Неологизмы – это новые слова, которые постоянно появляются в устной и письменной речи. Разберемся, как они образуются, когда используются и для чего нужны в русском языке
Неологизмы появляются для обозначения новых понятий, явлений и процессов, происходящих в самых разных сферах человеческой жизни, – от цифровых технологий до молодежных увлечений. Неологизмы могут принадлежать к различным частям речи и использоваться для различных нужд, как в технической документации, так и в неформальном общении. Однако эта постоянно изменяющаяся группа слов подчиняется своим правилам и внутренней классификации – и имеет свои особенности при использовании в речи и на письме.
Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А. Н. Николюкина дает такое определение: «Неологизм (греч. Neos – новый; logos – слово) – новое слово, фразеологический оборот или заимствование, постоянно появляющиеся в языке». Говоря проще, неологизмы – это новые слова и выражения, которые появляются вместе с новыми предметами и понятиями. Они создаются или на основе уже существующих в языке слов или частей слов или заимствуются из других языков.
В таблице ниже коротко ответим на главные вопросы о неологизмах.
Короткий вопрос о неологизмах | Ответ |
---|---|
Какие виды выделяют? | Языковые, которые появляются спонтанно. Авторские, которые создаются конкретными людьми с определенной целью |
Для чего используются? | Для обозначения новых понятий, увеличения экспрессии устной и письменной речи, для создания ярких образов в художественных текстах |
Изучаются ли в школе? | Да, они включены в программу русского языка 6 класса |
Проверяются ли на экзаменах? | Да. ОГЭ – чаще всего в задании 8; ЕГЭ – в задании 26 |
В русском языке различают два основных вида неологизмов. Это языковые неологизмы и авторские неологизмы, которые также называют окказионализмами.
Языковые неологизмы – это слова, которые возникают как обозначения для новых явлений и понятий или как новые определения для уже существующих. При этом есть два основных способа образования языковых неологизмов.
Лексический способ. В языке возникает новое слово, новая единица лексики. Оно может прийти в язык как с помощью заимствования, так и при помощи способа образования, аналогичного тому, с помощью которого образуются слова в русском языке.
Семантический способ. Уже существующее в языке слово обретает новое значение – чаще всего по сходству предмета или явления, которое оно обозначает, с новым предметом, у которого еще нет названия.
Приведем примеры неологизмов обоих видов. Сначала поговорим о лексическом способе.
Блогер – человек, ведущий страничку в интернете. Пришло из английского языка (blogger) без изменения значения.
Коворкинг – пространство для совместной работы. Пришло из английского языка (co-working), не меняя своего значения.
Вайбовый – имеющий «вайб», атмосферу или очарование; чаще всего говорится о месте или предмете. Пришло из английского языка (vibe, сокращение от vibration – вибрация, излучение) и получило суффикс «-ов-» и окончание «-ый», характерные для прилагательных в русском языке (бобовый, гороховый).
Няшка – что-то милое. Пришло из японского языка (звукоподражание кошачьему мяуканью nya использовалось как выражение умиления) и получило суффикс «-шк-» и окончание «-а» (милашка, крышка).
Теперь рассмотрим примеры языковых неологизмов, образованных семантическим способом.
Слово «облако» ранее обозначало только природное явление, а сейчас оно также служит названием для цифрового хранилища данных. Все, что загружено в облако, клубится где-то в цифровом пространстве без физического носителя.
Слово «лента» сначала обозначало только узкую полоску ткани. Сейчас же слово также означает новостную ленту – отображаемый на экране поток новостей в социальных сетях или на сайтах.
Если естественное появление в жизни новых вещей и необходимость придумать для них новые слова являются спонтанным процессом, то писатели и поэты часто прибегают к словотворчеству намеренно. Новые слова, появляющиеся в авторских текстах, называются авторскими неологизмами. При этом если слово создано с нарочитыми нарушениями правил русского языка, то его называют окказионализмом. Такие слова создаются, в первую очередь, для того, чтобы усилить выразительность авторского текста, придать ему остроту и эмоциональность.
Нет единого способа для образования таких слов – каждый творец выбирает свой путь. Иногда авторские неологизмы бывают настолько удачными, что становятся общеупотребительными и переходят в состав русского литературного языка.
Примеры авторских неологизмов очень интересны и запоминающиеся.
Неологизм «громадьё» введен Владимиром Маяковским в стихотворении «Хорошо». Окончание «ё» работает на внутреннее сходство со словом «зверьё» – что-то дикое, необузданное. Громадьё – большое количество.
Зареет – ярко виднеется. Неологизм использован А. Блоком в стихотворении «Осенняя воля». Зареет – глагол, образованный от слова «заря», то есть описываемый предмет не просто виден, но выделяется на общем фоне, сияет, светится.
Окошкодохлиться, айсбержонок, Швамбрания – примеры окказионализмов. Окошкодохлиться – слово, придуманное А. Чеховым. Означает «умереть», «сломаться», «закончиться». Айсбержонок – неологизм авторства В. Конецкого, означает «маленький айсберг». Швамбрания – название выдуманной страны из одноименного произведения Л. Кассиля.
Некогда авторские неологизмы, например «отсебятина», «кутерьма», «робот», «катавасия» и многие другие, перешли в русский язык в качестве общеупотребительных.
Неологизмы в русском языке используются, чтобы обозначить новое явление, вещь или понятие. Они призваны также создать яркий образ или передать эмоцию (чаще всего в поэзии и других художественных текстах). Кроме того, один неологизм способен заменить целое предложение («лайк» вместо «одобрение пользователями социальных сетей»).
Чаще всего неологизмы встречаются в разговорной речи и художественной литературе, и большая их часть так и не выходит за пределы этих сфер. В последние годы к неологизмам активно прибегают в рекламе и маркетинге, стремясь как можно выгоднее представить товары конечным потребителям, особенно если эти потребители – молодые люди. Научно-технический прогресс также постоянно порождает новые слова.
При употреблении неологизмов следует помнить о нескольких аспектах. Во-первых, насколько новое слово будет понятно собеседнику. Во-вторых, уместно ли использовать неологизм, особенно если он пришел из интернета и субкультур, например, в официальной речи. И наконец, не устарело ли уже «новое» слово – и не вызовет ли его употребление комичного эффекта, к которому говорящий не стремился.
Неологизмы в русском языке выполняют сразу несколько важных функций.
Номинативная. Эти слова называют новые предметы и явления, которые возникают в жизни, дают характеристики новым процессам и действиям.
Компрессивно-информативная. Говоря «селфи» вместо «фотография себя, сделанная самим собой», человек сокращает время и силы, которые требуются для передачи информации.
Когнитивная. Будучи связаны с новыми процессами в обществе, неологизмы способствуют познанию новых отраслей знаний, раскрывают их перед массами.
Экспрессивная. Неологизмы в литературном языке служат для создания более ярких, образных, запоминающихся текстов, помогают выделить сильные места в высказывании.
Накопительная. У каждой эпохи свои неологизмы. Какие-то приживаются и входят в общее употребление, какие-то остаются маркером НЭПа или «лихих девяностых».
Давайте вместе выполним несколько несложных упражнений.
Упражнение 1
Распределите неологизмы в соответствии с их значением:
а) метавселенная
б) дипфейк
в) скам
г) экофрендли
д) нейронка
1. Не вредящий природе и окружающей среде
2. Виртуальное пространство, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом и с окружением через аватары
3. Обман в социальных сетях, мошенничество
4. Технология создания поддельных видео, фото или аудио с использованием искусственного интеллекта
5. Виртуальный помощник, созданный на основе нейросети.
Упражнение 2
Найдите в предложении неологизм.
Проверьте, что у вас получилось.
Упражнение 1
а2; б4; в3; г1; д5
Упражнение 2
Отвечает Татьяна Калиманова, учитель русского языка первой квалификационной категории МБОУ «Лицей №103 имени Сергея Козлова» г. Ростова-на-Дону: