят соответствия, решают кроссворды, ищут и исправляют ошибки в текстах.
Олимпиада для учащихся школ проходит по трем направлениям: обществознание (8-11 классы), русский язык (8-11 классы) и иностранный язык (2-11 классы), где школьники могут проверить свои знания английского, немецкого, французского, испанского, китайского и японского. Ученики 2-7 классов принимают участие только в одном дистанционном туре, а учащиеся 8-11 классов — в двух. После регистрации на портале всем участникам доступны тренировочные задания.
С какого года проводится профильная олимпиада | С 2010 |
Можно ли участвовать сразу в нескольких конкурсах | Ограничений по количеству конкурсов нет |
Формат проведения | Отборочный этап — дистанционно, заключительный этап — очно и (или) дистанционно с использованием технологий онлайн-прокторинга |
Где найти примеры заданий | На официальном сайте олимпиады выложены задания прошлых лет и работы победителей |
Льготы при поступлении для победителей и призеров по профилю «Иностранный язык» | Зачисление в МГПУ без вступительных экзаменов, право на «Олимпийскую стипендию» в 20 тыс. руб. и приоритетное заселение в гостиницу вуза |
Льготы при поступлении для победителей и призеров по профилю «Русский язык» и «Обществознание» | При поступлении в МПГУ — 8 и 10 баллов в качестве личного достижения |
Отборочный этап проводится дистанционно для всех участников. Его задача — выявить школьников, которые имеют самую высокую подготовку по выбранным предметам. Доступ к тренировочным заданиям участники получают 1 декабря, а к контрольным — с 13 декабря до 10 января.
К заключительному туру допускаются школьники, которые набрали необходимое количество баллов. Второй этап проходит раздельно для учащихся 8-9 и 10-11 классов в марте.
Школьникам 8-9 классов на выполнение заданий дается не более 90 минут, а 10-11 классов — не более 120 минут. Для решения контрольных заданий есть только одна попытка.
Участники находят слова, в которых есть фонетические признаки заимствования, вставляют пропущенные буквы, находят предложения, написанные без ошибки, и отвечают на вопросы по тексту. Есть необычные задания по переводу древнерусских слов, на определение типа предложения и поиск слов, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
В качестве примера рассмотрим два задания по русскому языку для участников 10-11 классов с ответами.
Ученикам 2-4 классов доступны конкурсы по английскому, немецкому и французскому языкам. Учащиеся 5-7 классов дополнительно могут принять участие в конкурсе по китайскому языку, а с 8-11 классов — по испанскому и японскому языкам.
Задания сформированы так, чтобы проверить навыки и умения в аудировании, чтении, лексике, грамматике и письме на иностранном языке. За все правильно выполненные задания участники могут получить максимум 100 баллов.
Например, в этом задании конкурса по китайскому языку для 5-7 классов нужно прочитать текст и ответить на вопросы тестового формата, выбрав правильный ответ из предложенных.
В конкурсе для школьников 8-11 классов, помимо заданий на проверку навыков чтения, письма, аудирования и говорения, есть и вопросы на знание других элементов речи: лексических и грамматических конструкций, устойчивых выражений, идиом. Например, в этом задании нужно вставить пропущенные слова в английские идиомы, выбрав правильный вариант из предложенных (фрагмент задания):
Отборочный конкурс и первая часть второго тура оценивает знания школьников по пяти разделам предмета: «Человек и общество», «Экономика», «Социальная сфера», «Политика» и «Право». Вторая часть заключительного тура называется «Мир педагогики и образования». В нее включены вопросы о современной системе образования в России и о наследии известных ученых–педагогов.
Заочный тур состоит из пяти частей, соответствующих указанным выше разделам предмета. За каждое правильно выполненное задание участник получает от 2 до 4 баллов, максимально за всю работу можно получить 100 баллов.
Для выполнения заданий участникам из 8-9 классов дается 90 минут, а 10-11 классов — 120 минут.
Вот пример задания отборочного тура олимпиады из раздела «Политика»:
Рассмотрим задание заочного тура для участников 10-11 классов из раздела «Человек и общество»:
Просмотр работ проходит дистанционно. Время подключения и ссылку школьники получают после специальной регистрации. После просмотра и сравнения работы с ключами от заданий любой участник олимпиады при желании может подать апелляцию в свободной форме на адрес электронной почты оргкомитета. Обращения обрабатываются в течение семи рабочих дней. Потом с учетом апелляций на официальном сайте олимпиады публикуются списки победителей и призеров заключительного этапа (8-11 классы). Дипломы олимпиады действительны при поступлении в вузы в течение четырех лет.
Конечно, участию в олимпиаде «Учитель школы будущего» предшествует тщательная, серьезная подготовка, особенно если вы хотите стать призером или победителем состязания и получить льготы при поступлении в вуз. Советами, как подготовиться к олимпиаде и набрать максимальное количество баллов, делится эксперт Института стратегии развития образования РАО, преподаватель медицинского колледжа №5 Департамента здравоохранения Москвы Сергей Кытин:
— Для начала необходимо определиться с предметом, не стоит «хватать» что ни попадя. Задайте себе вопросы: «Чего я хочу? Кем я себя вижу? Какой предмет мне близок?»
Внимательно читайте задания, ведь многие ответы часто скрываются в самих вопросах. Зачастую ученик ошибается только из-за того, что неправильно прочитал вопрос или условия задачи.
Распределяйте время. Если не уверены в чем-то, лучше отложите и оставьте на потом. Вначале выполняйте те задания, которые вам наиболее понятны.
Почитайте материалы олимпиад прошлых лет, сделайте определенные выводы, подчеркните те вопросы, в которых вы сомневаетесь, порешайте это дома.
Используйте для подготовки дополнительную литературу. Например, почитайте хрестоматию по обществознанию, выделите известных личностей, проанализируйте их высказывания.
Запоминайте даты, факты, названия событий, пристальное внимание уделяйте терминологии.
Просто будьте уверены в себе.
Сергей Огородников, кандидат биологических наук, старший преподаватель Московского авиационного института:
Олимпиада проводится по русскому языку, иностранным языкам и обществознанию. Из 81 олимпиады системы РСОШ, дающей льготы при поступлении в вузы, только 13 проводятся по иностранному языку, поэтому олимпиада «Учитель школы будущего» представляет интерес для будущих филологов, лингвистов, переводчиков.
На олимпиады по русскому языку и обществознанию следует обратить внимание, если вы хотите учиться именно в МГПУ. Диплом засчитывается как индивидуальное достижение. Победитель получает дополнительно 10 баллов, а призер 8 баллов. Став студентами, победители олимпиады получат от вуза олимпийскую стипендию – 20 000 рублей.
В этом году призерами олимпиады по обществознанию стали 113 человек, набравшие более 85 баллов из 100. По русскому языку эту планку преодолел только 21 человек.
На сайте есть много материалов, которые помогут участникам показать достойный результат. Выложены методические рекомендации по подготовке, архив заданий прошлых лет и даже сканы работ призеров. По иностранным языкам есть презентации с подробным разбором заданий.
Одним из видов заданий по обществознанию является кроссворд. Современные дети вряд ли проводят время за разгадыванием кроссвордов, поэтому на подходы к решению такого задания нужно обратить особенное внимание. Стоит потренироваться искать слова по сочетаниям букв или взять список терминов по предмету и попробовать составлять такие кроссворды самому.
Вуз-организатор – педагогический, поэтому в число заданий включен вопрос, построенный на анализе информационного блока по педагогической тематике. Желательно, чтобы участник заранее имел представление о системах воспитания и трудах классиков педагогики. Это поможет быстрее сориентироваться и дать более подробный ответ.
Сергей Кытин:
Олимпиада «Учитель школы будущего» дает возможность почувствовать себя «спортсменом» в мире интеллекта. Она построена так, что у ребенка есть время на подготовку, то есть он не сразу приступает к заданиям, а использует приятный бонус — задания для подготовки, где разбирает и анализирует различные вопросы. Тренировочные задания, которые предоставляет сайт Московского городского университета (МГПУ), позволяют проверить свои силы.
За последние годы число участников олимпиады «Учитель школы будущего» возросло до 29 000, а количество регионов-участников расширилось до 60. Интересно то, что по некоторым предметам, например по иностранному языку, в олимпиаде могут принимать учащиеся уже со 2 класса.
Отвечает Дарья Дейген, основатель и руководитель образовательного центра RedCat.School, руководитель центра дистанционного образования Университетской гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова, заместитель начальника Управления делами и делопроизводства МГУ: