НЕ с деепричастиями

Сегодня поговорим об особенностях написания частицы НЕ с деепричастиями: в каких случаях пишется слитно, а в каких раздельно. Разберем правила и потренируемся с помощью тематических упражнений

НЕ с деепричастиями. Фото: shutterstock.com
Ирина Ишкова Автор КП Татьяна Гартман Преподаватель русского языка и литературы высшей категории

На первый взгляд все просто. Частица «не» с деепричастиями так же, как и с глаголами, пишется раздельно. Но есть ряд исключений, которые нельзя забывать. 

Что такое деепричастие в русском языке

Деепричастием в русском языке называют особую форму глагола. Но это  самостоятельная часть речи, которая является важной для русского языка, так как помогает создавать яркие образы и различные описания действий в предложениях.

Деепричастие определяют с помощью вопросов «что делая?», «что сделав?», «как?» Они обозначают более точные действия и называют, каким образом эти действия совершаются.

В предложениях деепричастие является дополнительным членом и определяется как обстоятельство. Если от деепричастия зависят другие члены предложения, то эта синтаксическая конструкция будет называться деепричастным оборотом. 

Полезная информация о правописании деепричастий

Эту небольшую таблицу с правилами написания деепричастий можно использовать как шпаргалку.

НЕ с деепричастиями и другие правилаКак пишется
Частица НЕПишется всегда раздельно: не заметив, не спеша            
Приставки не- и недо-Пишутся слитно, если без этих приставок деепричастие не употребляется: негодуя, недоумевая
Перед суффиксами -в и -вши в деепричастиях совершенного видаПишется та же гласная, что и перед суффиксом -ть глагола в неопределенной форме (или -л в форме прошедшего времени): выдержав – выдержать (выдержал)

Правило слитного написания НЕ с деепричастиями

«Не» с деепричастиями пишется слитно в тех же случаях, что и с глаголами – когда слова не употребляются без «не». Например, ненавидя, недоумевая, невзлюбив и так далее. В данных словах «не» – приставка.

Деепричастие с «не» пишется слитно, если оно было образовано от глагола с приставкой «недо-» и имеет значение неполноты, недостаточности. Например, недослышав, недоспав, недосчитавшись.

Примеры

Разберем это правило на примерах.

  • Владимир замолчал, недоумевая по поводу услышанного.
  • Прохожий пробирался по сугробам, ненавидя зиму.
  • Лена бежала, невзирая на опасность.
  • Ученик пришел на урок, недоучив стихотворение.
  • Катя смотрела на брата, негодуя.
  • Невзлюбив меня, Петр сердился на сестру.
это интересно
НЕ с глаголами
Есть ли случаи слитного написания? Вспоминаем правила русского языка
Подробнее

Правило раздельного написания НЕ с деепричастиями

Согласно правилу орфографии, отрицательная частица «не» с деепричастиями пишется раздельно, кроме случаев, рассмотренных выше. Например, не гуляя, не читая, не рассказав.

Раздельно с частицей «не» пишутся деепричастия с приставкой «до-», обозначающие действие, не доведенное до конца: Не доев кашу, девочка побежала гулять. Не дочитав книгу, мы пошли спать.

Примеры

Закрепим это правило примерами

  • Не досмотрев фильм до конца, он вышел из зала.
  • Она работала, не желая отдохнуть.
  • Маша слушала, не рассказывая о себе.
  • Борис зашел, не снимая сапог.
  • Захар сидел не двигаясь.
  • Не дописав диктант, он убрал ручку.

Упражнения на тему «НЕ с  деепричастиями»

Для лучшего усвоения материала потренируемся на упражнениях.

Упражнение 1

Выпишите в два столбика слитное и раздельное написание слов.

(Не)замечая, (не)доумевая, (не)видя, (не)навидя, (не)чувствуя, (не)страшась, (не)припоминая. 

Упражнение 2        

Определите, где «не» нужно писать слитно, а где раздельно.

  1. (Не)задумываясь, Павел ответил на вопрос.
  2. (Не)годуя, Марина вышла из кабинета.
  3. (Не)взлюбив пасмурную погоду, Олег не ходил гулять под дождем.
  4. (Не)прочитав и пары страниц, Петр пошел гулять.
  5. (Не)навидя рано вставать, Маша просыпалась ближе к обеду.
  6. Мы шли вперед, (не)жалея сил. 

Ответы к упражнениям

Проверим себя с помощью ответов к упражнениям.

Упражнение 1

Слитное написание «не» с деепричастиями: недоумевая, ненавидя.

Раздельное написание «не» с деепричастиями: не замечая, не видя, не чувствуя, не страшась, не припоминая.

Упражнение 2

  1. Не задумываясь, Павел ответил на вопрос.
  2. Негодуя, Марина вышла из кабинета.
  3. Невзлюбив пасмурную погоду, Олег не ходил гулять под дождём.
  4. Не прочитав и пары страниц, Петр пошел гулять.
  5. Ненавидя рано вставать, Маша просыпалась ближе к обеду.
  6. Мы шли вперед, не жалея сил.

Популярные вопросы и ответы

Татьяна Гартман, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории:

Как подготовиться к проверочной на тему «НЕ с деепричастиями?»

На самом деле, тема «НЕ с деепричастиями» очень простая. Правило элементарное («не» с деепричастиями пишем раздельно, кроме случаев, когда слово без «не» не употребляется), исключений нет…

Подвох есть только в словах с приставкой «недо-»: недоедая, недослушав, недолюбливая. С этими словами надо быть осторожнее, но они, как правило, на экзаменах не попадаются.

Однако все-таки эта тема часто вызывает затруднения из-за того, что не можем правильно определять части речи. Иногда дети не узнают деепричастия, не видят их, не чувствуют. Здесь надо просто не лениться и задать к каждому слову вопрос. Тогда ни одно деепричастие не проскочит!

Почему тему «НЕ с деепричастиями» изучают в 7 классе?

Тема «НЕ с деепричастиями» изучается в 7 классе, потому что на этот момент школьники уже имеют достаточный набор базовых знаний: они ориентируются в частях речи, изучили глаголы, наречия, получили понятие о деепричастиях. К тому же эта тема является логичным продолжением ранее изученной и хорошо знакомой темы «НЕ с глаголами».

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «НЕ с деепричастиями»?

Тема «НЕ с деепричастиями» может пригодиться в разных заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Вообще, нельзя какую бы то ни было тему вырвать из контекста всего русского языка и оправить в какое-то одно задание. Наша тема, как и многие другие, может всплыть и при выборе одного из предложенных вариантов ответов, и при исправлении ошибок, и при анализе текста.
КП
Реклама О проекте