В языке много сюрпризов: слово «мертвец» имеет признаки одушевленности, а «толпа» — неодушевленности. Научимся отличать одушевленные и неодушевленные имена существительные вместе с опытным педагогом
Мы используем имена существительные для обозначения предметов. По тому, какой именно предмет они называют, эти слова разделяют на две группы — одушевленные и неодушевленные существительные.
В группу одушевленных существительных включают те, что описывают живые существа, а к неодушевленным — описывающие так называемую неживую природу. Одушевленность или неодушевленность — это постоянный морфологический признак имен существительных.
Совпадает ли разделение на одушевленные и неодушевленные существительные с разделением на живое и неживое в природе и в бытовом понимании | Не всегда |
Есть существительные, которые обладают признаками одушевленности и неодушевленности | Видеть микробы и микробов. Разглядывать инфузории и инфузорий. Прогневать Марса и смотреть на Марс |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов признаками, которыми обладают живые существа |
Показатели для определения одушевленности или неодушевленности | 1. Значение слова; 2. Вопросы «кто?», «что»; 3. Грамматические особенности |
Чтобы не запутаться, вначале нужно научиться понимать лексическое значение слова и ставить к нему вопрос.
Одушевленность определяют по лексическому значению. Слова, которыми мы пользуемся для обозначения животных и людей, — это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос «кто?» и часто относятся к объектам, способным самостоятельно передвигаться, перемещаться. В эту группу включают:
В ботанике к живой природе также относят растения, ведь они способны прорастать, развиваться и стареть. Однако в русском языке трава, кустарники и деревья — это неодушевленные имена существительные.
Возьмем слово «токарь». Оно означает профессию, указывает на живого человека и отвечает на вопрос «кто?». Следовательно, это одушевленное существительное.
Куда отнести слово «гусеница»? Так называют личинку насекомых — значит, это одушевленное существительное.
Будет ли одушевленным существительное «дядя»? Да, потому что слово описывает родственника или просто человека мужского пола и отвечает на вопрос «кто?»
Признак, указывающий на неживой предмет и отвечающий на вопрос «что?», называют неодушевленностью. К таким существительным относятся:
Слово «радость» относится к отвлеченным существительным или абстрактным понятиям. Значит оно неодушевленное.
Разберемся со словом «смородина». К нему подходит вопрос «что?», так называют кустарник. Как и все растения, это неодушевленное существительное.
Существительное «выход» обозначает действие, следовательно, входит в группу неодушевленных существительных.
С неоднозначным словом «тюфяк» ситуация сложнее. Если оно описывает подстилку с соломой, перед нами неодушевленное существительное. Когда говорят «старый тюфяк» о пожилом лентяе, существительное будет одушевленным.
В русском языке используются грамматические признаки одушевленности и неодушевленности. Грамматика не обращает внимания, кто дышит, ест, растет, умирает, а кто нет. В отличие от биологии, наука о языке оперирует иными категориями. Грамматически одушевленными существительными считаются слова, которые в родительном и винительном падеже множественного числа пишутся одинаково, то есть одинаковы по форме.
Если в мужском роде существительные имеют одинаковую форму в винительном и родительном падеже как в единственном, так и во множественном числе, то они одушевленные.
Исключение из правил — это одушевленные существительные мужского рода, которые заканчиваются на «-а». У них не совпадают именительный, родительный и винительный падежи. Сравните:
На основании грамматических признаков одушевленными существительными считаются:
Неодушевленные существительные тоже можно определить с помощью грамматики. В именительном и винительном падежах множественного числа они будут одинаковыми. По этому признаку названия совокупностей живых существ неодушевленные: нация, община, народ.
Потренируемся в определении одушевленных и неодушевленных существительных вместе с Ольгой Чеховой, преподавателем русского языка в онлайн-школе «Умскул».
Упражнение 1
Определите, является ли данное существительное одушевленным или неодушевленным:
Упражнение 2
Выберите правильный вариант ответа:
Упражнение 3
Подберите к словам однокоренные одушевленные имена существительные (например, школа — школьник):
Сильный — …
Космос — …
Музыка — …
Ленивый — …
Веселый — …
Теперь проверьте себя.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Отвечает Ольга Чехова, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Умскул»: