Один из самых эффективных способов понять логику и запомнить содержание учебного или художественного текста — пересказать его. Рассказываем, как сделать пересказ в 2024 году с пользой для образования и развития ребенка
Пересказывать небольшие тексты и рассказывать по картинке учат еще в начальной школе, чтобы к 5 классу, когда появляется много устных предметов, ученики уже овладели этим приемом. Для закрепления навыков пересказа учителя побуждают детей к устным рассказам и рассуждениям.
В семье тоже полезно просить ребенка рассказывать о том, что произошло в школе, на улице, о чем был мультфильм, который он смотрел, задавая при этом наводящие вопросы. Рассказывайте ребенку сами, ведь чем больше дети слышат связную устную речь, тем легче они понимают суть пересказа. Разбираемся с экспертом, как сделать пересказ в 2024 году интересным для школьника и его слушателей.
Пересказом называют краткое или полное изложение прочитанного текста или просмотренного фильма своими словами. Это один из важнейших учебных навыков, который всегда востребован в точных и гуманитарных предметах, на уроках и экзаменах. Грамотный пересказ необходим для осмысленного усвоения темы, потому что предусматривает не механическую зубрежку или заучивание отдельных фрагментов, а полное понимание текста.
Когда начинают учить пересказу | С 2-3 лет. В дошкольном возрасте ребенок способен к пересказу с опорой на картинки |
Какие навыки должны быть развиты у ребенка для пересказа | Умение читать, употреблять нужную лексику и грамматику. Способность запоминать предложения и короткие рассказы. Не бояться выступать публично |
Отличие пересказа от заучивания наизусть | Пересказ предусматривает изложение своими словами, а заучивание — точное воспроизведение текста |
Можно ли в пересказе использовать цитаты из текста | Допустимы образные выражения и отдельные предложения из исходного текста |
Критерии хорошего пересказа | Сохранение причинно-следственных связей изложения. Не забыты основные описания и факты. Для художественных текстов — рассказ ведется выразительно и эмоционально |
Школьникам часто нужно кратко изложить суть статьи, параграфа из учебника или даже содержание целой книги. Как сделать, чтобы резюме получилось точным и емким?
Пока навык пересказа еще не сформирован, не гонитесь за большими текстами. Научиться пересказывать легче, если произведение имеет небольшой объем, написано ярко и занимательно. На уроках чтения в начальной школе ученики изучают как раз такие маленькие рассказы, стихи и сказки.
Залог хорошего пересказа — внимательное неспешное чтение. Маленькому ребенку текст читают взрослые. Дети постарше читают сами. Чтобы хорошо запомнить содержание, одного прочтения мало. Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Возможно несколько раз.
Узнать, насколько ребенок понял текст, можно, задав вопросы. О чем этот рассказ (сказка)? Кто главные герои? С чего начинается действие? Что происходит потом? Чем заканчивается история?
Попросите ребенка написать пять-семь пунктов, которые бы раскрывали сюжетную линию. Попросите его придумать два-три предложения к каждому пункту. Детям-визуалам проще нарисовать картинки и пересказывать, опираясь на нарисованные образы.
Пусть ребенок перескажет текст своими словами, держа перед глазами план произведения (или рисунок). Обратите его внимание, что важно следовать сюжету и связывать предложения между собой. Во время пересказа похвалите ребенка за удачные фразы, помогите вопросами и подсказками. Не ругайте за сорные слова вроде «короче» или «э-э-э», когда он запинается и думает что сказать.
Второй пересказ делают уже без опоры на план произведения, по памяти. Тут важно не только раскрыть тему текста и пересказать основные описания. Хороший результат, когда ребенок пересказывает с увлечением, стараясь заинтересовать других знакомым ему сюжетом и героями рассказа.
Умение пересказывать подробно необходимо для устных ответов на уроках и во время экзаменов. Подготовка к нему похожа на подготовку к краткому пересказу, но имеет свои особенности.
Сначала ребенок должен познакомиться с текстом, внимательно прочитать его несколько раз — устно и вслух. Спешка в чтении — плохой помощник, поэтому лучше дать задание познакомиться с текстом дома.
Если ребенок уже умеет пересказывать кратко, попросите его заранее написать ответы на вопросы или обсудите текст устно. О чем статья? Что он узнал нового? Кто главные герои и как автор к ним относится? Что происходит вначале? Как развивается действие? Какой финал рассказа (статьи)?
Попросите ребенка разбить текст или статью на смысловые части. Ответить на вопрос, о чем каждая часть, и подобрать свой подзаголовок. Такой план может включать семь-десять пунктов. Все зависит от содержания. Следующая задача — придумать небольшой рассказ из пяти-семи предложений к каждому пункту, стараясь, чтобы был раскрыт сюжет. При этом реплики героев, то есть прямую речь, воспроизводить не нужно. В пересказе их заменяют косвенной речью.
Попросите ребенка пересказать текст или статью своими словами с опорой на составленный план. Во время пересказа не перебивайте и не торопите его. В конце похвалите, если удалось точно передать общий смысл, хорошо запомнить и воспроизвести отдельные факты и описания из текста.
Пересказ должен описывать фильм и давать представление, о чем он — знакомить с героями и рассказывать об интересных фактах о фильме.
Лучше всего это делать вместе. Во время совместного просмотра интересно обмениваться репликами. Это делает просмотр более живым и побуждает ребенка задуматься над сценами, которые, возможно, прошли бы мимо его внимания.
Перед пересказом поговорите с ребенком и попросите его ответить на вопросы. Чему посвящен фильм? Какую мысль хотел донести автор? Какие моменты понравились больше, а какие — нет и почему?
Попросите ребенка записать имена и краткую характеристику главных героев. Пусть он разделит видео на смысловые части, озаглавит каждую и придумает по несколько предложений, которые бы описывали сюжет каждой части видео.
Попросите ребенка, опираясь на составленный план, связно рассказать о фильме своими словами. При пересказе важно, чтобы он придерживался главной линии, не упустил важные факты, раскрыл действия героев, их мысли и чувства, а также высказал свое отношение к увиденному.
Нина Козловцева, кандидат культурологии, заместитель проректора по социальной и воспитательной работе, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ:
С трудностями при подготовке пересказа текста, фильма или видео сталкивается практически каждый ребенок. Однако трудностей можно избежать, используя определенный алгоритм. Как и с любым другим навыком: несколько повторений алгоритма – и далее проблем с пересказом у ребенка не будет никогда. Итак, что же нужно сделать.
Важно показать ребенку, что, по сути, текст — это шкафчик с разными полочками, которые заполнены разной информацией, важной для пересказа. Это:
В зависимости от текста перечень может меняться. Главное, чтобы по смыслу пункты соответствовали вопросам: кто, что, где, когда, зачем, почему.
Важно объяснить, что необязательно использовать именно те слова, которые он видел в тексте, важно верно передать общий смысл. Для развития этого навыка хорошо использовать игру в синонимы, попросив ребенка вспомнить как можно больше синонимов к названному слову.
Отвечает Нина Козловцева: