Слова в русском языке похожи на конструктор «Лего». Меняя словообразующие детали, можно придумать разные элементы. А то, что собирается, можно и разобрать. Вместе с экспертом вспоминаем, что такое морфемный разбор слова
Порой кажется, что материал, изучаемый школьниками на уроках русского языка, избыточен, но лишь потому, что мы не всегда способны оценить, как он влияет на весь процесс обучения. Зачем разбирать слова? Для начала, чтобы писать без ошибок. Прежде чем применить правило, следует понять, к какой части слова оно относится.
Зная механизм словообразования, легко пополнять запас не только русских, но и иностранных слов: заблокировать — разблокировать, lock — unlock.
Создавать новые слова увлекательно. Достаточно немного «поколдовать» с существительным, и оно превратится в глагол или прилагательное: вода — водянистый — подводный, бег — бегун — пробегает.
Как видите, морфемный анализ скрывает в себе массу полезного. Однако вопросов и ошибок при разборе слов тоже возникает достаточно. К счастью, мы знаем несколько секретов успешного разбора любого, даже очень сложного, слова и готовы с вами поделиться.
Понятия корень, приставка, суффикс и окончание знакомы каждому. Их проходят еще в начальной школе. Эти части слова не что иное как морфемы — те самые «детальки», из которых строятся слова. А морфемный разбор — анализ слова, позволяющий понять, из каких морфем оно состоит.
Если морфема изменяет слово, но его значение остается прежним, она называется формообразующей. Так происходит при изменении окончания и некоторых суффиксов:
Морфемы, изменение которых приводит к появлению новых слов с другим значением, являются словообразующими:
Теоретически выделить составляющие элементы слова несложно, но на практике даже опытные педагоги задумываются на мгновение перед тем, как дать ответ. Наш язык постоянно меняется, некоторые морфемы со временем могут сливаться в одну. Например, у слова «дворец» раньше корнем был «двор», а сейчас это неделимая морфема. Встречаются и такие экземпляры, как слово «обувь». Как думаете, какой у него корень? По логике слова «розувь» не существует – значит, это все корень. Но если подобрать однокоренные слова: обуть — разуть, то получим корень «у», приставку «об» и суффикс «вь».
Такие сложные случаи встречаются редко, но если не спешить и разбирать слово по шагам, то и с ними можно справиться.
Подобрали несколько интересных фактов о морфемном разборе, чтобы разбудить в вас любопытство к этой теме.
Факт о морфемном разборе слова | Подробности |
---|---|
Морфемы есть не только в русском языке | Их можно встретить в разных языках и с их помощью можно быстро запоминать новые слова. |
В русском языке существует единственное слово без корня | Это слово «вынуть». Когда-то у него был корень -н-, но он слился с суффиксом -ну- и стал невидимым. |
Существуют слова, у которых нет окончания | Это неизменяемые слова. Некоторые из них вам знакомы: кенгуру, кафе, пальто, пюре, желе, драже, фойе и другие. В разборе окончание у неизменяемых слов не указывается — в отличие от слов с нулевым окончанием. |
Разбор простых существительных не требует глубокого анализа и с ним справится каждый школьник, однако русский язык богат и могуч. С некоторыми словами приходится очень непросто: не сразу понятно, где какая морфема. Подружиться с морфемным разбором любой сложности поможет наша подробная пошаговая инструкция.
Разные части речи имеют свои особенности, поэтому, пропустив этот пункт, вы рискуете наделать ошибок.
Если вы пропустили предыдущий шаг, то поступили опрометчиво: окончание есть не у всех частей речи. Например, несклоняемые существительные и прилагательные, деепричастия и наречия, а также прилагательные в простой сравнительной степени не имеют окончания.
Чтобы найти окончание, измените слово по падежам, родам и (или) числам.
Окончание бывает нулевым. Не путайте этот случай с неизменяемыми словами, у которых оно отсутствует. Нулевое окончание означает, что оно не выражено буквами, но при изменении слова появляется.
Если слово составное, то и окончаний в нем несколько:
Самая распространенная ошибка у школьников — окончания инфинитивов. У ученых нет единой позиции по этому вопросу, поэтому в интернете и в старых учебниках можно найти разные мнения. Однако сейчас в школе выработан единый подход.
Запомните: согласно современным школьным правилам у глаголов в неопределенной форме нет окончаний, а есть формообразующие суффиксы «-ть», «-ти», «-чь».
Такие суффиксы есть у разных частей речи. Их достаточно много, поэтому для удобства собрали информацию в табличку.
В основу входит все, кроме окончания и формообразующих суффиксов.
Если у слова есть возвратные суффиксы «-ся» и «-сь» и частицы «-то», «-либо», «-нибудь», не забудьте включить их в основу.
Главной частью слова и главной морфемой является корень. Определить его помогут однокоренные слова. Учитывайте происхождение слова: это влияет на анализ.
Выучить все суффиксы было бы неплохо, но их огромное количество, и большинство школьников ставят их наобум. Конечно, самые распространенные варианты стоит запомнить, а как быть с остальными? Будем использовать основу. Суть метода заключается в том, что если в слове несколько суффиксов, то определить их можно путем поиска однокоренных слов. Возьмем для наглядности слово «уморительный».
Разберем существительное «познавательность».
«познав» — не существует слов с такой основой;
«познава» — познавать — есть, значит первый суффикс «-ва»;
«познават», «познавате», «познаватель» — нет;
«познавательн» — познавательный — есть такая основа, второй суффикс «-тельн»;
«познавательно», «познавательнос» — нет таких основ;
«познавательность» — исходная основа, последний суффикс «-ость».
С этой морфемой ошибок меньше. К ней относится все, что стоит перед корнем. Но помните, что возможны варианты с несколькими приставками:
Если сомневаетесь, одна приставка в слове или несколько, примените метод подбора. Рассмотрим его на наречии «позавчера».
Для наглядного обозначения морфем используются графические изображения:
Если окончание нулевое, изображается пустой квадрат:
Выполним несколько разборов вместе с подробным анализом каждого шага, чтобы закрепить материал.
уборка — уборки — уборке — уборку. Окончание «-а».
Украсят — украсил — украсит. Окончание «-ят».
Принесли — принесла — принесут. Окончание «-и».
Используя пошаговую инструкцию, выполните несколько заданий самостоятельно.
Упражнение 1
Выпишите отдельно основу каждого слова:
сверхсекретный, крича, медведица, взвесить, озаряемый, кошка, переплывший.
Упражнение 2
Выпишите корни слов:
гнать, пианино, завхоз, учеба, кукольный, взвесить, муравьед, прыжок, давненько, побить.
Упражнение 3
Разберите на морфемы слово «раскрасневшийся». Обоснуйте каждый шаг.
Проверим, что получилось.
Упражнение 1
Сверхсекретн, крич, медведиц, взвеси, озаря, кошк, переплы.
Упражнение 2
-гн-, -пианино-, -зав- и -хоз-, -уч-, -куколь-, -вес-, -муравь- и -ед-, -прыж-, -дав, -би-.
Упражнение 3
Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по русскому языку и литературе: