Морфемный разбор слова

Слова в русском языке похожи на конструктор «Лего». Меняя словообразующие детали, можно придумать разные элементы. А то, что собирается, можно и разобрать. Вместе с экспертом вспоминаем, что такое морфемный разбор слова

Морфемный разбор слова. Фото: shutterstock.com
Татьяна Воронцова Кандидат филологических наук Юлия Лысенко Автор КП

Порой кажется, что материал, изучаемый школьниками на уроках русского языка, избыточен, но лишь потому, что мы не всегда способны оценить, как он влияет на весь процесс обучения. Зачем разбирать слова? Для начала, чтобы писать без ошибок. Прежде чем применить правило, следует понять, к какой части слова оно относится. 

Зная механизм словообразования, легко пополнять запас не только русских, но и иностранных слов: заблокировать — разблокировать, lock — unlock.

Создавать новые слова увлекательно. Достаточно немного «поколдовать» с существительным, и оно превратится в глагол или прилагательное: вода — водянистый — подводный, бегбегун — пробегает.

Как видите, морфемный анализ скрывает в себе массу полезного. Однако вопросов и ошибок при разборе слов тоже возникает достаточно. К счастью, мы знаем несколько секретов успешного разбора любого, даже очень сложного, слова и готовы с вами поделиться. 

Что такое морфемный разбор слова в русском языке

Понятия корень, приставка, суффикс и окончание знакомы каждому. Их проходят еще в начальной школе. Эти части слова не что иное как морфемы — те самые «детальки», из которых строятся слова. А морфемный разбор — анализ слова, позволяющий понять, из каких морфем оно состоит.  

Если морфема изменяет слово, но его значение остается прежним, она называется формообразующей. Так происходит при изменении окончания и некоторых суффиксов:

  • нес — несу — несла — несли.

Морфемы, изменение которых приводит к появлению новых слов с другим значением, являются словообразующими: 

  • нес — разнес — вынес — занес — несун — несение.

Теоретически выделить составляющие элементы слова несложно, но на практике даже опытные педагоги задумываются на мгновение перед тем, как дать ответ. Наш язык постоянно меняется, некоторые морфемы со временем могут сливаться в одну. Например, у слова «дворец» раньше корнем был «двор», а сейчас это неделимая морфема. Встречаются и такие экземпляры, как слово «обувь». Как думаете, какой у него корень? По логике слова «розувь» не существует – значит, это все корень. Но если подобрать однокоренные слова: обуть — разуть, то получим корень «у», приставку «об» и суффикс «вь».

Такие сложные случаи встречаются редко, но если не спешить и разбирать слово по шагам, то и с ними можно справиться. 

Полезная информация о морфемном разборе слова 

Подобрали несколько интересных фактов о морфемном разборе, чтобы разбудить в вас любопытство к этой теме.

Факт о морфемном разборе словаПодробности
Морфемы есть не только в русском языкеИх можно встретить в разных языках и с их помощью можно быстро запоминать новые слова.
В русском языке существует единственное слово без корняЭто слово «вынуть». Когда-то у него был корень -н-, но он слился с суффиксом -ну- и стал невидимым.
Существуют слова, у которых нет окончанияЭто неизменяемые слова. Некоторые из них вам знакомы: кенгуру, кафе, пальто, пюре, желе, драже, фойе и другие. В разборе окончание у неизменяемых слов не указывается — в отличие от слов с нулевым окончанием.

Пошаговая инструкция по морфемному разбору слова

Разбор простых существительных не требует глубокого анализа и с ним справится каждый школьник, однако русский язык богат и могуч. С некоторыми словами приходится очень непросто: не сразу понятно, где какая морфема. Подружиться с морфемным разбором любой сложности поможет наша подробная пошаговая инструкция.

Определите часть речи

Разные части речи имеют свои особенности, поэтому, пропустив этот пункт, вы рискуете наделать ошибок.

Выделите окончание

Если вы пропустили предыдущий шаг, то поступили опрометчиво: окончание есть не у всех частей речи. Например, несклоняемые существительные и прилагательные, деепричастия и наречия, а также прилагательные в простой сравнительной степени не имеют окончания.

  • Галифе, хаки, легко, уходя. 

Чтобы найти окончание, измените слово по падежам, родам и (или) числам. 

  • Бабочка — бабочки — бабочке;
  • Смешной — смешная — смешные;
  • Перекрученный — перекрученная;
  • Солил — солила — солили.

Окончание бывает нулевым. Не путайте этот случай с неизменяемыми словами, у которых оно отсутствует. Нулевое окончание означает, что оно не выражено буквами, но при изменении слова появляется.

  • Шар — шаров, ботинок — ботинки, тень — тени, цепь — цепью, пришил — пришила
это интересно
Число имен существительных
Узнаем об особенностях единственного и множественного числа
Подробнее

Если слово составное, то и окончаний в нем несколько:

  • Семьсот — семьюстами.

Самая распространенная ошибка у школьников — окончания инфинитивов. У ученых нет единой позиции по этому вопросу, поэтому в интернете и в старых учебниках можно найти разные мнения. Однако сейчас в школе выработан единый подход.

Запомните: согласно современным школьным правилам у глаголов в неопределенной форме нет окончаний, а есть формообразующие суффиксы «-ть», «-ти», «-чь».

Проверьте наличие формообразующих суффиксов

Такие суффиксы есть у разных частей речи. Их достаточно много, поэтому для удобства собрали информацию в табличку.

Выделите основу

В основу входит все, кроме окончания и формообразующих суффиксов. 

Если у слова есть возвратные суффиксы «-ся» и «-сь» и частицы «-то», «-либо», «-нибудь», не забудьте включить их в основу.

  • Одевается: окончание «-ет», основа «одева-» и «-ся».
  • Выдвигаемый: окончание «-ый», формообразующий суффикс страдательного причастия «-ем», основа «выдвига-».

Найдите корень

Главной частью слова и главной морфемой является корень. Определить его помогут однокоренные слова. Учитывайте происхождение слова: это влияет на анализ.

  • Подосиновик — гриб, который растет под осиной. Делаем вывод, что слово происходит от «осина», а не «осиновый». Корень — «осин».
  • Защитник — тот, кто защищает. Защита — защищать. Корень — «защит», а не «щит».

Выделите суффиксы

Выучить все суффиксы было бы неплохо, но их огромное количество, и большинство школьников ставят их наобум. Конечно, самые распространенные варианты стоит запомнить, а как быть с остальными? Будем использовать основу. Суть метода заключается в том, что если в слове несколько суффиксов, то определить их можно путем поиска однокоренных слов. Возьмем для наглядности слово «уморительный».

  1. Основа в слове «уморительн-».
  2. Корень «-мор-». Осталось разобрать часть «-ительн-» и понять, какие в ней суффиксы.
  3. Предположим наличие суффикса «-и». Тогда должно существовать слово с основой «умори»: уморить, уморил. Как видим, слова с такой основой есть. Формообразующие суффиксы «-л» и «-ть» в основу не входят. Делаем вывод: один из суффиксов «-и». 
  4. Добавляем по одной букве к новой основе «умори», пока не получим следующую морфему. Допустим, что далее следует суффикс «-т». Ищем слова с основой «уморит» — их нет, аналогично с «уморите», «уморитель». Получили основу «уморительн-», а значит, второй суффикс «-тельн-».

Разберем существительное «познавательность». 

  1. Познавательность — познавательности. Окончание нулевое, основа «познавательность».
  2. Познать, знать, знаю. Корень — «зна».
  3. Находим суффиксы, добавляя по одной букве к основе:

«познав» — не существует слов с такой основой;
«познава» — познавать — есть, значит первый суффикс «-ва»;
«познават», «познавате», «познаватель»  — нет;
«познавательн» — познавательный — есть такая основа, второй суффикс «-тельн»;
«познавательно», «познавательнос» — нет таких основ;
«познавательность» — исходная основа, последний суффикс «-ость».

Обозначьте приставку 

С этой морфемой ошибок меньше. К ней относится все, что стоит перед корнем. Но помните, что возможны варианты с несколькими приставками:

  • распознать, безразличный, недоукомплектованный.

Если сомневаетесь, одна приставка в слове или несколько, примените метод подбора. Рассмотрим его на наречии «позавчера».

  1. Слово совпадает с основой, окончание нулевое. Разбиваем приставку на предполагаемые части: «по-», «за-».
  2. Приставка — словообразующая морфема. Добавляем к корню приставки и проверяем, существует ли полученное слово. Сначала добавляем приставку, которая стоит непосредственно перед корнем. Слова «завчера» не существует, получаем приставку «поза-».

Образец морфемного разбора слова

Для наглядного обозначения морфем используются графические изображения:

Если окончание нулевое, изображается пустой квадрат: 

Примеры морфемного разбора слова

Выполним несколько разборов вместе с подробным анализом каждого шага, чтобы закрепить материал.

Морфемный разбор слова «уборка»

  1. Определяем часть речи. Что? Уборка — существительное.
  2. Склоняя слово, найдем окончание: 

уборка — уборки — уборке — уборку. Окончание «-а».

  1. В слове нет формообразующих суффиксов. Основа «-уборк-».
  2. Подберем однокоренные слова: сборка, уборщица, уборная. Корень «-бор-».
  3. Суффикс «-к-».
  4. Приставка «у-».

Морфемный разбор слова «хлебный»

  1. Какой? Хлебный — прилагательное.
  2. Хлебный — хлебная — хлебные. Окончание «-ый».
  3. Прилагательное не в сравнительной и не в превосходной степени, формообразующих суффиксов нет. Основа «-хлебн-».
  4. Однокоренные слова: хлеб, хлебцы. Корень «-хлеб-».
  5. Суффикс «-н-».
  6. Приставки нет.

Морфемный разбор слова «украсят»

  1. Что сделают? Украсят — глагол.
  2. Изменим по числам для поиска окончания. 

Украсят — украсил — украсит. Окончание «-ят».

  1. Это не инфинитив и не прошедшее время, основа: «украс-».
  2. Однокоренные слова: украшение, красивый, прекрасный. Корень «-крас-». 
  3. Суффикс отсутствует.
  4. Приставка «у-».

Морфемный разбор слова «принесли»

  1. Определим часть речи. Что сделали? Принесли — глагол.
  2. Найдем окончание, изменив слово по числам. 

Принесли — принесла — принесут. Окончание «-и».

  1. Глагол в прошедшем времени содержит формообразующий суффикс «-л-», который не входит в основу. Получаем основу: «принес-».
  2. Однокоренные слова: нёс, вынес, перенес. Корень «-нес-». 
  3. Суффикс отсутствует.
  4. Приставка «при-».

Упражнения на тему «Морфемный разбор слова»

Используя пошаговую инструкцию, выполните несколько заданий самостоятельно. 

Упражнение 1

Выпишите отдельно основу каждого слова:

сверхсекретный, крича, медведица, взвесить, озаряемый, кошка, переплывший.

Упражнение 2

Выпишите корни слов: 

гнать, пианино, завхоз, учеба, кукольный, взвесить, муравьед, прыжок, давненько, побить.

Упражнение 3

Разберите на морфемы слово «раскрасневшийся». Обоснуйте каждый шаг.

Ответы к упражнениям

Проверим, что получилось.

Упражнение 1

Сверхсекретн, крич, медведиц, взвеси, озаря, кошк, переплы.

Упражнение 2

-гн-, -пианино-, -зав- и -хоз-, -уч-, -куколь-, -вес-, -муравь- и -ед-, -прыж-, -дав, -би-.

Упражнение 3

  1. Раскрасневшийся. Какой? Причастие.
  2. Раскрасневшийся — раскрасневшаяся — раскрасневшуюся. Окончание «-ий». 
  3. В действительном причастии есть формообразующий суффикс «-вш-», который исключается из основы. Возвратная частица «-ся» включается в основу. Основа «-раскрасне-» и «-ся-».
  4. Однокоренные слова: красный, краснеть ,покрасневший. Корень «-красн-». 
  5. Суффикс «-е».
  6. Приставка «рас-».

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по русскому языку и литературе:

Зачем нужно уметь делать морфемный разбор слова?

Морфемный разбор – это своеобразный рентген для слова. Он позволяет увидеть его внутреннюю структуру, понять, из каких частей оно состоит и как эти части влияют на его значение. Раскладывая слово на составляющие (приставку, корень, суффикс, окончание), мы можем узнать его происхождение, выявить родственные слова. Это облегчает запоминание новых слов и расширяет наш лексикон.

Понимание структуры слова позволяет нам грамотнее писать, не допускать орфографических ошибок, ведь большинство орфограмм находится либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе, либо в окончании, либо на стыке приставки и корня.

К тому же морфемный разбор развивает логическое мышление и тренирует аналитические навыки. Делая разборы, мы учимся «читать» слова как систему знаков, анализировать их, делить сложное на части и находить закономерности.

Конечно, в повседневной жизни мы не будем постоянно разбирать слова на морфемы, но знание «грамматической кухни» помогает нам лучше понимать язык, видеть его структуру, выбирать более точные слова и правильно строить предложения.

Почему морфемный разбор слова начинают изучать уже в 3, 4 классах?

Первые два года обучения в школе посвящены формированию устойчивого навыка чтения и письма. В 3-4 классах пора переходить к более глубокой языковой работе, связанной как с практикой, так и с теорией.

Язык – иерархическая структура, и в нем каждый элемент входит в систему других элементов – более высокого порядка. Если не научить ребенка видеть элементы этой структуры уже на раннем этапе обучения, каждое правило будет существовать у него в голове как бы отдельно, не согласуясь с другими.

Морфемы – минимальные смысловые единицы. Своего рода кирпичики, из которых строятся слова. Научишься работать с «кирпичиками» – сможешь построить и маленькую будку, и огромный дворец, и целый город. Именно поэтому раннее изучение морфемного анализа служит основой для успешного овладения русским языком в дальнейшем.

В каком задании ЕГЭ пригодится умение делать морфемный разбор слова?

Разбор слова по составу как таковой на ЕГЭ не требуется, но навык верно вычленять минимально значимые элементы слова и видеть их смысл абсолютно необходим при работе над заданиями орфографического блока (задания 9-15).
КП
Реклама О проекте