Собственный блог дает свободу быть собой и позволяет зарабатывать деньги. Создать свой блог с нуля может любой человек: от школьника до пенсионера. Расскажем, как это сделать в 2025 году
Было время, когда над блогерами посмеивались, считая их увлечение совершенно несерьезным. Сейчас некоторые авторы подобных проектов сравнялись в популярности со знаменитыми актерами и музыкантами. Блогерство стало полноценной профессиональной сферой деятельности, имеющей свои правила и специфику. Чтобы разобраться со всеми нюансами и понять, с чего начать свой путь в блогосферу, берите на вооружение наши советы. Мы составили мини-инструкцию о том, как в 2025 году самостоятельно создать блог с нуля и при этом бесплатно.
Блог – это раздел с контентом в виде текста или видео. Он регулярно обновляется автором, давая ему простор для самовыражения. Раньше личные блоги базировались на популярных интернет-площадках типа «Живого Журнала», «В Контакте» и «Одноклассников», сейчас к ним прибавились мессенджеры. Тематикой может быть любая — от кулинарии до путешествий, от политики до психологии; главное, чтобы не нарушала закон.
Если для автора блог является местом, где можно выразить свои чувства и проявить таланты, то читатели и зрители приходят удовлетворить определенные потребности. У всех они разные. Это может быть желание получить информацию и новые знания, пообщаться с единомышленниками или просто развлечься. Если запрос гостей совпадает с возможностью автора, блог обретает популярность. В этом случае он уже приносит своему создателю не только моральное удовлетворение, но и финансовую выгоду. Сейчас путей монетизации блогов много – мы обязательно рассмотрим их в статье.
Вот что важно учесть при создании блога, если вы рассчитываете сделать его успешным и прибыльным.
Важные аспекты | Что нужно знать при создании блога |
---|---|
Авторская подача | Аудитория ценит личный опыт и уникальную авторскую подачу, которая будет отличать блог от остальных в схожей тематике |
Глубокие знания | Вы должны быть настоящим профессионалом в сфере, о которой пишете |
Предварительная подготовка | Нужна предварительная проработка контента и вложение в техническую составляющую |
Готовность к долгой работе | Любой блог, даже самый интересный и профессиональный, начнет приносить хоть какой-то видимый результат минимум через полгода-год |
Мы подготовили для вас подробную инструкцию по созданию блога. Однако прежде чем перейдем к конкретным шагам, честно ответьте самому себе на вопрос, действительно ли вас увлекает эта идея. На самом ли деле вы желаете донести до аудитории ваше авторское видение вопроса, в котором ощущаете свою экспертность. Не нужно идти в блогинг только под влиянием моды: если будете создавать контент через силу, очень скоро вы забросите свой проект. Аудитория, всегда тонко чувствующая энергию и настроение, просто не пойдет на такую площадку. Если же вы горите идеей, тогда действуйте смело, но обдумано!
Любой проект начинается с идеи. Придумайте идею для своего блога: о чем вы будете писать, какие фото публиковать, какие видео снимать. Подумайте над тематикой, нишей. Ниша – это основа каждого блога. Конечно, лучше выбирать тематику, которая вам очень нравится и интересна. Это может быть мода, кулинария, путешествия – все, что волнует и вдохновляет лично вас. Вам будет легко делиться с аудиторией своими наблюдениями, мыслями и советами, потому что это интересно прежде всего вам самим.
Другой вариант – темы, в которых вы сильны как профессионал. Разбираетесь в современном искусстве или психологии, работаете в сфере финансов или права? Прекрасно, вот вам идея для блога: расскажите обо всем многообразии вашей профессиональной области с точки зрения эксперта, а не обывателя. К вам в блог придут те, кого волнуют те же темы и вопросы. Придут за советами и ценной профессиональной информацией.
Составьте портрет вашего читателя или зрителя. Это необходимо сделать перед тем, как вы решите, на какую площадку идти для реализации своих замыслов. Так, аудитория сайта «Одноклассники» характеризуется средним доходом, интересуется политикой, садом, домом, рукоделием. Скорее всего, будут популярны блоги с полезными советами и кулинарией. При этом диалог нужно строить на хорошем литературном языке: гости блога в возрасте 50-60 лет явно не оценят молодежного сленга.
Помимо дохода, возраста и увлечений целевой аудитории учтите место жительства. Если вы пишете про содержание коз и коров, значит, обращаетесь к жителям села. Фразы должны быть простыми, понятными, возможно, с использованием диалектов той или иной местности: так вы станете ближе к людям. Последний шаг на этом этапе: подумайте, какие проблемы и «боли» у гостей вашего блога. Так вы лучше поймете, какие темы и как поднимать в постах.
После составления портрета целевой аудитории площадку для блога выбрать легче. Однако тут нужно еще проанализировать, насколько она подходит тому контенту, который вы собираетесь создавать. Мы подготовили для вас список самых популярных на сегодняшний день вариантов.
Создать блог легко: просто регистрируетесь через почту и телефон. Получаете личный кабинет с визуально понятным интерфейсом и настройками. После трех публикаций система вас «видит» и начинает продвигать – по крайней мере, именно так заявлено. Объем текстов можно выбрать любой, хотя оптимальный 2-3 тысячи знаков. Можно добавлять фото и видео – приветствуются авторские, уникальные. Можно снимать клипы. Допустимо вставлять ссылки, например на свой сайт. Имеется опция донатов, то есть денежного поощрения от пользователей: если вставить специальную форму и привязать к кошельку, читатели могут «поблагодарить и поддержать» полюбившегося автора. Монетизация включается спустя время, когда автор наберет определенное количество подписчиков и дочитываний.
Сейчас у соцсети есть тенденция к уменьшению текстовой составляющей блогов. При этом алгоритмы предпочитают те, где регулярно выходят короткие видео и клипы. Эта площадка подойдет вам, если вы любите много снимать, освоили или хотите освоить самый простой видеомонтаж и делаете ставку на развлекательный контент или практические советы.
Хорошая площадка, позволяющая вести диалог с аудиторией, которой интересен именно ваш проект или блог. Если не брать новостные или политические темы, можно сформировать приятный читательский круг единомышленников и обойтись без хейта – страха всех блогеров. Ощутимый минус «Телеграма» – отсутствие естественного трафика, то есть прироста читателей. Придется либо заказывать рекламу своего блога, либо заводить дополнительный блог на другой площадке и давать ссылку.
«Ютуб» может стать золотой жилой для видеоблогеров, но может и обернуться разочарованием. Чтобы этого не произошло, необходимо на первых порах вложиться в качественную видеотехнику, а также научиться разрабатывать сценарии. Видео должны выходить регулярно и нести пользу. На «Ютубе» всегда были популярны обучающие видео самых разнообразных тематик: от рекомендаций по финансовой грамотности до советов, как подшить брюки своими руками.
Это российский видеохостинг, аналог «Ютуб». Ведение видеоблога на «Рутуб» позволяет не бояться блокировки и создавать контент, которого не было на других площадках. Минус видеохостинга заключается в долгой модерации и алгоритмах, которые многие находят недостаточно точными. Тем не менее аудитория «Рутуб» растет. В 2024 году она достигла 70,5 млн человек, так что сбрасывать со счетов платформу явно не стоит.
Основной плюс – независимость от владельцев сторонних площадок. Здесь ваша собственная территория и правила игры. Можно по своему вкусу настроить визуальную и техническую составляющие. Собственный блог можно сделать бесплатно с помощью конструкторов сайта или CMS-систем, например WordPress. Правда, придется оплачивать хостинг и доменное имя раз в год.
Создавая блог на собственном сайте, нужно учитывать, что раскручивать его тоже нужно самостоятельно, по крайней мере на первых порах.
Например, тексты, которые вы пишете, должны быть адаптированы для поисковых систем и содержать ключевые слова. Нужно тщательно продумывать заголовки и подзаголовки, создавать уникальные и seo-оптимизированные описания для фото. Желательно дополнительно вести блог на какой-то площадке с мощным трафиком, давая ссылку на свой сайт до тех пор, пока он не станет популярен сам по себе.
Оно должно быть уникальным. Не нужно, чтобы вас с кем-то путали, да и обвинения в плагиате не украсят жизнь. Далее: название должно быть легко произносимым и запоминающимся. Безусловно, оно должно отражать тему. Вашей аудитории сразу должно быть понятно, о чем идет речь: о путешествиях, косметике или воспитании детей.
Да, именно «создайте», а не «продумайте». Еще до запуска рекомендуем написать тексты или снять видео, которого хватит минимум на три месяца непрерывного пополнения с выбранной периодичностью. Система любой платформы отдает предпочтение тем блогам, которые обновляются регулярно. Желательно с одинаковой частотой. Скажем, выбрали вы размещать новый контент по понедельникам, средам и пятницам, значит, алгоритмы систем будут возвращаться к вам именно по этим дням. Однако в жизни бывает форс-мажор, который может помешать вам в нужное время записать и опубликовать контент. Сделайте так, чтобы он был у вас всегда – с запасом и под рукой.
Конечно же, в первую очередь аудитория обращает внимание на визуальное оформление блога. Эстетичное и стильное оформление – один из самых главных инструментов блогера. Все изображения, будь то фотографии, видео или иллюстрации, должны быть качественными, четкими, приятными глазу и легкими для восприятия. Желательно также следить за трендами в социальных сетях, чтобы создавать актуальный контент.
Помимо отклика читателей, выражающихся в «лайках», комментариях и других реакциях, у каждой платформы есть инструмент для сбора статистики. Помимо этого, можно использовать сторонние сервисы аналитики. Для собственного сайта незаменимы Яндекс.Метрика и Google Analytics.
К бесплатным способам продвижения относятся: геотеги, взаимный пиар, участие в челленджах, различные чаты активности, розыгрыши и так далее. Все они работают по-разному и дают разный результат. Прибегать к этим способам стоит только после качественного анализа портрета вашей аудитории – чтобы не лишиться подписчиков. В любом случае на ваш блог положительно повлияют ответы в комментариях. Чем они будут интересней, тем больше шансов завязать интересную дискуссию, а значит, быть замеченным алгоритмами системы. Скажем, алгоритмы VK показывают в «рекомендованном» популярные и обсуждаемые посты даже тем, кто не был подписан на их авторов.
К платным способам продвижения относится таргетированная реклама и покупка рекламы у других блогеров. В первом случае нужно изучить все нюансы настройки, чтобы не потратить деньги впустую. Во втором – проверить, чтобы аудитория у выбранного блогера была активная, лояльная, а не накрученная.
Есть несколько способов начать зарабатывать на популярном блоге. Во-первых, можно подключить баннеры или партнерские ссылки. Это доступно и на собственном сайте, и на выбранной платформе. Обычно это можно сделать через настройки в личном кабинете. Там можно выбрать тематику баннеров или ссылок, настроить визуальное оформление и определить места отображения. Главное – не переборщить, чтобы не оттолкнуть посетителей избыточной рекламой.
Во-вторых, можно сотрудничать с прямым рекламодателем, чей товар соответствует тематике вашего блога. Конечно, лучше перед этим проверить его репутацию и качество продукции. Предположим, у вас блог о косметике, вы рекламируете какой-то крем, его покупают – и жалуются на аллергию. Причем не один человек, а множество. Отписки и потеря лояльности аудитории гарантированы именно вам.
Наконец, можно продавать свой собственный товар. Блоги с самопродвижением ведут многие художники, портные, заводчики собак или кошек, кондитеры и другие профессионалы. В данном случае нужно развивать личный бренд. Сотни художников или портных пытаются продать свой товар через блоги, а ведь есть еще и магазины, так почему должны купить именно у вас? Здесь нужно тщательно поработать над стратегией взаимодействия с аудиторией.
Татьяна Хромогина, эксперт по интернет-маркетингу:
До того как начать вести свой блог, нужно четко представить его цели – только в этом случае все последующие действия по его ведению будут осознанными и эффективными.
Следующий шаг – понять своих читателей, определить так называемую целевую аудиторию. Ну и конечно, не стоит игнорировать конкурентов – хороший конкурентный анализ станет прекрасным дополнением к вашей стратегии ведения своего блога. При этом не стоит воспринимать изучение опыта успешных блогов как плагиат – известная истина гласит, что учиться нужно у лучших.
А дальше начинается просто практика. Все приобретенные в процессе анализа аудитории и конкурентов данные следует проанализировать и вывести из них свою уникальную схему ведения блога. Это касается и канала создания блога, и формата его ведения, и манеры общения с аудиторией, и частоты публикаций.
Но даже при наличии четкого плана не стоит забывать про эксперименты: выдающиеся результаты невозможны без реализации смелых решений. Правда, последствия их внедрения лучше оценивать сразу, чтобы не допустить потерю лояльных подписчиков своего блога.
На протяжении многих лет работы с блогингом мне довелось столкнуться и с большими успехами, и с досадными провалами блогеров-экспериментаторов. Так, однажды блог небольшого кафе из маленького городка сумел привлечь гигантский по их меркам прирост подписчиков благодаря внедрению в свои публикации призыва к посетителям делиться «бабушкиными рецептами». Эти рецепты принимали участие в ежемесячном розыгрыше-голосовании на лучший рецепт, а рецепт-победитель становился блюдом дня на протяжении следующего месяца с пометкой-посвящением его автору. Такой интерактив продолжался на протяжении полугода и позволил не только обзавестись лояльными подписчиками, но и нарастить новых постоянных посетителей из числа местных жителей. И все потому, что владельцы кафе продемонстрировали свое неравнодушие к клиентам в своем блоге.
А бывает и наоборот, когда эксперименты приводят к неконтролируемому негативу от подписчиков. Это может случиться, когда, например, блогер медийная персона или автор тематического блога начинает много продавать в своих публикациях в погоне за заработком. И если такие «продажи в лоб» никак не связаны с тематикой блога или превосходят по своей значимости пользу от контента, блог обречен на отписки. Это одна из самых распространенных и досадных ошибок, которую, к сожалению, некоторые блогеры допускают, игнорируя или не запрашивая обратную связь от подписчиков.
Алексей Оносов, видеоблогер, создатель бизнес-канала на платформе YouTube:
Видеоблог имеет ряд преимуществ перед текстовым форматом. Он позволяет установить более тесный контакт с аудиторией, передать эмоции и невербальные сигналы. Зрители могут видеть мимику, жесты, что повышает доверие и вовлеченность. Визуальный контент лучше запоминается и усваивается. Однако есть и сложности: требуется больше времени на подготовку, съемку и монтаж.
При работе онлайн стартовать можно с относительно небольшими затратами. Однако для качественной картинки и звука придется вложиться в технику. Хорошая вебкамера, микрофон и освещение – обязательные составляющие профессионального видеоблога.
Главный вопрос – в продвижении, чтобы видеоблог нашел своего зрителя. Важно определить целевую аудиторию и каналы, через которые она потребляет информацию. Необходимо регулярно публиковать анонсы, использовать кросс-промо с другими блогерами. Не стоит пренебрегать SEO-оптимизацией.
Одна из фишек нашего видеоблога – работа без сценария и заранее подготовленных вопросов. Это позволяет сделать разговор живым и интересным. Возникает настоящий диалог, в котором рождаются неожиданные идеи и инсайты.
Мы приглашаем исключительно практиков бизнеса. Это позволяет получать информацию из первых рук, от людей, которые ежедневно сталкиваются с реальными проблемами и находят их решения.
Надо быть готовым к тому, что на набор опыта и раскрутку канала уйдет достаточно много времени – полгода-год как минимум. Важно настроиться на игру в долгую. Регулярность выхода контента, его качество и полезность – ключевые факторы роста.
Отвечает Татьяна Хромогина: