Цены в магазинах, телефонные номера, показания весов и спидометра – все это комбинации десяти символов, называемых арабскими цифрами. Составляя в нужном порядке две цифры и более, мы получаем многозначные числа. Какие математические действия можно с ними производить – разберемся вместе с преподавателем математики
Чем отличаются цифры от чисел? Этот вопрос может поставить в тупик не только учеников младшей школы, но и их родителей. Сформулируем простое определение: числа состоят из цифр, как слова состоят из букв. И если символов-цифр в числе больше одного, то мы имеем дело с многозначными числами. Давайте разберемся, как найти их сумму, разность, произведение и частное и какие способы помогут быстрее справиться с подсчетами.
Помните мультик, в котором Слоненок и Попугай пытались определить, являются ли кучей пять кокосовых орехов? Герои в итоге пришли к выводу, что «много – это когда все съел, и больше уже не хочется». К счастью, математика – это точная наука, а не детская сказка, и все определения в ней формулируются максимально четко. Так, многозначными числами в математике называют комбинации из двух и более цифр, например: 12, 758 или 1 982 462 356. Для точности заметим, что эти цифры могут быть одинаковыми: 22, 777, 99 999.
Многозначными числами называются те, для записи которых используется несколько одинаковых или разных цифр. | По количеству цифр числа называются двузначными, трехзначными и так далее. |
Расположение цифры в многозначном числе называется разрядом. | Названия разрядов – единицы, десятки, сотни, тысячи и другие. |
Группу из трех разрядов называют классом многозначного числа. | Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и так далее. |
Для каждой цифры в многозначном числе определено свое место, и в отличие от суммы, где перемена мест слагаемых ничего не меняет, перестановка цифр превращает одно число в совершенно другое. Позиция, на которой стоит цифра в числе, называется ее разрядом.
Разряды многозначных чисел читаются справа налево в таком порядке:
Разряды, стоящие правее, называются младшими, левее – старшими. Так, тысячи старше десятков, а триллионы старше сотен тысяч.
Разберем по разрядам число 527 040, именно столько минут в високосном 2024 году:
Заметили, что в предыдущем абзаце число 527 040 записано с пробелом посередине? Таким образом оно разделено на группы по три цифры, начиная с последнего знака. Каждая такая группа является классом многозначных чисел, и вот список их названий:
Внутри класса позиции обозначаются либо по имени разряда, либо нумеруются римскими цифрами от I до III.
Класс миллионов | Класс тысяч | Класс единиц | |||||||
Название разряда | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы |
Номер разряда | III | II | I | III | II | I | III | II | I |
Переходя к действиям с многозначными числами, начнем с самого простого, сложения. Уже во втором классе школьники учатся складывать в уме двузначные числа, а кто-то с легкостью справится и с четырехзначными.
Чтобы найти сумму многозначных чисел, удобнее всего воспользоваться методом сложения в столбик. Для этого нужно написать слагаемые друг под другом так, чтобы единицы располагались под единицами, десятки под десятками и так далее. Если знаков в числах разное количество, крайние слева могут быть «одинокими». Считать начинаем справа: сначала складываем первый разряд, за ним остальные. И не забываем: если сумма цифр одного разряда – 10 и более, единица переносится в следующий.
Вот как выглядит сложение многозначных чисел в столбик.
– в этом примере 6 и 9 дают в сумме 15, единицу переносим в разряд десятков.
Следующее математическое действие, вычитание, также удобнее всего производить в столбик. Как и в сложении, идем справа налево. Если в одном из разрядов цифра в вычитаемом больше, чем в уменьшаемом, заимствуем единицу из следующего разряда. Так произойдет с десятками в примере:
Найдем разности еще нескольких многозначных чисел.
Чтобы перемножить два многозначных числа, снова запишем их в столбик. Под чертой проведем следующие действия.
Примеры
Проведем операцию умножения в столбик пошагово.
Далее по правилам сложения:
Самым сложным арифметическим действием с многозначными числами по праву считается деление. Оно отличается от всех других не только методом записи, но и необходимостью подбирать числа, делящиеся нацело на делитель выражения. Делить удобнее всего в столбик, этот метод дети проходят на уроках математики в третьем классе.
Проведем деление многозначных чисел для лучшего понимания материала.
Задача 1
К Новому году родительский комитет 1 «А» класса решил самостоятельно собрать подарки для детей. В каждый подарок должны входить 12 сортов шоколадных конфет, 7 зефирок, одна шоколадка и 23 карамельки. Всего в классе 18 детей. Посчитайте, каким будет общий вес всех подарков и отдельно каждого из них. Приведенная ниже таблица поможет в расчетах.
Шоколадная конфета | 15 грамм |
Зефир | 67 грамм |
Шоколадка | 100 грамм |
Карамель | 6 грамм |
Сундучок для упаковки | 250 грамм |
Задача 2
Из одной морковки, с любовью выращенной бабушкой Ниной Петровной на собственном огороде, получается 150 миллилитров сладкого и полезного сока для ее внука. Бабушка считает, что домашний сок намного полезнее покупного лимонада, а потому посадила в этом году огромную грядку на 15 рядов по 12 корнеплодов в каждом. Посчитайте, сколько сока придется выпить ученику 7 класса Петеньке в гостях у бабули, прежде чем он сможет купить себе газировки.
Задача 3
Найдите частное в следующих выражениях:
Давайте проверим расчеты.
Задача 1
Чтобы посчитать общий вес всех подарков, нам нужно сначала вычислить вес одного из них. Для этого перемножим количество конфет определенного вида на их вес, а после сложим получившиеся результаты и добавим вес сундучка.
12 * 15 = 180 грамм – вес шоколадных конфет
7 * 67 = 469 грамм – вес зефира
6 * 23 = 138 грамм – вес карамели
180 + 469 + 100 + 138 + 250 = 1137 грамм – вес одного подарка
1137 * 18 = 20466 грамм – общий вес всех подарков
Задача 2
Посчитаем, сколько всего морковок вырастила бабушка, для этого перемножим количество рядов и растущих на них корнеплодов.
15 * 12 = 180 морковок
Посчитаем, сколько сока их них получится:
180 * 150 = 27000 = 27 литров сока
Вероятно, к уничтожению стратегического запаса морковных витаминов Пете придется привлекать всех одноклассников.
Задача 3
Если присмотреться повнимательнее к делимым во всех трех выражениях, можно заметить, что все это – шестизначные числа, в которых тройки цифр повторяются в двух классах, единиц и тысяч. Благодаря этому можно с уверенностью сказать, что каждое делимое делится нацело на число 1001: умножение любого трехзначного на 1001 – это всего лишь переписывание его два раза подряд.
Перепишем каждое выражение с учетом этого вывода:
543 * 1001 ÷ 13
781 * 1001 ÷ 11
914 * 1001 ÷ 7
Проводить вычисления будет гораздо проще, если второе действие взять в скобки:
543 * (1001 ÷ 13) = 543 * 77
781 * (1001 ÷ 11) = 781 * 91
914 * (1001 ÷ 7) = 914 * 143
Далее будем умножать в столбик:
Отвечает Альбина Бабурчина, репетитор по математике, автор курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике