Вместе с экспертом разбираемся, что такое мнемотехника, как она помогает запоминать информацию и какие приемы для этого есть
Если вы всегда думали, что у вас плохая память, вы ошибались – вы просто не умеете ею пользоваться. Вместе с экспертом расскажем, как научить мозг воспринимать и запоминать любую информацию.
Мнемотехника, или мнемоника – это способ запоминания информации, основанный на ассоциациях. Так, к примеру, с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» мы легко можем запомнить последовательность цветов радуги. Мнемотехнику одними из первых начали практиковать римляне. Именно они еще в 80-х годах до нашей эры создали трактат «Риторика для Геренния», где описаны мнемонические приемы.
Мнемотехника перестраивает структуру мозга, повышая продуктивность памяти. | Первые результаты появляются уже после полутора месяцев тренировок, а на четвертый месяц видны значительные улучшения. |
Овладевать приемами мнемотехники можно с трехлетнего возраста. | Если правильно подобрать упражнения, ребенок сможет заниматься даже в три года. |
Мнемотехника – это не только способ запоминать информацию. | Она помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, воображения. |
Мнемотехнику можно освоить как с тренером, так и самостоятельно. Все приемы основаны на одном главном принципе: информации нужно присвоить какой-то яркий или знакомый образ. При этом есть приемы для взрослых, для детей. Изучив и комбинируя их, вы сможете легче запоминать информацию.
Если вы никогда не использовали приемы мнемотехники, начните с несложных. С помощью приемов, описанные ниже, вы потренируетесь в мнемонике и заставите ваше воображение поработать.
Прием подойдет, если вам нужно запомнить большое количество информации. Например, доклад или презентацию. Выделите опорные точки и мысленно «привяжите» их к предметам в комнате, где будете выступать.
Понять будет проще на примере. Вам нужно рассказать о событиях Великой Отечественной войны. Вы фиксируете первую точку: представляете, как в двери комнаты, где вы рассказываете, влетают самолеты и въезжают танки с нацистской символикой, а на них яркие надписи «22 июня 1941». Такой яркий образ поможет запомнить дату начала войны. Затем представляете на окне комнаты фразу «Ноябрь 1942». И картину, на которой советские войны начинают теснить немецкие войска. И начинаете рассказывать о переломной для хода войны Сталинградской битве. И таким образом фиксируете основные точки своего доклада. Чем ярче будут образы, тем легче вам будет рассказывать.
Прием отлично работает при знакомстве с новыми людьми. Когда человек называет вам свое имя, мысленно свяжите его с известным тезкой. Например, вам представляются: «Александр». Проговорите про себя: «Пушкин». Теперь при встрече с этим человеком ваш мозг будет выдавать вам фамилию известного поэта, и вы легко вспомните имя вашего знакомого.
Прием, который поможет запомнить, к примеру, список покупок. Вам нужно связать все слова в единый интересный текст и представить в голове картинку. Например, вам необходимо купить хлеб, виноград, макароны и мыло. Придумайте рассказ: «Мама пекла вкусный и ароматный хлеб, пришел сын и попросил поесть. Мама сказала, что сейчас накроет на стол, а ему пока нужно сходить в сад и нарвать винограда на десерт. Затем пришла бабушка и принесла с собой вкусные макароны. Все помыли руки мылом и сели обедать».
Метод поможет запомнить номера телефонов или другие большие числа. Сперва необходимо «привязать» к каждой цифре слово-ассоциацию. Можно подобрать рифму или посмотреть, на что похожа цифра. Например, «два» – «сова» или «два» – «лебедь», потому что цифра 2 похожа на эту птицу. Таким образом у каждой цифры будет свое название, используя которые вы составляете рассказ.
Приемы мнемотехники для детей помогут им в обучении.
Лучше всего дети усваивают информацию в игровой форме. Поэтому если вы расскажете правило в стихах, оно лучше запомнится. Например, правописание «-чк-», «-чн-», -«щк-», -«щн-»:
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной:
Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак здесь не пиши!
Помогут детям запоминать правописание слов. Например, безударную «о» в слове «погода» можно запомнить, если мысленно представить себе написание этого слова, а после буквы «п» поставить круглое солнышко. Запомнить, что «не» с глаголами пишется раздельно можно, если представить себе фигурку человечка, олицетворяющего глагол, который отпинывает от себя мяч с надписью «НЕ».
При поступлении в школу детям часто называют последовательность слов, а потом просят воспроизвести те, что они запомнили. Например: «заяц, лопата, стул, молоко, солнце». Научите малыша придумывать яркий «мультик». Пусть представит, как педагогу вдруг на голову садится заяц, педагог отгоняет его лопатой, случайно роняя при этом стул. Падая, стул спинкой сносит со стола стакан молока, которое разливается по полу и в котором теперь радостно пляшут солнечные зайчики. Сначала это может показаться сложным занятием, но после нескольких тренировок малышу понравится фантазировать и придумывать смешные сюжеты. Таким образом вы поможете ему не только запомнить информацию, но и развить воображение.
Итак, предлагаем выполнить несколько заданий, используя приемы, которые мы описали выше.
Составьте рассказ, чтобы запомнить список дел на день: отвезти ребенка к стоматологу, встретиться с партнерами и обсудить проект, дать дизайнеру поручение на отрисовку макета по итогам обсуждения, подготовить отчет для руководства и купить продукты домой.
Запомните последовательность чисел, используя прием ассоциаций. Каждой цифре присвойте яркий образ и придумайте последовательный рассказ. 27497845. Для облегчения задачи предлагаем вам готовые ассоциации, которые можно присвоить цифрам: 2 – «лебедь», 7 – «коса», 4 – «стул», 9 – «петля», 8 – «бесконечность», 5 – «ладонь руки с растопыренными пальцами».
Придумайте, как можно запомнить написание безударных «о» в слове «ворона».
Ирина Бояринова, эксперт и тренер по мнемотехнике и скорочтению:
Многие задаются вопросом, как улучшить свою память и запомнить все, что необходимо. Надежный способ улучшить свою память — это освоить мнемотехнику. Мнемотехника – это техники и приемы, позволяющие запомнить любой вид информации всего с одного-двух повторений: тексты, числа, даты, номера, таблицы, лица, имена, информацию о людях, различные термины и новые иностранные слова и фразы. Мнемотехника использует визуальные образы, а их различные схемы соединений – это те самые техники и приемы. Любую информацию вы переводите в визуальные образы, соединяете их между собой и у вас получается мысленный конспект, по которому вы можете буквально считать всю запомненную информацию. Поэтому мнемотехнику еще называют мысленным письмом.
Когда вы используете мнемотехнику, запоминая нужную вам информацию, не имеет значения, какая у вас память: хорошая или плохая. Качественно применив техники запоминания, вы безошибочно запомните все, что вам необходимо. Бонус: пользуясь мнемотехникой и умея запоминать любую информацию, с двух повторений, у вас улучшается обычная память (оперативная).
Кстати, если говорить о плохой и хорошей памяти, то таких разделений, на самом деле, не существует. Память у всех одинаковая. Просто кто-то умеет ею пользоваться лучше, чем другие, про которых и говорят, что у них плохая память. Люди с хорошей памятью, на самом деле, интуитивно используют некоторые приемы из мнемотехники, благодаря чему так преуспевают.
Мнемотехника – очень естественная наука, изучая которую, можно понять, как работает ваша память и научиться ею управлять. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, предотвратить возрастные изменения мозга или просто стать эффективнее, то мнемотехника как раз то, что вам нужно.
Отвечает Ирина Бояринова: