НЕ с существительными

Вспомним, как пишется НЕ с существительными, и узнаем, как подготовиться к проверочным и контрольным по этой теме и в каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ она встретится

НЕ с существительными. Фото: shutterstock.com
Екатерина Краснова Преподаватель русского языка, репетитор Ольга Гостюхина Автор КП

Пожаловаться на ненастье, подарить незабудки или потребовать от мастера исправить недоделки – вы можете встретиться с НЕ с существительным буквально на каждом шагу. Даже если вы уже давно окончили школу, наверняка приходится писать документы, отчеты, в интернете общаться, в конце концов! Чтобы вам не поставили в упрек неграмотность и невежество, давайте разберем правило.

Что такое существительное в русском языке

Существительное – самостоятельная часть речи русского языка. Она означает предмет, лицо, понятие или явление: гроза, курица, табурет, шкаф. Может быть мужского, женского или среднего рода: дом, дорога, молоко. Отвечает на вопросы «кто?» (врач) или «что?» (вилка). Знание существительных является ключом к пониманию окружающего мира. Слова, относящиеся к этой части речи, способствуют формированию мышления, расширению словарного запаса, помогают строить предложения и выражать мысли.

Полезная информация о правописании существительных

Коротко собрали самую важную информацию о правописании «не» с существительными в таблице.

НЕ с существительнымиКак пишется
СлитноЕсли не употребляется без НЕ, есть приставка НЕДО-, можно подобрать синоним без НЕ
РаздельноЕсть противопоставление или усиление отрицания
Где понадобится знаниеЭкзамены ОГЭ, ЕГЭ и во внеучебной жизни
Лучшие упражнения для закрепленияТестовые, упражнения на переписывание и раскрытие скобок, диктант

Правило слитного написания НЕ с существительными

«Не» с существительным пишется слитно в нескольких случаях.

  1. Если существительное не употребляется без «не». Например, незабудка, нечисть, ненастье, неурядица. Проверить просто: пробуем представить слово без «не». Выходит «забудка», «чисть», «настье» и «урядица» – слово просто теряет смысл и перестает существовать.
  2. Если есть приставка «недо-». В таком случае «не» с существительным пишется слитно, например «недоделка», «недосмотр». Коварство ситуации в том, что подобные слова без «не» существуют. Мы вполне можем сказать «досмотр». Но в таком случае слово потеряет свой первоначальный смысл, значение изменится на противоположное.
  3. Если к существительному с «не» можно подобрать синоним без «не». Например, вместо слова «неудача» можно сказать «фиаско», «поражение», «крах». Для «невыхода» синонимы «неявка», «прогул». Синонимы легко подбираются, по смыслу идентичны проверяемому слову – значит, пишем его слитно.

Примеры

Рассмотрим примеры, иллюстрирующие оба случая слитного написания «не» с существительным.

  • Какое несчастье: вопреки оптимистичным прогнозам погоды сегодня ненастье, никаких шансов отправиться на пикник в лес.
  • Начальник потребовал, чтобы подчиненный отчитался за неявку.
  • Люблю незабудки – эти милые цветы пробуждают в душе нежные ностальгические воспоминания.
  • Хватить мне рассказывать небылицы!
  • Мастер вернул токарю деталь, потребовав исправить все недоделки.
это интересно
НЕ с прилагательными
Повторяем правила слитного и раздельного написания «не» с этой частью речи
Подробнее

Правило раздельного написания НЕ с существительными

Раздельное написание частицы «не» с существительными далеко не всегда вызывает проблемы. Вряд ли вам захочется убрать пробел в словосочетаниях «это не окно», «вижу не цветы» или «читаю не книгу». В крайнем случае проверить можно постановкой любого слова между «не» и существительным. Например, «это не мое окно», «вижу не красные цветы», «читаю не интересную книгу». Звучит органично, логика не страдает, смысл дополняется? Значит, смело пишем раздельно.

Самые сильные сомнения возникают обычно в случае тех существительных, которые могут писаться с «не» как слитно, так и раздельно в зависимости от контекста. Например, «неправда» или «не правда», «неприятель» или «не приятель». Со слитным написанием мы разобрались пунктом выше. Раздельно «не» с существительными в подобных ситуациях будет писаться в том случае, если есть противопоставление понятий. Оно может выражаться через:

  • союзы «а» или «но»: например, «это не правда, а гнусная ложь». Или — «это не счастье, но горе и позор»;
  • «сигнальные» слова — «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не» и прочие такого плана. Эти конструкции усиливают отрицание и противопоставление. Например, «отнюдь не правда» или «они мне вовсе не приятели».

Примеры

Рассмотрим примеры раздельного написания «не» с существительным. Обратите внимание на союзы и слова, усиливающие отрицание.

  • После такого предательства ты мне никакой не друг.
  • Это отнюдь не правда, и у меня есть тому весомые доказательства.
  • Это не крыса и не мышь.
  • Почему вы испытываете к своим друзьям не доверие, но подозрительность, которая, прямо сказать, выглядит странно?
  • Это не воля, а золотая клетка.

Упражнения на тему «НЕ с существительными»

Подготовили для вас несколько упражнений, которые помогут закрепить знание правил.

Упражнение 1

Разделите список слов на две части. В первую выпишите существительные, которые всегда пишутся с «не» слитно, во вторую те, где допускается слитное или раздельное в зависимости от контекста.

Незабудка, неприятель, неправда, ненастье, несчастье, неуклюжесть, недоразумение, недруг

Упражнение 2

Перепишите предложения, подобрав выделенным существительным синонимы без «не».

  1. Хватит все время думать о неудаче!
  2. Кажется, нас преследует невезение.
  3. На поле боя встретились давние неприятели.
  4. Заявлено, что книга написана на основе реальных событий, но в ней все неправда – от первого и до последнего слова.
  5. Студент проявил невежливость по отношению к преподавателю.

Упражнение 3

Перепишите предложения таким образом, чтобы существительные с «не» писались раздельно.

  1. Приход гостей доставил неудобство.
  2. Графиня задохнулась от возмущения: служанка проявила непочтительность.
  3. Это невезение.
  4. Мы неприятели.

Ответы к упражнениям

Проверьте себя по готовым ответам ниже.

Упражнение 1

«Не» всегда пишется слитно в словах: незабудка, ненастье, неуклюжесть, недоразумение

«Не» может писаться слитно или раздельно в зависимости от контекста: неприятель, неправда, несчастье, недруг.

Упражнение 2

Вот какие синонимы мы подобрали.

  1. Хватит все время думать о провале!
  2. Кажется, нас преследует злой рок.
  3. На поле боя встретились давние враги.
  4. Заявлено, что книга написана на основе реальных событий, но в ней все ложь – от первого и до последнего слова.
  5. Студент проявил грубость по отношению к преподавателю.

Упражнение 3

Чтобы выделенные существительные писались с «не» раздельно, в предложении должно быть противопоставление.

  1. Приход гостей доставил не удобство, а большой дискомфорт для хозяйки, которая после работы была вынуждена хлопотать, накрывая на стол.
  2. Графиня задохнулась от возмущения: служанка проявила не почтительность, но такую дерзость, вообразить которую было просто невозможно.
  3. Это не везение, а какой-то злой рок, стечение неблагоприятных обстоятельств, преследующих нас уже вторую неделю.
  4. Мы не приятели, а соперники, не желающие уступать друг другу победу в этом сражении.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Екатерина Краснова, филолог, репетитор по русскому языку:

Как подготовиться к проверочной на тему «НЕ с существительными»?

Советую при подготовке выполнять разные упражнения, чтобы лучше усвоить темы. Проверочная пройдет, а знания по теме будут нужны всегда: не только на ОГЭ или ЕГЭ, но и в жизни. Разбирая теорию, пишите конспекты и создавайте ассоциации к правилам. Делайте шпаргалки: их создание является очень эмоциональным процессом и помогает хорошо запоминать информацию. На уроках, конечно, пользоваться шпаргалками не нужно, да в этом и не будет необходимости. Ну а для отработки темы рекомендую выбрать следующие задания.

Тестовые, в которых нужно выбрать один или несколько вариантов ответа, где «не» с существительным пишется слитно или раздельно (такого же формата есть задание в ЕГЭ).

Тест на определение правильного объяснения слова: в таких заданиях нужно или выбрать вариант ответа, который объясняет причину слитного или раздельного написания слова из задания, или найти ошибку в объяснении написания (похожий формат есть в ОГЭ).

Упражнение на переписывание: списать словосочетания «не» с существительными, раскрыв скобки (такие задания есть в ВПР 8 класса).

Упражнение на переписывание текста: списать текст, расставив нужные знаки препинания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. В таких заданиях проверяется не одна тема, а сразу несколько, и это отлично тренирует внимательность и способность быстро переключаться с одного правила на другое (такой формат есть в ВПР 5-8 классов).

Диктант: найдите в сборнике диктантов подходящий по орфограмме текст и попросите вам его продиктовать. В сборниках обычно сразу к диктантам предлагают грамматические задания: не поленитесь их сделать тоже. Лучше выбирать сборник диктантов от авторов вашего учебника.

Если обобщить, то методически правильным решением будет начать отработку темы с заданий, которые посвящены исключительно ей, и переходить к более сложным, в которых эта тема дана в контексте с другими пройденными орфограммами и пунктограммами.

Почему тему «НЕ с существительными» изучают в 6-м классе?

Имя существительное – это та часть речи, с которой мы начинаем знакомство с морфологией (наукой о частях речи) еще в начальных классах. Это логично, ведь количественно в русском языке больше всего именно существительных. Программа 5-7 классов выстроена таким образом, что здесь мы изучаем все части речи: разбираем морфологические признаки, синтаксические роли и орфографию каждой из них. В 8-9 классе начинается изучение синтаксиса, и больше к морфологии мы не возвращаемся (только в контексте повторения пройденного материала).

Изучение темы «Правописание “не” с существительными» в 6 классе связано с тем, что нам необходимо систематизировать и обобщить все полученные знания по имени существительному, в том числе и его правописание с «не». Это важно, поскольку правописание с частицей «не» – это большая тема, которая охватывает разные самостоятельные части речи: прилагательное, глагол, наречия, причастия.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «НЕ с существительными»?

Знание правописания «не» с существительным – одна из главных тем орфографии. Она всегда встречается на экзаменах. Так, на ОГЭ эта тема представлена в 6-м задании, в котором нужно указать варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Здесь предлагаются разные слова и разные правила, одно из которых – правописание «не» с разными частями речи. Чтобы справиться с этим заданием, необходимо быть хорошо теоретически подготовленным, чтобы оценить правильность объяснения.

На ЕГЭ есть отдельное задание №13, которое посвящено только теме «Правописание “не” с разными частями речи». В этом задании нужно раскрыть скобки и указать варианты ответов, в которых «не» с выделенным словом пишется слитно или раздельно.

Кроме тестовых заданий, знание правила «Правописание “не” с существительными» также необходимо для успешного выполнения письменных работ: изложения и сочинения в ОГЭ (задание №1 и №13.1, №13.2, №13.3), итогового сочинения (декабрьского) и сочинения ЕГЭ (задание №26).  В письменных работах ошибка в этой теме снижает балл по критерию «Орфография».
КП
Реклама О проекте