Программирование – это интересное и творческое занятие, привлекающее людей разного возраста. И оно не сводится к одному только написанию кода. Разберемся, как научиться программировать с нуля в домашних условиях и сколько времени придется потратить на обучение в 2024 году
Уметь программировать хотят многие: одним интересен сам процесс, другие мечтают получить высокооплачиваемую профессию, третьим просто хочется заниматься чем-то модным и перспективным. Прежде чем говорить о том, сколько времени придется потратить на обучение, давайте разберемся, что именно мы понимаем под словами «научиться программировать».
Программирование – это творческий процесс, и нельзя сравнивать его, например, с ездой на велосипеде, где достаточно один раз успешно покрутить педали. Скорее оно похоже на поэзию, где важно не владение языком, а умение чувствовать ритм строк и рифму. Помните, как у Льюиса Кэрролла в переводе Маршака: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по нове, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове». Такого языка нет, а стихи тем не менее получились. Вот и программирование – это в первую очередь не знание синтаксиса и фреймворков, а умение выстраивать алгоритмы действий для решения конкретных задач. Определение языка, которым вы сообщите этот алгоритм компьютеру или другому устройству, – уже следующий этап. Давайте узнаем у экспертов, можно ли научиться программировать самостоятельно и сколько времени потребуется.
Начать обучение программированию можно в любом возрасте | И дети, и взрослые могут учиться в игровой форме или на конкретных проектах |
Программирование – это не только изучение конкретного языка | Важно научиться составлять грамотные алгоритмы действий и просчитывать все возможные варианты развития событий |
Популярность языка программирования – не главный критерий выбора | Язык нужно подбирать относительно тех задач, которые вы хотите решать |
Обилие материалов, доступных в интернете, множество подходов к обучению и сотни блогеров-программистов, имеющих полярно разные точки зрения, могут сбить с толку любого. А потому желающие научиться программированию самостоятельно часто спотыкаются в самом начале пути и теряют настрой и желание развиваться в сфере. Составим понятную и подробную пошаговую инструкцию и несколько задач, которые помогут вам сделать первые шаги в программировании.
Познакомьтесь с программами IT-курсов Нетологии
Прежде чем начинать обучение чему угодно, нужно понять, с какой целью вы будете этому учиться. Если просто хочется попробовать что-то новое, то лучше выбрать сферу с низким порогом вхождения, например веб-разработку.
Направлений в специальности множество. Программировать можно не только сайты, но и компьютерные и мобильные приложения, игры, роботов, голосовых помощников и даже высокотехнологичные станки на заводах. И для каждой сферы деятельности используются свои инструменты и языки.
Когда цель определена, самое время узнать подробности. Например, какие языки программирования используются для выбранного направления и понадобится ли вам покупать настоящего робота или токарный станок для того, чтобы практиковаться.
В сети легко отыскать информацию о том, какие языки подходят для тех или иных целей, и уже из найденного списка выбрать тот, который вам по душе. Забегая вперед, подскажем, что наиболее универсальным на сегодняшний день можно смело назвать Python: на нем можно и сайты делать, и приложения писать, и проводить анализ больших данных.
Учиться на практике всегда интереснее, чем просто зубрить непонятные функции. А потому советуем сразу придумать, на каком проекте вы будете учиться: это может быть простой сайт, мини-игра, текстовый чат-бот или любая другая программа с минимальной функциональностью. Вашей целью будет заставить ее работать без ошибок.
Программисты — это люди, которые создают в том числе и компьютерные программы. Но чтобы написать новую, им нужен софт (от английского software – программный продукт), уже созданный другими специалистами. Конечно, существуют любители писать код в «блокноте», но со специальными текстовыми редакторами процесс становится более удобным и быстрым. Подсветка ошибок, автоматический перенос строк и прочие функции разработаны специально для того, чтобы сделать жизнь программистов проще.
Прежде чем браться за задуманный проект, можно порадовать себя первой работающей программой. В общем случае ее называют hello world! – это код, который выводит на экран какую-нибудь фразу. Это может быть «привет», «здесь был Вася» или «я молодец» – все, что вашей душе угодно. Основная функция такой программы – проверить, что вы правильно установили нужный софт и запустили необходимые функции системы.
Поможет вам в написании и запуске практически любая статья, найденная по запросу «как написать Hello World на …» – и далее подставьте нужный язык программирования.
Ваш первый код работает? Пора переходить в чему-то более серьезному. Можно воспользоваться документацией к выбранному языку или помощью широчайшего сообщества коллег, которые рады делиться своими идеями и подсказать, как заставить компьютер выполнить то, что вы хотите. В сети есть форумы любителей каждого из языков программирования, на них можно задать интересующий вопрос. Иногда даже говорят, что главное умение программиста – это умение пользоваться поисковиком. С этим утверждением трудно поспорить, поскольку в сети действительно есть практически все, что необходимо и новичкам, и опытным кодерам.
Совет для программистов, выбравших для себя такие направления, как аналитика больших данных, искусственный интеллект и прочие, требующие предварительного долгого проектирования систем и подсчета нагрузок. Изучение математического анализа станет важным шагом на пути к пониманию того, как именно ведет расчеты написанная вами программа. А теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Альтшуллером в середине XX века, подскажет, какие алгоритмы можно использовать для решения тех или иных проблем проектирования. Впрочем, ТРИЗ будет интересен не только программистам, ведь его принципы подходят для множества задач повседневной жизни.
В любом деле важно чувствовать себя частью сообщества единомышленников, а потому советуем посещать тематические форумы и встречи. В крупных городах они проходят вживую, но и жителям глубинки нет повода расстраиваться: самые масштабные события ИТ-сферы транслируются в сеть и их можно посетить в онлайн-режиме, не выходя из дома. Среди самых известных мероприятий выделим CrossConf, HighLoad++, PyCon, конференции от Яндекса и прочих крупных игроков ИТ-рынка.
Говоря о программировании, важно не только рассказать новичку, что стоит предпринять, но и предупредить о том, чего делать не нужно. Вот наш список таких предупреждений.
Как мы уже упоминали, программирование – это не только ценные знания функций и синтаксиса языка, но и умение составить алгоритм действий, учитывающий различные варианты развития событий.
Задача 1
Мама первоклассницы Ксюши Ресничкиной за день должна успеть выполнить кучу дел: и дочку в школу отвести, и обед приготовить, и в магазин за продуктами забежать. Составьте оптимальный алгоритм действий, отвечающий следующим условиям:
Задача 2
Используя условия предыдущей задачи, посчитайте, сколько километров пройдет мама Ксюши, если расстояния от дома до объектов такие:
Дополнительное условие: предположим, что все объекты расположены на условной прямой от дома до магазина канцелярии.
Задача 3.
Учитывая условия задачи 1 и вычисления задачи 2 составьте такой маршрут, следуя которому мама пройдет наименьшее расстояние. Каким условием из задачи 1 придется пренебречь и насколько сократится итоговый путь?
Проверьте себя, воспользовавшись нашими решениями. Возможно, ваше решение оптимальнее.
Задача 1
Исходя из заданных условий, можно точно сказать, что приобрести фломастеры нужно раньше, чем отвести дочку в школу, а мороженое нужно покупать в последнюю очередь. Покупать продукты, когда в руках портфель и сумка со сменкой, не очень удобно, поэтому продуктовый магазин нужно посетить после школы. Таким образом:
Задача 2
Следуя составленному в первой задаче плану, мама пройдет следующее расстояние:
Итого: 2 + 1 + 0,6 + 1,6 = 5,2 км
Задача 3
Неоптимальным с точки зрения расстояния получается отрезок пути: канцелярия – школа – продуктовый магазин. Исправим алгоритм и получим следующее:
Итого: 2 + 0,4 + 0,6 + 1 = 4 км. Путь легко было вычислить, зная только расстояние до самого дальнего объекта: 2 * 2 = 4 км.
Следуя новому алгоритму, мама пройдет на 1,2 км меньше, но дочке придется самой нести портфель от продуктового до школы.
Решение наглядно показывает, что подходящий алгоритм может отвечать одним условиям, но пренебрегать другими, менее важными в текущей ситуации.
Сергей Снегирев, руководитель отдела разработки игр и приложений компании DobroGames, автор подкаста 80 Levels of Game Design:
– Первое, что нужно понять: лучшего языка программирования не существует. Все доступные сегодня языки имеют свои плюсы и минусы в разных отраслях, задачах и ситуациях. Некоторые языки программирования, например Java, универсальны и имеют множество способов применения. Какие-то узконаправленные. Я создаю прототипы игр в компании, где работаю, а также пишу собственные развлекательные приложения на базе движка Unity, поэтому я выбрал язык C#. Осваивал его по видео на YouTube.
Алексей Шарыпов, Lead Software Engineer:
– Не считая Basic и Pascal в школе и вузе, я начинал с того, что работал продавцом в магазине и мне надоело вручную копировать строки в Excel при каждой продаже и поступлении товара. Я нашел инструкцию по VBS (Visual Basic Script) и написал первые скрипты, которые автоматизировали этот процесс. Далее, еще не думая работать программистом, я для себя писал различные скрипты и сайты на Perl, VBS, C++. И только спустя года четыре я случайно устроился программистом и понял, что мне это нравится».
Отвечает Алексей Шарыпов.