Мы составили подробный чек-лист, который поможет родителям выбрать школу для ребенка и подскажет, как эффективно подготовиться к началу школьной жизни, чтобы она не стала стрессом для всей семьи
Выбрать хорошую школу важно, особенно если речь идет о начальной. Ведь в первых классах с особым вниманием сохраняют детское любопытство и поддерживают желание получать знания. Чтобы не прогадать, мы собрали все критерии, которые необходимо учитывать для выбора лучшей для вашего ребенка школы. Советы подойдут не только родителям будущих первоклассников, но и для учеников постарше.
В начальную школу поступают дети от 6,5 до 8 лет. Однако лучше начинать подбор школы заранее – когда ребенку около 5 лет. Способности к обучению и адаптации у детей разные, и это нужно учитывать. Если планируете отдать ребенка на подготовительные курсы, следует заложить время еще и на них.
Конечно, прекрасно, когда школа подходит ребенку вплоть до 11 класса. Но так бывает не всегда. Это нормально – перевестись в старших классах, когда учебная программа больше не устраивает или проявился интерес к каким-то профильным предметам, по которым лучше подготовят в другом месте.
Зачисление в первый класс проходит в две волны | Первая волна: с 1 апреля по 30 июня. Заявление подается в школу по месту регистрации. Дата подачи заявления не имеет значения. Вторая волна: с 6 июля по 5 сентября. Заявление подается в любую школу. Ребенка зачисляют, если есть свободные места (информацию об этом школы публикуют до 5 июля). Дата заявления важна, так как принимают в порядке очереди. |
Кроме основных документов при приеме в школу могут потребоваться дополнительные | Свидетельство о рождении сестры/брата, если они уже учатся в выбранной школе; документ, подтверждающий право ребенка находиться в России (например, вид на жительство — для иностранцев); разрешение комиссии местного органа управления образованием (если первокласснику меньше 6,5 или больше 8 лет); заключение психолого-медико-педагогической комиссии (если ребенок с ОВЗ). |
Заявление могут рассмотреть в приоритетном порядке | Для детей, чьи старшие сестры или братья уже учатся в выбранной школе; детей военнослужащих, сотрудников полиции и органов внутренних дел, ФСИН, ФССП, ФТС, противопожарной службы, судей; детей, проживающих на закрепленной за школой территории. |
Порядок приема в школы прописан в Приказе Минпросвещения №458 от 2 сентября 2020 года1.
Чтобы выбрать школу, которая не разочарует после первого учебного дня и в которую ребенок будет ходить с удовольствием, стоит обратить внимание на следующие критерии.
Рейтинги и отзывы игнорировать не стоит. Однако не забывайте, что в них школы не сортируются на хорошие и плохие. Школа может быть крупной и престижной, но там будут жесткие требования к детям и их успеваемости. А такой напор сможет выдержать не каждый. Опирайтесь на отзывы аккуратно, понимая, что любая оценка субъективна. Ведь требования у родителей и учителей и способности детей разные.
По возможности пообщайтесь с родителями, чьи дети учатся или недавно окончили выбранную школу. Если выбираете учебное заведение для будущего первоклассника, лучше спросить совета у родителей учеников четвертого класса. Именно их учителя будут на следующий учебный год набирать первоклашек.
Запишите будущего первоклассника на курсы подготовки к школе при выбранном учебном заведении. Записав ребенка на курсы, шанс поступить в ту же школу выше. Да и адаптация пройдет проще. Присмотритесь к учителям, рассчитаете нагрузку. Если не понравится – попробуете такие занятия в другой школе.
Здоровье и время детей – самое важное, за чем нужно следить не только выбирая школу, но и в целом.
Если ежедневно тратить на дорогу час-два, ребенок будет уставать физически и психологически, и сил на учебу будет меньше. Но если школы, находящиеся неподалеку, не внушают доверия, лучше, конечно, выбрать хорошее учебное заведение, даже если оно расположено дальше.
Спланируйте разные маршруты до выбранной школы. «Отрепетируйте» путь. Засеките, сколько времени занимает дорога на машине, общественном транспорте, пешком. Насколько путь безопасный.
– Удобство «логистики» – фактор, которым не стоит пренебрегать. Если ребенок может сам дойти до школы, то, помимо экономии времени и других выгод, он привыкает к самостоятельности, – говорит педагог и психолог Сергий Кожаев.
Не только маршрут «дом-школа» должен быть безопасным, но и школьная территория. Важно, чтобы на территорию и в задние школы не мог попасть кто угодно, а пространство вокруг было оборудовано всем необходимым для безопасного пребывания.
Есть ли в учебном заведении охранник, работают ли камеры, существует ли пропускная система, звонят ли родителям, если ученик не появился на уроке, – это все обязательно нужно выяснить заранее.
Это отличная возможность познакомиться с каждой из потенциально подходящих школ поближе. В рамках мероприятия проводятся открытые уроки и другие внеклассные занятия, встречи с преподавателями, психологами и другими специалистами, экскурсии.
На дне открытых дверей можно и даже нужно задать директору или классному руководителю такие вопросы:
Информацию и отзывы об учителях можно узнать от родителей учеников, но еще лучше пообщаться с коллективом самостоятельно. Учитель должен быть умным и справедливым, но в то же время добрым, внимательным и заботливым. Если человек увлечен своим делом – это сразу видно.
Обратите внимание, как проводятся уроки и как относятся к детям, есть ли индивидуальный подход и нет ли сравнения детей друг с другом, не зависит ли отношение учителя к ребенку от его успеваемости и поведения, строится ли общение в классе на взаимовыручке и помощи, а не на конкуренции.
Если эти принципы соблюдаются, ребенок будет с удовольствием ходить в школу, где его ждут не только новые знания, но и добрые друзья.
Хорошо, если класс будет небольшим. Когда в нем меньше двадцати человек, создать комфортную обстановку для каждого проще. В таких условиях поддерживается контакт с каждым ребенком. Это особенно важно для первоклашек, которым предстоит долгий и сложный период адаптации.
– Важным может оказаться тот фактор, что в эту школу идут ребята из вашей группы детского сада, – считает Сергий Кожаев. – Сохранение части коллектива уменьшает стресс обновления. Помните: в больших школах процесс социализации проходит в основном за глазами учителей. Поэтому, при прочих равных, предпочтение лучше отдавать школам с меньшей численностью учеников.
Особенно это важно, если ребенок тихий и стеснительный, плохо переносит суету и шум, тяжело вливается в большие компании.
Выбрать школу – это полдела. Нужно еще узнать, по какой программе будут учить ребенка. У каждой системы свои особенности, но в целом они делятся на традиционные и авторские. Большинство школ выбирает первые, среди них:
Могут предложить учиться и по экспериментальным программам Занкова или Эльконина-Давыдова.
Некоторые программы предусматривают дополнительную подготовку еще до поступления в первый класс. А в других ребенку самому предлагается выбрать, что ему наиболее интересно.
Каждая школа может создать свою программу или выбрать одну из тех, что уже есть. Выбор делает педагогический коллектив и администрация школы, но мнение родителей может также учитываться. Согласно статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации»2, школы сами разрабатывают и утверждают программы обучения. Однако учебные заведения с государственной аккредитацией при составлении программ должны равняться на ФГОС.
Группы продленного дня (ГПД), или «продленки» есть не во всех школах. Как правило, их организует администрация крупных учебных заведений, где много учащихся. Так формируется сразу несколько групп разных возрастов. Поэтому стоит сразу уточнить, есть ли в выбранной школе такая опция.
В ГПД дети гуляют, играют и общаются между собой, выполняют домашние задания вместе с учителем и в целом учатся самостоятельности. Родители, работающие до вечера, могут не беспокоиться за ребенка, ведь в школе его накормят и даже уложат спать (да, в некоторых группах бывает и послеобеденный сон). То, как именно будут проходить продленки, обсуждается на дне открытых дверей.
Узнайте, какие кружки и секции есть в школе. Где-то их совсем немного, а где-то есть и своя сильная спортивная команда, и свой театр. Это может быть важно, если ребенок увлекается спортом, творчеством или другим видом деятельности.
Многие сильные школы с высоким рейтингом имеют дополнительные факультативные часы, например по математике или иностранному языку. Они помогут обойтись без репетитора.
Еще одна деталь, которая должна присутствовать в школе, – правила поведения и дисциплина. Если старшеклассник может сам себя защитить, то малыши могут испугаться и не знать, как действовать в случае конфликта. Место, где ученики носятся по коридорам и кидают друг в друга чем попало, и за этим никто не следит, может оказаться опасным для маленького ученика как физически, так и психологически.
Хорошо, если в школе будут какие-то свои традиции: встречи выпускников, выставки, концерты, праздники, спектакли или даже собственная газета. Дополнительная организация досуга говорит о том, что в школе заботятся о целостном развитии личности, а не только об успеваемости. А это важно для каждого – будь то первоклассник или уже выпускник.
Походите по классам, оцените, как они оборудованы. Загляните в туалеты, посмотрите, достаточно ли они чистые. Не стесняйтесь задавать каверзные вопросы о соблюдении санитарных норм.
Обязательно узнайте, есть ли в школе столовая (а не просто буфет с булками), где готовят полноценное питание. Могут ли прислушаться к вашим пожеланиям и убрать какой-то продукт из меню (например, если у ребенка аллергия).
Важный момент – расписание уроков в коридоре. Если оно висит на уровне взгляда ребенка – значит в школе думают о детях. Ведь расписание предназначается для ученика, а не для учителей.
Кроме решения, какое будет обучение: платное или бесплатное, необходимо выяснить, сколько денег ежегодно требуется сдавать на школьные нужды и детский досуг. Где-то на экскурсии ездят на общественном транспорте, а где-то на специальном автобусе. Где-то берут учебники в библиотеке, а где-то каждый год требуется покупать новые – выясните все это «на берегу», чтобы потом не было неожиданных сюрпризов и непредвиденных трат.
Какой бы ни была школа, для успешной учебы важна мотивация и поддержка родителей. Особенно если адаптация к новому месту и коллективу проходит тяжело или учеба вызывает сложности. Создавайте дома комфортную обстановку. Не только помогайте с домашним заданием, но больше играйте, позволяйте ребенку отдыхать, бездельничать. Конечно, в пределах разумного.
И самое главное – разговаривайте с ребенком, обсуждайте не только учебу, но и школьную жизнь, друзей, события. И никогда не сравнивайте его с другими детьми.
Айгуль Гранд, психолог:
Выбирая школу, в первую очередь обращайте внимание на психологический климат, а не на количество наград, медалей у учеников и заслуги педагогического состава. Обойдите несколько учебных заведений и в каждом из них пообщайтесь с персоналом разного уровня – от охранника, работников в столовой до учителей и директора или завуча. Помните, что рыба гниет с головы. Поэтому очень важно, чтобы управление школой осуществлял не просто профессионал, но и человек высоких моральных качеств и совпадающих с вашими взглядов на жизнь.
Не гонитесь за возможностью отдать ребенка в элитную школу, если не обладаете соответствующим уровнем дохода. Все мы наслышаны о проблемах подобных учебных заведений. В кругу детей, воспринимающих дорогие смартфоны и поездки на роскошные курорты как данность, ребенок из обычной семьи со средним или ниже среднего доходом будет чувствовать себя белой вороной, ущемленным и обездоленным.
То же самое касается лицеев и гимназий, особенно профильных, если ваши сын или дочь не обладают выдающимися способностями. Школьная программа должна заставлять подтягиваться по уровню знаний, но настолько, чтобы это не вызывало ощущения собственной бездарности. Чуть больше позаниматься – да, проводить все свободное время у репетиторов, только ради того, чтобы удержаться на уровне троечников в школе для одаренных детей, – нет.
Сергий Кожаев:
В первую очередь, нужно четко понимать, что для психофизического здоровья и полноценного развития ребенка важна атмосфера. То есть среда и люди, которые будут его окружать. Поэтому большое внимание уделите изучению личности классного руководителя – от анализа соцсетей до общения с родителями бывших учеников, и, конечно же, личного контакта. Обаяние, опыт, требовательность, доброта, знание профессии, энергетика – все эти аспекты помогут вам самостоятельно принять решение по оценке вашего будущего учителя. Продолжая изучать возможную атмосферу будущего класса, не лишним будет ознакомиться с предполагаемыми одноклассниками. Возможно, уже кто-то записался и учитель, как правило, делится своими наблюдениями по поводу будущих учеников класса.
Далее ознакомьтесь со статистикой успехов школы, ее учителей, учеников и выпускников. Подобная информация есть в открытом доступе (рейтинги школ, результаты ЕГЭ, олимпиады, образовательный уровень педсостава и прочее). Техническое оснащение школы – это элемент, который является важным фактором для развития у ученика интереса к учебе.
В уставах некоторых школ значится приоритет воспитания над образованием. Это ни в коем случае не ущемляет качество получения знаний, но там много внимания уделяют внутренним взаимоотношениям участников образовательного процесса. Это, на мой взгляд, очень важно.
Основой моей рекомендации является трезвый подход к выбору школы. В гонке за успехом не забудьте про ребенка. Его душевное равновесие позволит ему овладевать знаниями гораздо эффективнее.
Источники