Раздел грамматики, изучающий части речи, называется морфологией. Это один из самых трудных разделов русского языка.
Школьная программа включает обучение морфологическому разбору существительного. В этой статье мы расскажем, что это такое, и научимся его проводить.
Что такое морфологический разбор имени существительного
Под именем существительным понимают самостоятельную часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительные имеют целый набор грамматических, или морфологических признаков, позволяющих им участвовать в осмысленных высказываниях. Занимаясь морфологическим разбором, мы решаем несколько задач:
Определяем слово, как часть речи.
Выявляем постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Указываем синтаксическую роль, которую играет слово в предложении.
Морфологический разбор можно проводить самостоятельно с помощью схем, которые даны в учебниках и пособиях, или же на специальных онлайн-сервисах русского языка. Поскольку на сайтах разбор делает программа, он может быть не совсем точным, и его советуют использовать только для самопроверки.
Полезная информация о морфологическом разборе имени существительного
С какого класса начинается изучение морфологического разбора
К изучению этой темы по программе русского языка приступают со второго класса.
Для чего нужно уметь проводить морфологический разбор
Благодаря морфологическому разбору формируется умение распознавать грамматические признаки и относить слова к определенной части речи.
В какой последовательности изучают признаки самостоятельных частей речи
1. Значение слова — предмет, признак или действие. 2. На какое вопросы отвечает. 3. Как может изменяться. 5. Каким членом предложения является. 6. Какие постоянные признаки имеет.
Каким бывает морфологический разбор
Устным и письменным
Важность буквы ё для морфологического разбора
Букву ё нельзя упускать из виду. Слова, похожие по написанию, например, пчёлы и пчелы́, слёзы и слезы́, будут иметь разные морфологические разборы.
План морфологического разбора имени существительного
При морфологическом разборе важно соблюдать определенную последовательность действий.
Определение части речи
Вначале необходимо убедиться, к какой части речи относится слово, которое мы анализируем. Если оно отвечает на вопросы «кто?» или «что?», это имя существительное.
Начальная форма
Следующий шаг морфологического разбора — определение начальной формы слова. Когда мы имеем дело с существительным, то должны поставить его в именительный падеж единственного числа.
Выделение постоянных признаков
При морфологическом разборе имени существительного нужно определить:
категория падежа — именительного, родительного, дательного, винительного, творительного или предложного.
Определение синтаксической роли
В конце морфологического разбора мы выясняем, какую роль играет слово в предложении. Чаще всего синтаксическая роль имен существительных — подлежащее или дополнение, но они могут быть и другими членами предложения.
Примеры морфологического разбора имени существительного
Потренируемся в морфологическом разборе существительных вместе со старшим методистом направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидатом педагогических наук Ириной Воронцовой:
— Морфологический разбор имени существительного нужно проводить обязательно в контексте, так как для русского языка характерна омонимия форм и частей речи. Правильно охарактеризовать существительное, представленное вне контекста, нельзя. К примеру, слово «утром» без контекста не позволяет понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнить. Так, «утром» может быть существительным в творительном падеже («Прохладным утром ребята побежали на рыбалку») и наречием («Утром ребята поедут с дедом Иваном в лес за грибами»).
Давайте выполним морфологический разбор трех имен существительных из предложения: «Спиридонов подошел к скамейке, снял с плеча сумки, поставил чемодан, бросил на него старенькую курточку, сел, подставил свое веснушчатое лицо солнцу, вдохнул в себя свежий воздух и стал ждать поезд».
это интересно
Собственные и нарицательные имена существительные
Кто такой Оюшминальд и почему ватманом называется большой лист бумаги
Материальное существительное, отвечает на вопрос «что?»
Начальная форма — воздух.
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, единственного числа.
Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
В предложении является дополнением. Вдохнул (что?) воздух.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ирина Воронцова:
Зачем нужно уметь делать морфологический разбор имени существительного в 3, 4, 5, 6 классах?
Морфологический разбор имени существительного дает полную грамматическую характеристику словоформы. Его необходимо уметь делать для того, чтобы не путать имя существительное с другими частями речи, то есть правильно определять общее грамматическое значение слова, быстро и точно находить его начальную форму, выявлять морфологические признаки (постоянные и непостоянные), а также понимать, какую синтаксическую роль в предложении оно выполняет. Поэтому очень важно научить детей в младших и средних классах правильно анализировать слово как часть речи. Это умение им пригодится на протяжении всего процесса обучения в школе, так как оно связано с изучением других тем по русскому языку: с правописанием падежных окончаний существительных, со склонением, с несклоняемыми существительными и другими темами.
Можно ли использовать один образец морфологического разбора для всех существительных?
Планы морфологического разбора имени существительного отличаются друг от друга и зависят от возраста школьников. Чем они старше, тем подробнее разбор. Так, например, в начальной школе морфологические признаки не делятся на постоянные и непостоянные. Такое деление происходит только в средней школе.
Однако в большинстве случаев можно применять один образец морфологического разбора для всех имен существительных, так как отличия в разборах являются минимальными.
Стоит остановиться на некоторых нюансах.
Нужно помнить о существительных, которые имеют только форму единственного (сахар, серебро, радость, нежность, север, юг, Самара, кофе и другие) или множественного (макароны, ножницы, брюки, будни, прятки, шашки, грабли, Афины и другие) числа. При выполнении морфологического разбора таких существительных категория числа становится постоянным признаком.
Склонение имен существительных не определяется, если они употребляются исключительно во множественном числе (каникулы, именины, ворота, чернила, сливки дрожжи, щипцы и другие). Эти существительные не имеют и рода.
Десять существительных на «-мя» (племя, семя, пламя и другие) и существительное «путь» относятся к разносклоняемым.
Таким образом, при выполнении морфологического разбора имени существительного нужно смотреть на его грамматическое значение и форму.
Пригодится ли умение делать морфологический разбор имени существительного на ЕГЭ?
Учащиеся должны уметь делать не только полный, но и частичный морфологический разбор имени существительного. Такого рода языковой анализ широко используется на ЕГЭ.
Рассмотрим примеры заданий.
Задание 3. Стилистический анализ текста.
Формулировка задания из демоверсии 2023 года: Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Один из вариантов ответа — текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (воображение, созерцание, слушатель), конструкции с именами существительными в родительном падеже («между созерцанием природы и созерцанием всего прекрасного», «свидетельством уровня физического развития народа» и другие).
Задание 7. Образование форм слова (морфология).
Формулировка задания из демоверсии 2023 года: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ящик МАНДАРИНОВ
БЛИЖАЙШАЯ остановка
последние МЕСЯЦЫ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
большие КОЛОКОЛА
Верный ответ — полутораста.
Задание 8. Синтаксические нормы.
Формулировка задания из демоверсии 2023 года: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Первый столбец — предложения.
Один из вариантов ответа — неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении: «Установить, откуда дует ветер, можно благодаря направления флюгера – метеорологического прибора».
Верный ответ — направлению.
Как видно из примеров, на ЕГЭ очень пригодится умение делать морфологический разбор имени существительного, пусть и частичный. Он способствует правильному определению морфологических признаков данной части речи.