Однородные члены предложения

Они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и раз за разом порождают проблему с постановкой знаков препинания. Это однородные члены предложения – поговорим сегодня о них

Однородные члены предложения. ч
Екатерина Краснова Преподаватель русского языка, репетитор Ольга Гостюхина Автор КП

Однородные члены предложения действительно могут создать немало проблем в письменном тексте. Дело в том, что варианты постановок знаков препинания весьма разнообразны. Попробовать облегчить себе жизнь, отказавшись от употребления однородных членов, не вариант. Дело в том, что без них наша речь окажется очень скудной и невыразительной. Так что давайте разбираться с правилом!

Что такое однородные члены предложения в русском языке

Однородные члены предложения связаны единой синтаксической функцией, то есть выполняют одну роль. Они относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Произносятся с интонацией перечисления. Например, вы рассказываете, чем занимались вчера вечером: гуляли, рисовали, готовили ужин, помогали детям делать уроки. Или книга была захватывающей, увлекательной, невообразимо интересной и заставляющей задерживать дыхание в предвкушении дальнейшего развития событий. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Они разделяются запятыми или связываются союзами. В отдельных случаях необходима постановка тире или двоеточия. Задача однородных членов – максимально полно в соответствии с задачей автора охарактеризовать что-то или кого-то, то есть сделать речь более насыщенной и выразительной.

Полезная информация об однородных членах предложения

Подготовили для вас таблицу с важной информацией, касающейся однородных членов предложения.

Однородные члены предложенияПодробности
Как узнать на письмеЕдиная синтаксическая функция, отвечают на один вопрос
Как узнать в речиПроизносятся с интонацией перечисления
ФункцияДелают речь более выразительной и разнообразной, помогают добавить информацию
Какие части речиПодлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства
Как связываются в предложенииБессоюзно, с помощью союзов, с помощью тире и двоеточия

Запятые между однородными членами предложения

Запятые в случае с однородными членами предложения ставятся в следующих случаях.

Отсутствие союзов. Перечисленные слова, относящиеся к одному слову, связаны только смыслом и интонацией. Например, ученик положил в сумку тетради, книги, ручки, карандаши. Все предметы относятся к ученику, они перечисляются, поэтому разделяются запятыми.

Повторяющиеся союзы «и», «или». Союз должен быть не однократным («вороны и сороки сидели на дереве» – не ставим ничего), а повторяться минимум дважды. Если перефразировать пример про птиц следующим образом, то запятая обязательна: «И вороны, и сороки, и щеглы, и воробьи удивительно дружно сидели на одном дереве». Так же работает союз «или». «Вороны или сороки утащили мой брелок» – однократное употребление, запятой не будет. В следующем варианте она появится: «Или вороны, или сороки, или пролетавшие мимо грачи утащили яркий брелок, который по неосторожности оставили на столе».

Есть противопоставление, выраженное с помощью союзов «а», «но», «зато». Например, ученики на уроке не читали учебники, но смотрели познавательный фильм. Или же в лесу растут не подберезовики, а маслята.

Есть повторяющиеся союзы («либо…либо», «то…то», «ни…ни» и другие), которыми соединены повторяющиеся слова. Например, мальчик не купил ни хлеба, ни сметаны, зато принес несколько шоколадок. Здесь мы, кстати, увидели не только повторяющиеся союзы, но и противопоставление, выраженное с помощью «зато». Два пункта правила обязали нас поставить две запятые.

Примеры

Давайте рассмотрим примеры однородных членов предложения, между которыми ставится запятая.

  • Во время прогулки по Москве мы посетили Красную площадь, Воробьевы горы, парк Горького, Чистые пруды.
  • Иван и объяснил коллегам причину своего поступка, и попросил прощения за невольное недоразумение, и пообещал, что впредь такое не повторится.
  • Это не собака украла колбасу со стола, а кошка.
  • Либо вы, либо другие члены вашей семьи должны прийти на субботник и помочь убрать мусор во дворе.
  • Ни волки, ни медведи, ни рыси не могут питаться только овощами или фруктами.
это интересно
Синтаксический разбор предложения
Что такое и как выполняется синтаксический разбор предложения
Подробнее

Знаки препинания при обобщающем слове

Обобщение может выражаться словом или словосочетанием. Оно служит для объединения однородных членов в одну смысловую группу. После обобщающих слов или словосочетаний и перед однородными членами может ставиться двоеточие или тире. Иногда эти знаки препинания зависят от авторского стиля и подачи, поэтому могут быть взаимозаменяемы. Но есть случаи, когда их постановка обоснована определенными правилами.

  1. При наличии слов «например», «как то», «а именно» после обобщающего слова и перед однородными ставим двоеточие: «Он посетил много стран, например: Китай, Вьетнам, Таиланд, Непал». Обратите внимание, что перед «например» и другими словами со схожей функцией нужно поставить запятую.
  2. Если однородные члены предложения перечислены в начале, а обобщающее слово или словосочетание следует за ними, ставим тире: «Платья, юбки, шляпки, перчатки – все эти предметы гардероба продавались в знаменитом магазине на Невском проспекте, столь любимом аристократками Санкт-Петербурга».
  3. Сложнее всего с «гибридными» предложениями, когда обобщающее слово ставится в начале, а после перечисления однородных членов предложение продолжается. Тогда в первом случае после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире. Например: «Я прочел много произведений классиков, например: «Войну и мир» Толстого, «Шинель» Гоголя, «Преступление и наказание» Достоевского – везде ощущаются переживания авторов за судьбу простого человека».

Примеры

Подобрали для вас примеры предложений со знаками препинания при обобщающем слове.

  • Подавая заявление, она принесла документы, а именно: свидетельство о рождении ребенка, копию своего паспорта, справку о доходах.
  • В этом фирменном магазине хлебного завода можно купить отличную выпечку, например: торты, пирожные, ватрушки, пирожки.
  • Гвозди, шурупы, болты, отвертки – все эти инструменты беспорядочно валялись в чулане.
  • Молоко, яйца, масло, ваниль, сметана, мука – такие ингредиенты понадобятся для приготовления коржей.
  • Я перечислил вам возможные способы решения проблемы, как то: поговорить с ребенком, постараться проводить с ним больше времени, проконсультироваться с психологом вы же продолжаете лишь жаловаться на его поведение.

Таблица способов связи между однородными членами предложения

Составили сводную таблицу, которая поможет наглядно увидеть способы связи однородных членов в предложении.

Способ связиПодробности
Однократный союз«И»/«или» повторяется однократно, запятая не ставится
Бессоюзное предложениеЗапятая ставится после каждого однородного члена; исключение – союз «и» перед последним перечисляемым словом
ПротивопоставлениеСоюзы «а», «но», «зато», перед ними запятая
Повторяющиеся союзыРазделяются запятыми
Двойные союзыРазделяются запятыми, вторую часть менять нельзя
ДвоеточиеПосле обобщающего слова перед однородными; часто дополняется словами «например», «как то» и др.
ТиреЕсли однородные члены в начале, а обобщающее слово идет за ними
Двоеточие и тиреЕсли обобщающее слово в начале, за ним однородные члены, после предложение продолжается

Ошибки в построении предложений с однородными членами предложения

Довольно часто допускают следующие ошибки в построении предложений с однородными членами.

  • Сведение в один ряд разных членов речи

Нельзя сказать, что река была могуча и неторопливая. Либо могуча и нетороплива, либо могучая и неторопливая.

  • Соединение различных синтаксических конструкций

Совершенно неграмотным будет предложение такого типа: «На совещании говорили о проблемах с опозданиями сотрудников и что нужно сдать деньги на лекарства больному коллеге». Правильный вариант: «На совещании говорили о проблемах с опозданием сотрудников и о сборе денег на лекарства больному коллеге».

  • «Перепутанные» двойные союзы

Союзы типа «хотя и…, но…», «не столько…, сколько…», «не только…, но и…» и подобные существуют в принятом для них виде и не могут «разбиваться». Нельзя сказать «мы купили не только книги, сколько тетради». Правильный вариант: «мы купили не только книги, но и тетради».

Чтобы не допускать ошибок, следите за логикой построения предложений. Проверяйте, действительно ли слова и словосочетания выполняют сходную синтаксическую функцию, действительно ли отвечают на один вопрос.

Упражнение на тему «Однородные члены предложения»

Подготовили для вас несколько упражнений по теме однородных членов предложения.

Упражнение 1

Поставьте запятую в том случае, где это необходимо.

  • Мама купила овощи и фрукты.
  • В нашем саду растут яблоки груши сливы абрикосы.
  • Дети видели в зоопарке медведя жирафа пантеру и льва.
  • И мне и моим друзьям было неловко за такую ситуацию.
  • Учитель пояснил, что сегодня на небе можно наблюдать не кучевые а перистые облака.

Упражнение 2

Поставьте запятую, тире или двоеточие в том случае, если это необходимо.

  • В мире много удивительных животных например ехидна утконос окапи тапир.
  • Ни в этом автосервисе ни в соседнем не смогли починить мою машину.
  • В зоомагазине было много рыб например гуппи гурами цихлиды меченосцы каждое из этих удивительных созданий могло бы стать настоящим украшением аквариума.
  • Жалобы слезы требования шантаж все это совершенно бесполезно для налаживания отношений.
  • Мы хотим не столько повышения зарплаты сколько улучшения условий труда.

Упражнение 3

Перестройте предложения таким образом, чтобы члены предложений оказались однородными. Поставьте запятые там, где это необходимо.

  • Звук был громок и протяжный.
  • Стол не высок а низкий.
  • Волонтеры рассказали о чистке реки от мусора и что помогли спасти птиц.
  • Вчера на занятии дети рисуют лепили из пластилина делали аппликации и мастерили домики.

Ответы к упражнениям

Перед вами ответы к упражнениям — проверьте себя.

Упражнение 1

В упражнении верно расставлены запятые в тех случаях, где это необходимо.

  • Мама купила овощи и фрукты.
  • В нашем саду растут яблоки, груши, сливы, абрикосы.
  • Дети видели в зоопарке медведя, жирафа, пантеру и льва.
  • И мне, и моим друзьям было неловко за такую ситуацию.
  • Учитель пояснил, что сегодня на небе можно наблюдать не кучевые, а перистые облака.

Упражнение 2

Корректно расставлены знаки препинания.

  • В мире много удивительных животных, например: ехидна, утконос, окапи, тапир.
  • Ни в этом автосервисе, ни в соседнем не смогли починить мою машину.
  • В зоомагазине было много рыб, например: гуппи, гурами, цихлиды, меченосцы – каждое из этих удивительных созданий могло бы стать настоящим украшением аквариума.
  • Жалобы, слезы, требования, шантаж – все это совершенно бесполезно для налаживания отношений.
  • Мы хотим не столько повышения зарплаты, сколько улучшения условий труда.

Упражнение 3

Предложения с однородными членами и корректно расставленными запятыми.

  • Звук был громкий и протяжный. Второй вариант: звук был громок и противен.
  • Стол не высокий, а низкий. Второй вариант: стол не высок, а низок.
  • Волонтеры рассказали о чистке реки от мусора и о помощи в спасении птиц.
  • Вчера на занятии дети рисовали, лепили из пластилина, делали аппликации и мастерили домики.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Екатерина Краснова филолог, репетитор по русскому языку:

Чем отличаются однородные определения от неоднородных?

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны. Например, по цвету, размеру или материалу: Дождевые капли переливались на солнце желтыми, красными цветами.

Исключение: если в предложении стоит одиночное прилагательное, а после идет причастный оборот (причастие с зависимым словом), такие определения будут однородными и между ними нужно поставить запятую: Мы выезжаем из мрачного леса на великолепную, сияющую под солнцем поляну.

Если же в предложении сначала идет причастный оборот, а потом прилагательное, тогда запятая ставиться не будет: Мы выезжаем из мрачного леса на сияющую под солнцем великолепную поляну.

Неоднородные определения – это определения, которые:

а) являются разными частями речи: например, порядковое числительное + прилагательное (первый весенний день) или притяжательное местоимение + прилагательное (мое кашемировое пальто);

б) описывают предмет по разным признакам, например: Крупные дождевые капли переливались на солнце всеми цветами радуги.

Совет №1:  Если между однородными определениями можно подставить сочинительный союз «и» – значит, они однородные: Дождевые капли переливались на солнце желтыми (и) красными цветами.
 
Совет №2: При прочтении предложения, например «Я купила белый пушистый свитер», можно задать вопрос: «А всегда ли белый свитер будет пушистым? А пушистый свитер всегда белый?» Если ответ «нет» – значит, это неоднородные определения, запятая не нужна.

Таким образом, чтобы отличить однородные и неоднородные определения, необходимо:

• правильно определить часть речи (это прилагательное, причастие, порядковое числительное или местоимение?)
• проверить, можно ли между определениями поставить союз «и»?
• задавать вопрос: «А всегда ли белый свитер пушистый?» (пример со свитером самый понятный и по его аналогии можно проверять другие определения).

Как найти в тексте однородные подлежащие?

Чтобы найти однородные подлежащие, нужно посмотреть на сказуемое. Обычно, если в предложении несколько однородных подлежащих, сказуемое будет стоять во множественном числе. Например: «Мальчишки и девчонки нашего класса, а также их родители приняли участие в школьном спектакле».

Сказуемое «приняли», смотрим на смысл предложения: кто принял участие? Мальчишки, девчонки, родители. Значит, это однородные подлежащие.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ проверяется знание темы «Однородные члены предложения»?

Тема «Однородные члены предложения» встречается в заданиях ОГЭ №2-5. Причем в каждом из них эта тема рассматривает с разных сторон.

Так, в задании №2 нужно определить верную грамматическую основу, в которой могут быть однородными подлежащие или сказуемые. В 3-м задание предстоит выбрать верную характеристику предложения: например, осложнено ли указанное предложение однородными членами предложения? В 4-м задании необходимо установить соответствие между правилом и предложением, а в 5-м – правильно расставить знаки препинания в тексте.

На ЕГЭ знание этой темы необходимо для всех заданий по пунктуации, но особенно подробно она представлена в 16-м номере и 21-м.

Задание №21 ЕГЭ относится к заданию повышенного уровня сложности. Здесь уже расставлены все знаки препинания, но необходимо проанализировать предложения и найти, в каких из них запятая ставится по одному и тому же правилу.
КП
Реклама О проекте