Морфологический разбор глагола в русском языке

Как не запутаться в непостоянных признаках глагола и верно определить его роль в предложении? Разберемся, как правильно выполнять морфологический разбор глагола вместе с преподавателем русского языка

Морфологический разбор глагола в русском языке. Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Елена Павлова Онлайн-репетитор по русскому языку

Помните, какой вопрос мы задавали к глаголу в школе на уроках русского языка? Правильно, «что делает?» С помощью него легко определить роль глагола в предложении: он обозначает действие. Определение роли слова – один из этапов морфологического разбора глагола. Но чтобы правильно его провести, необходимо знать, какими еще свойствами и признаками может обладать эта часть речи. Главное – не перепутать морфологический разбор с разбором по морфемам!

Морфологический разбор глагола в русском языке

Морфологический разбор, или анализ, глагола – исследование слова как части речи. На какие вопросы отвечает, какими обладает постоянными и непостоянными признаками, какую роль играет в предложении.

Полезная информация о морфологическом разборе глагола

По правилам морфологии глагол относится к самостоятельным частям речиВместе с существительным, наречием, местоимением и другими
Морфологический анализ глагола состоит из трех этаповОпределение части речи, постоянных и непостоянных признаков, роли в предложении
Важно не перепутать морфологический разбор с разбором по морфемамМорфологический – разбор свойств слова как части речи. Разбор по морфемам – выделение частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание)

План морфологического разбора глагола

План морфологического разбора состоит из трех основных пунктов, в каждом из которых выделим отдельные шаги.

Определение части речи

На первом этапе анализа указываем, что рассматриваемое слово – глагол. Затем определяем грамматическое значение (обычно это обозначение действия) и подбираем вопрос. Удобнее всего вопрос начинать с подлежащего. Например, в предложении «Пони бегает по кругу» можно задать такой вопрос к глаголу: «пони что делает?»

Определение признаков глагола

На втором этапе разбора глагола нужно найти его начальную форму и определить постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола – это его характеристики, сохраняющиеся для всех форм слова. Они одинаковы и для инфинитива, и для повелительного наклонения, и для будущего времени единственного числа, и для всех других возможных вариантов.

К постоянным признакам относятся следующие.

это интересно
Морфологический разбор существительного
Для чего и как правильно проводится морфологический разбор существительного
подробнее

Вид. Он может быть совершенным или несовершенным. Глаголы совершенного вида обозначают действия, законченные или ограниченные по времени, и отвечают на вопрос «что сделать?». А несовершенного – сам процесс. «Мы строили, строили и наконец построили»: «строили» – глагол несовершенного вида, а «построили» – совершенного. «Спой мне песню!»: здесь требуется завершенное действие, а значит, это глагол совершенного вида.

Возвратность. Действие, обозначаемое возвратными глаголами, направлено на подлежащее в предложении, то есть как бы возвращается к объекту. Возвратные глаголы определить легко: они оканчиваются на «-ся» или «-сь». Например, «уроки заканчиваются, «раскаты грома слышатся» или «здесь хорошо дышится».

Переходность. Если действие, обозначенное глаголом, может быть направлено на существительное в винительном падеже без предлога, то он является переходным. Например, мы можем «видеть что-то» или «знать кого-то», но не можем «что-то прийти» или «кого-то ехать». Для отрицательных форм глагола определяющим является существительное в родительном падеже: «не купил молока». Также переходными являются глаголы, которые употребляются с существительным в родительном падеже в значении части целого, например «выпил чая» или «купил хлеба».

Спряжение. Это характеристика глагола, определяющая правила его изменения по лицам и числам. Может быть первым или вторым, но не стоит забывать о разноспрягаемых глаголах: «есть», «дать», «бежать», «чтить» и «хотеть».

Непостоянные признаки глагола

Непостоянные признаки глагола – те, что меняются в зависимости от ситуации. Они помогают согласовать форму глагола с объектом, выполняющим действие, и сделать предложение связным. Помните фразу «моя твоя не понимать»? В ней формы слов не согласованы, потому она и режет слух своей неграмотностью.

Существует пять непостоянных признаков глагола.

Наклонение. Оно может быть изъявительным, повелительным или условным, которое еще называют сослагательным. 

Время. Действие совершается сейчас (настоящее), уже совершилось (прошедшее) или еще будет совершено (будущее)? Время определяется только для глаголов в изъявительном наклонении.

Число. Единственное или множественное. Число глагола легко определить по числу существительного или местоимения, к которому он относится.

Лицо. Речь автора о себе (первое лицо), о собеседнике (второе) или о стороннем объекте или существе (третье).

Род. Глагол может быть употреблен в форме женского, мужского или среднего рода. Заметим, что род определяется только у глаголов в прошедшем времени или в условном наклонении.

Определение роли глагола в предложении

В конце морфологического разбора нужно определить, какую роль играет глагол в предложении. Чаще всего это сказуемое, однако инфинитив может быть и другим членом предложения: подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством цели. Ярким примером такого разнообразия ролей станет предложение: «Решили послать сходить купить попить».

Примеры морфологического разбора глагола

Проведем морфологический разбор нескольких глаголов для лучшего усвоения темы.

«Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…» 

1. Прячет – глагол, обозначает действие. Отвечает на вопрос «что делает?» 

2. Инфинитив – прятать.

а) Постоянные признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1 спряжение.

б) Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число, третье лицо. Род для глаголов настоящего времени не определяется.

3. В предложении выполняет роль сказуемого.

«Эй, баргузин, пошевеливай вал, — слышатся грома раскаты…»

В данном предложении два глагола, разберем каждый из них.

1. Пошевеливай – глагол, обозначает побуждение к действию. Отвечает на вопрос «что делай?»

2. Инфинитив – пошевеливать.

а) Постоянные признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1 спряжение.

б) Непостоянные признаки: повелительное наклонение, время для повелительного наклонения не определяется, единственное число, второе лицо, род не определяется.

3. В предложении выполняет роль сказуемого.

1. Слышатся – глагол, обозначает действие. Вопрос «что делают?» 

2. Инфинитив – слышаться.

а) Постоянные признаки: несовершенный вид, возвратный, непереходный, 2 спряжение (глагол-исключение).

б) Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, множественное число, третье лицо, род не определяется.

3. В предложении выполняет роль сказуемого.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку

Зачем нужно уметь делать морфологический разбор глагола в 3, 4, 5, 6 классах?

Школьная программа по русскому языку выстроена, как слоеный пирог: каждый учебный год дает надстройку знаний по темам. При этом нужно понимать, что любое знание в языке не автономно: язык – это система, где все взаимосвязано. Умение делать морфологический разбор позволяет ученику видеть грамматические особенности слова, а значит, правильно их писать и использовать в тексте. В 3 классе школьники узнают о понятии вида глагола, о том, что часто глаголы совершенного вида имеют приставку, что этот морфологический признак связан с морфемным составом слова.

В 4 классе ребята знакомятся с понятием спряжения, изучают зависимость правописания безударных личных окончаний глагола от этого признака. В 5 классе дети осваивают видовременную соотнесенность глаголов в тексте. В 6 классе знания углубляются, дети изучают переходность, возвратность, категорию наклонения, осваивают еще группу грамматических правил, связанных со словоупотреблением глаголов в речи. В 7 классе знание о морфологических признаках глагола поможет в освоении причастий и деепричастий, их образовании и правописании.

Можно ли использовать один образец морфологического разбора для всех глаголов?

Да, можно. Но результаты анализа разных глаголов могут не совпадать. Мы должны учитывать разнообразие форм и варианты грамматических признаков.

Пригодится ли умение делать морфологический разбор глагола на ЕГЭ?

Безусловно. Знание морфологических признаков глагола поможет справиться с заданием №12 (правописание суффиксов и окончаний глаголов, причастий, деепричастий) и заданием №7 (морфологические нормы), убережет от грамматических и орфографических ошибок, связанных с употреблением слов этой части речи в сочинении.
КП
Реклама О проекте