Обществознание считается одним из самых сложных предметов. Однако сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов реально. Рассказываем, как это сделать в 2025 году и что учесть при подготовке
Обществознание — необязательный предмет для сдачи ЕГЭ, но, по данным Рособрнадзора, в 2023 году на этой дисциплине остановили свой выбор 270 000 выпускников. Такую популярность можно объяснить востребованностью результатов экзамена в вузах. Высокобалльники по обществознанию могут попасть на бюджетные места по таким специальностям, как «Авиастроение», «Архитектура», «Государственное и муниципальное управление», «Дизайн», «Журналистика», «Прикладная математика и информатика», «Юриспруденция».
Средний балл по обществознанию составляет 61. Набрать более высокие баллы помогут наши рекомендации, советы экспертов и личный опыт первокурсника юридического вуза.
Мы собрали полезную информацию о ЕГЭ по обществознанию в одну таблицу.
Продолжительность экзамена | 210 минут |
Количество заданий | 25 |
Максимальный балл | 58 |
Время выполнения задания с кратким ответом | 2-7 минут |
Время выполнения задания с развернутым ответом | 8 минут |
Как хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов в 2025 году? Начните с прочтения наших советов.
План необходим, чтобы не потеряться в большом количестве тем, особенно если подготовка планируется без помощи специалиста или репетитора. Предварительно пройдите диагностику знаний по обществознанию, ее можно найти в интернете. Затем определите свои сильные и слабые стороны. На изучение и повторение «провисающих» тем сразу запланируйте большее количество времени. После самоанализа составьте подробный план с распорядком занятий и темами.
Сегодня существует большое количество онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ. Обращайте внимание на опыт преподавателей — желательно выбирать педагогов с большим стажем и опытом подготовки стобальников. Рекомендуем сразу озвучить желаемый результат с конкретной целью. Например, поступление на архитектурный факультет на бюджетное место. Так онлайн-репетитор сможет составить индивидуальную траекторию подготовки.
Если среди одноклассников не найдется много желающих сдавать ЕГЭ по обществознанию, то найти «своих» можно в интернете. К примеру, выложить в социальной сети пост о создании группы поддержки и коллективной подготовки к экзамену. На совместных онлайн-встречах будет веселее и легче изучать темы, задавать друг другу вопросы, проходить демоверсии на скорость. Главное — соблюдать график и не превращать занятия в обычные посиделки с друзьями.
В процессе подготовки легко потерять первоначальный запал и получить эмоциональное выгорание. Подойдите к процессу творчески и придумайте оригинальные способы усвоения материала. Например, можно развесить цветные стикеры по дому с различными терминами: на телевизоре приклеить стикер с определением понятия «культура», холодильник пусть встречает «бюджетом», а входная дверь — «общиной». Так будет проще воспринимать информацию и запоминать сложные понятия. Найдите свой вдохновляющий способ.
Антон Потапов, сдал ЕГЭ по обществознанию на 92 балла:
Учитель по обществознанию действительно серьезно занимался нашей подготовкой. Так как я был в гуманитарном классе, у нас были разные элективные дисциплины вроде экономики и права. На эти уроки, а иногда даже на уроки по обществознанию, учитель давал нам КИМы. В отличие от некоторых одноклассников, которые не горели желанием решать КИМы и делали все медленно, лишь бы «урок отсидеть от звонка до звонка», я рассуждал так: «Раз мне все равно нужно сидеть здесь и избежать этого не получится, то тогда уж пусть это время пройдет с пользой». И подходил я к этому как к спорту. Я пытался решить все как можно быстрее, постоянно совершенствуя свой результат. В итоге я решал по 2 КИМа за 40 минут урока. Тратить время на написание конспектов не стоит. Все можно найти в интернете в готовом виде, особенно планы. Главное — запомнить, а запоминается лучше на практике, путем решения заданий.
Регулярно заниматься не так уж просто себя заставить, поэтому я решил привязать подготовку к какому-то другому регулярно совершаемому действию. Идеальный вариант — прием пищи. Каждый день я ем по три раза. Занимает это минут 20-30. Не так долго, чтобы подготовка изнуряла и наскучивала, но вполне достаточно, чтобы посмотреть видео или решить КИМ.
Со временем я понял, что решение КИМов — не лучший способ. Гораздо эффективнее решать подборки заданий по темам кодификатора. Таким образом, я понял, что у меня много пробелов даже после нескольких месяцев интенсивного решения КИМов. В них все задания в беспорядке, что и оставляет эти пробелы в знаниях. Если бы я готовился снова, то я бы вообще КИМы почти не решал, а планомерно бы прошелся по заданиям по каждой теме. При этом каждую тему кодификатора я начинал с соответствующего плана, ибо в нем содержались базовые классификации и теория, которая помогала решать последующие задания. Именно так я стал готовиться за 2-3 месяца до экзаменов.
Все советы для решения КИМов также подходят и для метода с подборками по темам кодификатора. Как заставить себя? Я нашел для себя ответ. Нужно просто готовиться вместе с одноклассником-другом, который тоже заинтересован в подготовке. Решать задания можно по видеосвязи, а если что-то непонятно — гуглить, смотреть ответы.
Не стоит откладывать отработку второй части на потом, как многие делают. На первой части вы застрянете надолго, потому что для ее решения нужно выучить все. Когда, наконец, дойдет дело до второй части, времени останется недостаточно. Нужно понимать, что при отработке второй части вы готовитесь и к первой, так как они сильно перекликаются.
Запомните, что в планах чаще всего необходимо приводить следующие развернутые пункты: виды, признаки (явления в целом или же его видов), структуру (элементы), институты, функции, предпосылки, тенденции развития, возможные решения проблемы. Если возникают сложности с планом, то пройдитесь по каждой из этих позиций, может быть, что-нибудь придет в голову. Вполне можно даже самому додумать подпункты для одного из предложенных пунктов.
Для решения заданий, где нужно привести аргументы, есть общие алгоритмы, которые я для себя составил. Один из них — во всех таких заданиях нужно показать причинно-следственную связь между двумя явлениями. Нужно четко увидеть эти явления. Затем одно из них нужно разбить на части. И каждую из частей связать со вторым явлением.
Какие возможности дали мне высокие баллы? Во-первых, я учусь на бюджете на юриста в АлтГУ — по мнению многих, лучший вуз моего региона. Проходной балл там был 276, и я рад, что смог пройти, потому что учиться на платной основе на таком дорогом направлении я бы не смог. Во-вторых, я стал репетитором по обществознанию и истории. Мне кажется, что я не видел бы за собой морального права преподавать, если бы мои баллы по этим предметам были ниже 90. К тому же это привлекает клиентов.
Андрей Авдеенков, репетитор по обществознанию, основатель онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ «Высотка»:
Важно работать строго по программе экзамена и готовиться к актуальному формату. Кроме того, нужно регулярно возвращаться к ранее изученному материалу. Также рекомендую периодически писать проверочные работы, которые оцениваются по формату ЕГЭ. Это очень полезно: так уже заранее можно настроиться на формат экзамена, а также держать руку на пульсе и контролировать уровень своей подготовки. Недостаточные баллы на проверочных работах будут для ученика сигналом того, что стоит заниматься более усердно.
Обязательно при подготовке нужно сочетать теорию и практику. Одно без другого бессмысленно: мало выучить теоретический материал, надо еще научиться решать задания. А задания без предварительного разбора теории решить не получится.
Обществознание — это очень «жизненный» предмет, поэтому для получения 100 баллов важна общая эрудиция. Выпускнику полезно читать новости, статьи, смотреть аналитические передачи — все это позволит расширить кругозор.
— Андрей Авдеенков, репетитор по обществознанию, основатель онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ «Высотка»
Очень полезно смотреть вебинары и стримы от составителей ЕГЭ и председателей предметных комиссий. Например, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по обществознанию Т. Е. Лискова проводила стрим, где поделилась не только общим видением экзамена, но и детальными советами: на что стоит обратить внимание, какие бывают подводные камни и как их избежать. Так, в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году ввели новый тип задания — умение называть основные признаки ключевых обществоведческих понятий. До 2023 года такого задания не было. Многие выпускники и учителя оказались в затруднении: как выполнять это задание? Т. Е. Лискова дала пояснения по этому вопросу.
Работайте только с правильными материалами. Нельзя просто «гуглить» незнакомую тему и читать первое попавшееся в интернете. Есть очень большой риск обратиться к случайному сайту, где может оказаться много ошибок. Министерство просвещения РФ регулярно составляет федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при обучении. Именно по этим учебникам и рекомендуется готовиться к ЕГЭ.
Кроме того, стоит обращаться только к верным сборникам. Это пособия О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой, которые являются авторами-составителями ЕГЭ.