Многозначные числа

Цены в магазинах, телефонные номера, показания весов и спидометра – все это комбинации десяти символов, называемых арабскими цифрами. Составляя в нужном порядке две цифры и более, мы получаем многозначные числа. Какие математические действия можно с ними производить – разберемся вместе с преподавателем математики

Многозначные числа. Фото: shutterstock.com
Альбина Бабурчина Репетитор по математике Анастасия Полищук Автор КП

Чем отличаются цифры от чисел? Этот вопрос может поставить в тупик не только учеников младшей школы, но и их родителей. Сформулируем простое определение: числа состоят из цифр, как слова состоят из букв. И если символов-цифр в числе больше одного, то мы имеем дело с многозначными числами. Давайте разберемся, как найти их сумму, разность, произведение и частное и какие способы помогут быстрее справиться с подсчетами.

Что такое многозначные числа в математике

Помните мультик, в котором Слоненок и Попугай пытались определить, являются ли кучей пять кокосовых орехов? Герои в итоге пришли к выводу, что «много – это когда все съел, и больше уже не хочется». К счастью, математика – это точная наука, а не детская сказка, и все определения в ней формулируются максимально четко. Так, многозначными числами в математике называют комбинации из двух и более цифр, например: 12, 758 или 1 982 462 356. Для точности заметим, что эти цифры могут быть одинаковыми: 22, 777, 99 999.

Полезная информация о многозначных числах

Многозначными числами называются те, для записи которых используется несколько одинаковых или разных цифр.По количеству цифр числа называются двузначными, трехзначными и так далее.
Расположение цифры в многозначном числе называется разрядом.Названия разрядов – единицы, десятки, сотни, тысячи и другие.
Группу из трех разрядов называют классом многозначного числа.Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и так далее.

Разряды многозначных чисел

Для каждой цифры в многозначном числе определено свое место, и в отличие от суммы, где перемена мест слагаемых ничего не меняет, перестановка цифр превращает одно число в совершенно другое. Позиция, на которой стоит цифра в числе, называется ее разрядом.

Разряды многозначных чисел читаются справа налево в таком порядке:

  • единицы,
  • десятки,
  • сотни,
  • тысячи,
  • десятки тысяч,
  • сотни тысяч,
  • миллионы и так далее.

Разряды, стоящие правее, называются младшими, левее – старшими. Так, тысячи старше десятков, а триллионы старше сотен тысяч.

Разберем по разрядам число 527 040, именно столько минут в високосном 2024 году:

  • ноль единиц,
  • 4 десятка,
  • ноль сотен,
  • 7 тысяч,
  • 2 десятка тысяч,
  • 5 сотен тысяч.

Классы многозначных чисел

Заметили, что в предыдущем абзаце число 527 040 записано с пробелом посередине? Таким образом оно разделено на группы по три цифры, начиная с последнего знака. Каждая такая группа является классом многозначных чисел, и вот список их названий:

  • класс единиц,
  • класс тысяч,
  • класс миллионов и так далее.

Внутри класса позиции обозначаются либо по имени разряда, либо нумеруются римскими цифрами от I до III.

Класс миллионовКласс тысячКласс единиц
Название разрядаСотниДесяткиЕдиницыСотниДесяткиЕдиницыСотниДесяткиЕдиницы
Номер разрядаIIIIIIIIIIIIIIIIII

Сложение многозначных чисел

Переходя к действиям с многозначными числами, начнем с самого простого, сложения. Уже во втором классе школьники учатся складывать в уме двузначные числа, а кто-то с легкостью справится и с четырехзначными.

Чтобы найти сумму многозначных чисел, удобнее всего воспользоваться методом сложения в столбик. Для этого нужно написать слагаемые друг под другом так, чтобы единицы располагались под единицами, десятки под десятками и так далее. Если знаков в числах разное количество, крайние слева могут быть «одинокими». Считать начинаем справа: сначала складываем первый разряд, за ним остальные. И не забываем: если сумма цифр одного разряда – 10 и более, единица переносится в следующий.

Примеры

Вот как выглядит сложение многозначных чисел в столбик.

\(\begin{array}{r}1234567\\+765432\\\hline1999999\end{array}\)
\(\begin{array}{r}555666\\+12309\\\hline567975\end{array}\)

   – в этом примере 6 и 9 дают в сумме 15, единицу переносим в разряд десятков.

Вычитание многозначных чисел

Следующее математическое действие, вычитание, также удобнее всего производить в столбик. Как и в сложении, идем справа налево. Если в одном из разрядов цифра в вычитаемом больше, чем в уменьшаемом, заимствуем единицу из следующего разряда. Так произойдет с десятками в примере: 

\(\begin{array}{r}2263\\-1172\\\hline1091\end{array}\)

Примеры

Найдем разности еще нескольких многозначных чисел.

\(\begin{array}{r}123456\\-100712\\\hline22744\end{array}\)
\(\begin{array}{r}87659\\-17653\\\hline70006\end{array}\)

Умножение многозначных чисел

Чтобы перемножить два многозначных числа, снова запишем их в столбик. Под чертой проведем следующие действия.

  • В первой строке запишем с крайнего правого символа результат умножения первого множителя на правую цифру второго.
  • Во второй строке отступим от правого края один символ и запишем результат умножения на цифру из разряда десятков.
  • Продолжим вписывать в строки результаты умножения первого числа на цифру из следующих разрядов, каждый раз отступая на один символ больше.
  • Для удобства вычислений можно не отступать символы, а добавлять нули в неиспользуемых разрядах.
  • Так же, как и в сложении, умножение проводим по очереди и помним, что здесь в старший разряд может переноситься число от 1 до 8;
  • В конце складываем все полученные числа тем же методом в столбик.
это интересно
Деление в столбик
Как доходчиво объяснить ребенку правила деления в столбик
подробнее

Примеры

Проведем операцию умножения в столбик пошагово.

\(\begin{array}{r}\begin{array}{r}237456\\\times121\\\hline237456\\+4749120\\+23745600\end{array}\end{array}\)

Далее по правилам сложения:

\(\begin{array}{r}237456\\+4749120\\+23745600\\\hline28732176\end{array}\)

Деление многозначных чисел

Самым сложным арифметическим действием с многозначными числами по праву считается деление. Оно отличается от всех других не только методом записи, но и необходимостью подбирать числа, делящиеся нацело на делитель выражения. Делить удобнее всего в столбик, этот метод дети проходят на уроках математики в третьем классе.

  1. Записываем делимое, справа от него отделяем уголком делитель. Под делителем расположится результат.
  2. Делить будем, в отличие от остальных действий, слева направо.
  3. Выделяем в делимом слева число, количество знаков в котором равно количеству разрядов в делителе.
  4. Если это число больше делителя, делим, остаток записываем ниже, а результат – под уголком. Если меньше – присоединяем еще одну цифру.
  5. Присоединяем следующую цифру или несколько до тех пор, пока количество разрядов снова не совпадет.
  6. Продолжаем повторять пункты 4 и 5 до тех пор, пока в остатке не получим 0 или число, меньшее, чем делитель.

Примеры

Проведем деление многозначных чисел для лучшего понимания материала.

Задачи по теме «Многозначные числа»

Задача 1

К Новому году родительский комитет 1 «А» класса решил самостоятельно собрать подарки для детей. В каждый подарок должны входить 12 сортов шоколадных конфет, 7 зефирок, одна шоколадка и 23 карамельки. Всего в классе 18 детей. Посчитайте, каким будет общий вес всех подарков и отдельно каждого из них. Приведенная ниже таблица поможет в расчетах.

Шоколадная конфета15 грамм
Зефир67 грамм
Шоколадка100 грамм
Карамель6 грамм
Сундучок для упаковки250 грамм

Задача 2

Из одной морковки, с любовью выращенной бабушкой Ниной Петровной на собственном огороде, получается 150 миллилитров сладкого и полезного сока для ее внука. Бабушка считает, что домашний сок намного полезнее покупного лимонада, а потому посадила в этом году огромную грядку на 15 рядов по 12 корнеплодов в каждом. Посчитайте, сколько сока придется выпить ученику 7 класса Петеньке в гостях у бабули, прежде чем он сможет купить себе газировки.

Задача 3

Найдите частное в следующих выражениях:

  • 543543 ÷ 13
  • 781781 ÷ 11
  • 914914 ÷ 7

Ответы к задачам

Давайте проверим расчеты.

Задача 1

Чтобы посчитать общий вес всех подарков, нам нужно сначала вычислить вес одного из них. Для этого перемножим количество конфет определенного вида на их вес, а после сложим получившиеся результаты и добавим вес сундучка.

12 * 15 = 180 грамм – вес шоколадных конфет
7 * 67 = 469 грамм – вес зефира
6 * 23 = 138 грамм – вес карамели
180 + 469 + 100 + 138 + 250 = 1137 грамм – вес одного подарка
1137 * 18 = 20466 грамм – общий вес всех подарков

Задача 2

Посчитаем, сколько всего морковок вырастила бабушка, для этого перемножим количество рядов и растущих на них корнеплодов.

15 * 12 = 180 морковок

Посчитаем, сколько сока их них получится:

180 * 150 = 27000 = 27 литров сока

Вероятно, к уничтожению стратегического запаса морковных витаминов Пете придется привлекать всех одноклассников.

Задача 3

Если присмотреться повнимательнее к делимым во всех трех выражениях, можно заметить, что все это – шестизначные числа, в которых тройки цифр повторяются в двух классах, единиц и тысяч. Благодаря этому можно с уверенностью сказать, что каждое делимое делится нацело на число 1001: умножение любого трехзначного на 1001 – это всего лишь переписывание его два раза подряд.

Перепишем каждое выражение с учетом этого вывода:

543 * 1001 ÷ 13
781 * 1001 ÷ 11
914 * 1001 ÷ 7

Проводить вычисления будет гораздо проще, если второе действие взять в скобки:

543 * (1001 ÷ 13) = 543 * 77
781 * (1001 ÷ 11) = 781 * 91
914 * (1001 ÷ 7) = 914 * 143

Далее будем умножать в столбик:

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Альбина Бабурчина, репетитор по математике, автор курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике

Почему многозначные числа начинают изучать в 4 классе?

Здесь работает принцип «от простого к сложному». В третьем классе ребята уже хорошо понимают, что такое разряд числа, и применяют эти знания относительно однозначных, двузначных и трехзначных чисел. Поэтому в 4-ом классе самое время перенести смысл этих понятий на многозначные числа.

Как правильно прочитать многозначное число?

1. Справа налево число разбиваем на классы, то есть группы по три цифры.
2. Называем по очереди слева направо сотни, десятки и единицы каждого класса и обязательно добавляем его название. Важно! При названии многозначного числа не произносят название класса единиц, а также название класса, все цифры которого являются нулями.

Возьмем для примера число 5000987.

• Разбиваем на группы по три цифры справа налево: 5 000 987.
• У этого числа три класса.
• Сначала называем 5. Это класс миллионов, добавляем название, получается: «Пять миллионов».
• Следующий – класс тысяч, но он весь состоит из нулей. Поэтому его вообще не озвучиваем.
• И в конце называем число 987, озвучиваем как «девятьсот восемьдесят семь». Название класса единиц озвучивать не нужно, как мы и обсуждали в правилах.

В итоге число 5000987 читается как «пять миллионов девятьсот восемьдесят семь».

Как правильно записать многозначное число?

Запишем многозначное число, например двадцать миллионов пятьсот тысяч три. Используем правила:

• Многозначные числа записывают слева направо, начиная со старшего разряда.
• Между классами для удобства ставят пробел.
• Если отсутствуют единицы разряда, вместо них пишут нули.
• Если отсутствует класс целиком, пишут три нуля.
Итак, запишем наше число: двадцать миллионов пятьсот тысяч три – 20 500 003.

Попробуйте и сами записать такие многозначные числа:

• Два миллиона сорок семь (подсказка: класс тысяч здесь совсем не озвучен, значит на его месте будут нули);
• Триста девяносто пять миллионов семь тысяч восемьдесят восемь.
КП
Реклама О проекте