Сколько гранита нужно сгрызть и какие дисциплины включить в свое меню для успешного участия в олимпиаде школьников «Гранит науки»? Обсуждаем с экспертами тонкости подготовки и решения задач
На территории России проводится множество конкурсов и олимпиад для школьников всех этапов обучения, но наиболее сложные и требующие максимальной подготовки соревнования, естественно, рассчитаны на учеников старших классов. Ярким примером является проводимая Санкт-Петербургским горным университетом олимпиада «Гранит науки». Вместе с экспертом и представителем приемной комиссии университета рассмотрим основные особенности соревнования, профили, этапы проведения и методы подготовки, а также узнаем, как школьнику может пригодиться диплом победителя или призера этой олимпиады.
«Гранит науки» — олимпиада школьников, которая проводится Санкт-Петербургским горным университетом для учеников 9-11 классов по четырем направлениям: Естественные науки (математика и физика), Химия, Информатика и Экология.
У олимпиады «Гранит науки» имеется официальный сайт ogn.spmi.ru | На сайте публикуется официальная информация, нормативные документы, задания и результаты прошедших олимпиад, проводится отборочный тур. |
Заключительный тур можно пройти дистанционно | Если не получается присутствовать на площадке для участия в очном туре, можно выполнить задания и сдать работу дистанционно через интернет, подключив две видеокамеры и микрофон для удаленного наблюдения и контроля. |
Проверка работ очного тура проводится обезличенно | Для этого перед передачей на проверку жюри работы проходят процедуру шифрования, а на бланках запрещено ставить любые пометки, по которым можно определить личность автора. |
На олимпиаде можно пользоваться калькулятором | Но только при написании олимпиады по химии и экологии. |
К заключительному туру олимпиады формируется апелляционная комиссия | В ее задачи входит не только рассмотрение апелляций участников по поводу результатов проверки, но и проведение экспертизы работ участников на наличие признаков несамостоятельности выполнения. |
Отборочный этап | 25 ноября 2024 г. – 24 февраля 2025 г. |
Заключительный этап | 16 марта – 23 марта 2025 г. |
Олимпиада проводится в два этапа: отборочный и заключительный.
Для участия в отборочном этапе достаточно зарегистрироваться на официальном сайте олимпиады в разделе «Личный кабинет» и в установленные организатором сроки выполнить задание по одному или нескольким направлениям. Обычно на решение заданий каждого направления отводится 120 минут, при этом задания по каждому профилю можно выполнить однократно. Работы отборочного тура проверяются компьютером и апелляции не подлежат. К заключительному туру олимпиады допускается не более 45% участников отборочного этапа.
Заключительный этап проводится очно на одной из определенных организатором площадок в различных городах России или дистанционно в режиме онлайн. Для дистанционного прохождения заключительного тура, участник обязан обеспечить удаленное наблюдение для организаторов с помощью двух видеокамер, установленных в разных ракурсах, и микрофона.
На решение заданий заключительного этапа по естественным наукам отводится 3 часа 55 минут, по остальным направлениям – 3 часа ровно. При выполнении заданий дистанционно у участника есть дополнительно 15 минут на загрузку отсканированных работ в личный кабинет на сайте олимпиады.
Работы заключительного этапа проверяются в обезличенном формате жюри, сформированным из числа профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников Горного университета и соорганизаторов олимпиады. Победителями признаются не более 8% от общего числа участников олимпиады, призерами – не более 25%. После публикации результатов участники вправе подать апелляцию на результаты проверки в апелляционную комиссию.
Олимпиада «Гранит науки» по естественным наукам проводится с 2017 года для учеников 9 и 10-11 классов и включает задания по двум предметам: математика и физика.
В каждом варианте олимпиадной работы по естественным наукам содержится 50 заданий (25 из которых по математике, 25 – по физике), разделенных на три уровня сложности. За правильный ответ на задание участник получает баллы (1 – за задание из первого блока, 2 – из второго и 4 – из третьего), максимально можно получить 100 баллов. Полученные баллы суммируются, участники с наибольшим количество баллов допускаются к заключительному этапу.
В билетах заключительного тура олимпиады содержится 10 заданий: 5 по математике и 5 по физике. Задачи различны по сложности, можно получить от 5 до 15 баллов за каждую из них. Максимальный балл за задание можно получить лишь за полностью решенную задачу, причем необходимо не только дать правильный ответ, но и написать верное и обоснованное решение. В заданиях по физике в том числе нужно указать все используемые законы, определения, формулы и так далее. Однако участник может получить часть баллов за задачу. Например, если выбрана верная идея решения, но оно не доведено до конца, или допущена ошибка в вычислениях, приведшая к неправильному ответу.
Ниже приведены примеры нескольких заданий с решениями с официального сайта олимпиады.
Задание из третьего блока отборочного тура по математике для 9 класса с решением.
Задания третьего блока могут принести участнику 4 балла и проверяют умение применять нестандартные подходы к решению задач, творческое мышление и смекалку.
Задание отборочного тура по математике для 10-11 классов с решением:
Задание отборочного тура по физике для 10-11 класса с решением:
При выполнении задания нужно продемонстрировать обоснованность решения, используемые законы, правильные обозначения и ход рассуждений, не ограничиваясь одними вычислениями.
Олимпиада «Гранит науки» по химии проводится отдельно для учеников 9 и 10-11 классов в два этапа. Она включена в Перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, что дает право победителям и призерам поступить в вузы на профильные специальности на льготных условиях при условии получения за ЕГЭ по химии не менее 75 баллов.
Отборочный тур, проводимый в дистанционном формате, включает в себя 50 заданий, разделенных на три блока по уровню сложности. Задания первого и второго блоков представлены в виде теста, в них необходимо выбрать один правильный ответ, в заданиях третьего блока правильный ответ нужно вписать текстом.
Первый блок направлен на проверку базовых знаний, второй – на умение использовать термины различных тем и комбинировать методы решения. В третьем блоке одних только знаний будет недостаточно: необходима смекалка и творческий подход к задаче.
Билеты заключительного тура олимпиады по химии состоят из шести заданий, оцениваемых в 5, 15, 20 и 25 баллов, максимально можно получить 100 баллов. В работе заключительного этапа необходимо указывать алгоритм решения, используемые методы, законы и реакции, при этом за частично правильное решение также можно получить баллы. Все необходимые вспомогательные материалы предоставляются организаторами: периодическая система элементов, таблица растворимости соединений и прочие.
Структура всех билетов заключительного тура одинакова, ознакомиться с ней можно на официальном сайте олимпиады в разделе «Методические указания». В том же разделе можно найти перечень всех тем, включенных в задания отборочного и заключительного туров.
Рассмотрим пример задания для 9-классников из отборочного тура олимпиады «Гранит науки» по химии с решением:
В задании необходимо показать базовые знания химии, периодической системой элементов и правильно провести вычисления, составив математическую пропорцию.
Пример задания отборочного тура по химии для 10-11 классов:
Для выполнения этого задания нужно уметь оперировать химическими понятиями и помнить именные названия реакций.
Олимпиада «Гранит науки» по информатике включает задания по предмету информатика и информационно-коммуникационные технологии, соответствует программе ФГОС среднего общего образования и включена в Перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Победа или попадание в призеры в данной олимпиаде позволяет поступить в вузы на профильные специальности на льготных условиях.
Отборочный этап состоит из 50 заданий, разделенных на три блока по уровню сложности и соответствующих следующим темам:
Задания первого блока предполагают выбор из двух вариантов ответа («да» или «нет»), второго и третьего – получение ответа от участника.
На выполнение заданий заключительного этапа отводится 180 минут, и выполняются они только письменно, без компьютера. В каждом билете шесть заданий, при их выполнении требуется дать теоретическое обоснование и привести все этапы решения задачи.
Задание из варианта отборочного тура по информатике для 9 класса предполагает умение расшифровывать блок-схемы и правильно проводить вычисления.
Ответ: 1.25 168
Следующие задания отборочного тура проверяют знания систем счисления:
Задание для участников из 10-11-х классов на заключительном туре олимпиады по информатике, тема электронных таблиц:
Олимпиада экологии проводится, как и по другим направлениям, в два этапа: отборочный и заключительный.
На отборочном этапе участникам предстоит выполнить 50 заданий, разделенных на три блока по уровню сложности, по трем темам:
В первом и втором блоках содержатся тестовые задания с выбором одного или нескольких вариантов ответа, в третьем – тестовые и расчетные задания.
Как указано на официальном сайте, при выполнении заданий решающее значение имеет умение логически мыслить. Даже при незнании конкретного ответа чаще всего его можно выбрать из предложенных методом исключения.
Однако некоторые задания повышенной сложности предполагают углубленные знания терминологии, частных случаев и даже навыки проведения полевых исследований.
Рассмотрим пример задания по экологии для 9 класса с решением.
Задание предполагает знание методов оценки численности популяции, а также умение применять их при решении конкретных задач.
После проверки работ заключительного тура, а также проведения экспертизы на предмет самостоятельности их выполнения, оргкомитет определяет призеров и победителей олимпиады. Заметим, что при наличии признаков, указывающих на несамостоятельность выполнения работы (совпадения фрагментов текста с другими работами или иными источниками, явные различие в почерке в одной работе и так далее), работа может быть аннулирована без возможности повторной апелляции.
Информация о призерах и победителях по каждому профилю олимпиады с указанием имен участников, баллами за каждое задание, их суммой и итоговым статусом публикуется на официальном сайте в разделе «Результаты».
Как и в любой другой предметной олимпиаде, задания олимпиады школьников «Гранит науки» требуют от участников не только отличного знания предмета, но и умения мыслить нестандартно, обращать внимание на кажущиеся незначительными детали и творчески подходить к решению задач. Поэтому помимо изучения, пусть даже углубленного, школьной дисциплины, необходимо развивать творческое мышление и умение отступать от шаблонов и типичных методов решения.
Многие задания олимпиады требуют знания не только профильного предмета, но и математики. Согласитесь, будет очень обидно составить правильный план решения, но получить неверный ответ из-за математической ошибки в расчетах.
С методическими рекомендациями для подготовки, примерами заданий и их решениями, а также с критериями оценки работ заключительного тура можно ознакомиться на официальном сайте олимпиады в разделе «Задания и решения».
Сергей Шестаков, педагог, преподаватель математики, автор проекта «ЕГЭ Чемпион»:
Нужно изучить действительно большой объем учебных материалов, поскольку многие задания с подвохом. Далеко не всегда первое, что приходит на ум, будет правильным решением. Буду честен, порой в олимпиаде «Гранит науки» я тоже попадался в олимпиадные ловушки. Например, забывал про исключения и писал реакции, которые казались мне очевидными.
Олимпиада «Гранит науки» по химии требует по-настоящему глубоких знаний предмета. Нужно просто доскональное знание тонкостей школьной химии, эксклюзивных реакций, необходимо помнить, какое вещество какого цвета, какой элемент в какой цвет окрашивает пламя горелки и так далее. Но и техническая часть в олимпиадных задачах по химии очень непроста и требует действительно хороших знаний математики, умения составлять и решать системы уравнений.
Отвечает Руслан Бабкин, кандидат технических наук, директор Центра довузовских и специальных программ Санкт-Петербургского горного университета, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии, ассистент кафедры безопасности производств