Умение составлять план текста пригодится не только в в школе, но и во взрослой жизни. Благодаря этому навыку можно быть уверенным, что в письменной работе или устной речи не потеряются главные мысли. О том, как правильно составить план текста в 2024 году, поговорим с экспертом
Учиться составлять логичный и последовательный план текст дети учатся в начальной школе – этому заданию уделяется повышенное внимание. И не зря: благодаря навыку составления планов развивается логическое мышление, дети быстрее запоминают информацию и лучше справляются с другими заданиями, например с пересказом, сочинением и изложением. Во взрослом возрасте умение составлять план текста поможет в устных публичных выступлениях: опираясь на пункты плана, вы не забудете, о чем надо сказать на защите исследовательской работы в вузе или на презентации на работе. Познакомимся более подробно с правилами построения различных планов и узнаем, как составить план текста в 2024 году.
Что такое план текста
План представляет собой наиболее сжатую структуру текста. В нем отражается порядок и последовательность изложенной информации. План предполагает взаимосвязанное расположение частей, воспроизводящее факты, вопросы, ситуации, рассматриваемые в тексте. Форма записи плана крайне важна для восстановления в памяти школьников содержания прочитанного. При составлении плана тренируется не только память, но и умении анализировать текст, выделяя главное.
Полезная информация о составлении плана текста
Назовем наиболее важные элементы плана и занесем их в таблицу.
Слова или предложения с максимальной смысловой нагрузкой
Микротема
Содержание нескольких предложений текста, объединенных одной мыслью
Пошаговая инструкция по составлению опорного плана
Опорный план, или план-схема, отличается от других видов плана тем, что в его пунктах используются только значимые слова, ключевые мысли, отрывки важных предложений. Такой план составляют для подготовки презентации, устного выступления, написания небольших по объему работ. В качестве смысловых опор берут важные факты, названия предметов, цифры, имена, цитаты. Пункты этого плана могут сильно отличаться по длине и структуре. Главное – создать яркую ассоциацию, позволяющую вспомнить нужный материал. Рассмотрим пошагово алгоритм действий.
Изучите необходимую информацию
Для выделения опорных пунктов плана нужно внимательно прочитать текст, возможно даже, и не один раз. Чтобы сделать план более детальным, используйте дополнительную литературу по нужной теме.
Сформулируйте название плана
Правильное название необходимо, оно должно отражать основное содержание текста. Например, формулировка «Бородинская битва 1812 года» говорит о том, что план будет посвящен историческому событию. Название не должно быть слишком длинным, чтобы легче было сконцентрироваться на главной идее.
Разбейте текст на смысловые блоки
Для выделения содержательных частей текста проанализируйте последовательно каждый абзац и отыщите в прочитанном ключевые мысли, основную суть. Подчеркните их карандашом или пометьте стикерами на полях.
Запишите пункты плана
Выстраиваем найденные смысловые опоры в виде пунктов плана. Если, к примеру, речь идет о Бородинской битве, опорный план может быть таким:
Начало Бородинского сражения
Кутузов и Наполеон
Основные этапы битвы
Победитель в сражении
«Война и мир» Л. Н. Толстого
Следите за тем, чтобы сохранялась логическая связь между пунктами плана.
Пошаговая инструкция по составлению тезисного плана
Этот вид плана в чем-то похож на опорный, но есть и отличия. В каждом пункте необходимо указать ключевой тезис. При этом используются глаголы, поэтому пункты плана будут длиннее. Тезис – это предложение, в котором отражена главная мысль одного или нескольких абзацев.
Изучите информации по теме
Прочитайте основную и дополнительную тематическую литературу.
Сформулируйте название плана
Несмотря на то что в этом виде плана могут использоваться большие предложения в качестве пунктов, название самого плана не должно быть слишком длинным.
Выделите основные тезисы
В отличие от опорных мыслей,тезисы представляют собой более обстоятельное изложение каких-то явлений, фактов, ситуаций. Тезисы дают возможность не держать в памяти всю информацию. Текст в таком случае ужимается до тезисного плана.
Запишите тезисы в пункты плана
В качестве тезисов плана используются предложения с подлежащим и сказуемым. Например:
Бородинская битва началась 26 августа 1812 года.
Войсками командовали Кутузов и Наполеон.
Этапами сражения были: Багратионовы флеши, бой за Утицкий курган, рейд казаков Платова и кавалерии Уварова, батарея Раевского.
Русские войска отступили, чтобы лучше подготовиться к новым сражениям.
Бородинское сражение изобразил Л. Н. Толстой в романе «Война и мир».
Пошаговая инструкция по составлению вопросного плана
Такой план основан на вопросах, которые задает учащийся к каждому смысловому блоку текста. Обязательно нужно использовать вопросительные слова: почему, сколько, когда, кто, как и другие. Рассмотрим, как составить вопросный план.
Прочитайте текст
Чтобы формулировать вопросы, необходимо хорошо знать текст. Прочитайте его внимательно, помещая для себя основные смысловые части.
это интересно
Как написать эссе
Разберемся в тонкостях жанра и рассмотрим примеры тем и формулировок
В отличие от пунктов плана, где используются вопросительные предложения, в его названии лучше применять повествовательную форму. Вопросительное наименование плана также иногда допускается, но используется сравнительно редко.
Сформулируйте вопросы
Сформулируйте основные вопросы, относящиеся к каждому абзацу текста. Вопросы позволяют выделить некоторую проблему, которая требует решения. При выполнении этой задачи у учащихся развиваются сразу несколько видов мышления: критическое, аналитическое и логическое.
Запишите пункты плана
Параграфы плана записываются в виде вопросительных предложений. Например:
Когда началось Бородинское сражение?
Кто командовал российскими и французскими войсками?
Каковы были основные этапы битвы?
Что стало результатом сражения?
С какой целью Л. Н. Толстой описал Бородинскую битву в своем романе «Война и мир»?
Пошаговая инструкция по составлению назывного плана
В этом плане используются небольшие заголовки, включающие, как правило, от двух до пяти слов. Используются существительные в именительном падеже и прилагательные, глаголы не применяются. Каждый раздел плана отражает в ёмкой форме главное содержание части текста.
Изучите тему и текст
Внимательное прочтение текста позволяет вникнуть в его внутреннюю логику. Ее в дальнейшем отражают в форме назывного плана.
Озаглавьте план
Поскольку в качестве пунктов плана используются слова, словосочетания и краткие предложения, название также не должно быть громоздким. Оно в емкой форме отражает главную мысль текста.
Выделите опорные слова и словосочетания
В пунктах назывного плана фиксируются основные идеи произведения. Краткие формулировки позволяют наглядно отразить логику изучаемого текста.
Запишите пункты плана
Для этого используйте существительные и прилагательные в небольших предложениях. Пример:
Причины Бородинской битвы.
Командующие войсками.
Этапы сражения.
Результаты Бородинского сражения.
Бородинская битва в творчестве Л. Н. Толстого.
Советы эксперта по составлению плана текста
Ирина Воронцова, старший методист направления «Русский язык и литература» Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
Составление плана текста –один из важных навыков учащихся. План текста – это последовательное представление структуры текста, так называемый список пунктов, который необходим для устного или письменного пересказа содержания текста, чтобы не упустить необходимые микротемы и не нарушить последовательность событий. При составлении плана текста важно знать, что такое микротемы, уметь их определять в тексте. Микротема – это главная мысль, заключенная в одном абзаце.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ирина Воронцова:
Когда следует составлять простой план текста, а когда – развернутый?
В зависимости от структуры можно выделить два вида плана текста: простой и развернутый.
Простой план текста – это план, который включает в себя значимые элементы текста. С помощью него перечисляются по порядку главные микротемы текста. Простой план следует составлять, когда нужно донести самую важную информацию, без деталей и красочных описаний, при этом сохранив основные микротемы.
Как составить простой план текста:
1. Прочитайте текст полностью и определите его основную мысль; 2. Разделите текст на смысловые части (ими зачастую являются абзацы); 3. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную мысль; 4. Придумайте к каждой части заголовки и запишите их; 5. Проверьте себя: освещает ли каждый заголовок главную мысль части, не пропущены ли микротемы, нет ли повторов, не нарушена ли логика повествования.
Потренируемся. Возьмем текст рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и составим его простой план. Вот один из вариантов этого плана:
1. Встреча двух приятелей. 2. Воспоминания о гимназических годах. 3. Неожиданная новость. 4. Изменения в поведении и внешнем виде тонкого. 5. Расставание друзей.
Итак, в представленном плане отражено лишь самое главное, что происходит в рассказе, без подробностей. Этого достаточно, чтобы передать суть произведения и не нарушить логику повествования.
Развернутый план текста – это последовательное отображение в лаконичных формулировках микротем, в которых выделяются подпункты. Развернутый план следует составлять, когда в тексте представлена разнообразная информация и нужно подготовить подробный пересказ, подчеркивая и акцентируя внимание на деталях. Также развернутый план текста необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: сочинения, изложения, для выступления с докладом или сообщением по той или иной теме.
Графическая форма записи развернутого плана может быть разной. Так, в развернутом плане для обозначения микротем могут быть использованы римские цифры (I, II, III, IV…), а для обозначения подпунктов – арабские (1, 2, 3, 4…). Или же для обозначения микротем можно использовать арабские цифры (1, 2, 3, 4…), а для выделения подпунктов – строчные буквы (а, б, в, г…). Также для выделения микротем могут быть использованы арабские цифры (1, 2, 3, 4…), а для подпунктов – обозначения 1.1., 1.2., 1.3., 1.4.
Как составить развернутый план текста:
1. Прочитайте текст полностью и определите его основную мысль; 2. Разделите текст на смысловые части (ими зачастую являются абзацы); 3. Придумайте им соответствующие заголовки; 4. Каждый пункт плана разделите на более мелкие части, уделяя внимание деталям; 5. Подберите к каждой части заголовки –подпункты–и запишите их; 6. Проверьте себя: освещает ли каждый заголовок главную мысль части, насколько удачно сформулированы подпункты, не пропущены ли микротемы, нет ли повторов, не нарушена ли логика повествования.
Потренируемся.Составим теперь развернутый план к рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Представим один из вариантов:
I. Встреча двух приятелей.
1. Описание толстого. 2. Описание тонкого и его семьи.
II. Воспоминания о гимназических годах.
1. Прозвище толстого. 2. Прозвище тонкого.
III. Неожиданная новость.
1. Карьера тонкого и его жены. 2. Карьера толстого.
IV. Изменения в поведении и внешнем виде тонкого.
1. Изменения в лице, телосложении тонкого, его жены и сына. 2. Изменения в речи тонкого.
Итак, в представленном плане отражены главные микротемы рассказа, также их содержание подробно раскрывается в подпунктах, которые передают детали, описанные в произведении.
Как составить план текста из трех пунктов?
Чаще всего пункты плана текста равны количеству абзацев. Однако иногда некоторые абзацы, у которых одна и та же микротема, можно объединить. И тогда получится план, не соотносящийся с количеством абзацев. Задания, где нужно обязательно составить план из трех пунктов независимо от количества абзацев, встречаются во Всероссийских проверочных работах (ВПР) по русскому языку в начальной школе.
Здесь нужно сказать, что план из трех пунктов можно без проблем составить к небольшим текстам, которые не требуют отражения в нем деталей. Однако можно попытаться разбить любой текст на три части, выделив в нем введение, основную часть и заключение, и раскрыть их содержание, воздержавшись от подробностей.
Потренируемся.Возьмем тот же текст рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и составим его план из трех пунктов. Вот один из вариантов этого плана:
1. Встреча двух приятелей. 2. Неожиданная новость. 3. Расставание друзей.
Итак, пункт 1 можно отнести к введению. Здесь же можно вспомнить и о гимназических годах героев рассказа. Пункт 2 – основная часть. Здесь как раз раскрываются изменения в поведении и внешнем виде тонкого, его жены и сына после того, как он узнал, кем работает толстый. Пункт 3 – заключение, где друзья расстаются и все встретившиеся «были приятно ошеломлены».
Когда на ЕГЭ и ОГЭ может пригодиться умение правильно составлять план текста?
Умение правильно составлять план текста пригодится в следующих случаях.
1. При пересказе на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе. Это самая непростая часть устной работы. Грамотно пересказать текст, сохранив все его микротемы, сложно, а не допустить речевых, грамматических, фактических, логических ошибок и правильно употребить предложенную цитату – еще сложнее. И здесь поможет составление плана. Нужно помнить, что количество пунктов должно быть равно числу абзацев текста. Рекомендую составлять развернутый план, чтобы ничего не упустить. 2. В первой части ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение. Вот здесь-то и необходимо проявить свои способности и составить подробный план текста, который будет зачитан. Это поможет ученикам не нарушить логику изложения и не пропустить микротемы. 3. При выполнении задания №27 ЕГЭ – написание сочинения по прочитанному тексту – необязательно писать план работы. Однако экзаменуемый обязательно должен держать в голове следующие блоки, которые необходимо раскрыть:
• краткое введение, • формулировка проблемы, • комментарий к проблеме, • отражение позиции автора по проблеме, • отношение экзаменуемого к позиции автора, • заключение.
Это тоже своего рода план.
4. В задании №24 ЕГЭ по обществознанию необходимо составить сложный план, позволяющий раскрыть по существу ту или иную тему. Вот здесь тоже пригодится умение правильно составлять план текста. Сложный план должен содержать не менее трех непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта