Что важно знать, если решил стать пианистом, и возможно ли это сделать без помощи преподавателей? Вместе с экспертами разбираемся, как в 2024 году научиться играть на пианино с нуля
Обычно играть на пианино учат в музыкальных школах, куда детей приводят в раннем возрасте. Но овладеть этим инструментом можно и взрослым. Рассказываем пошагово, что нужно делать, чтобы научиться играть на пианино с нуля, сколько лет уйдет на обучение и нужен ли для этого профессиональный преподаватель.
Сможете улучшить свою психику и навыки | Игра на пианино помогает расслабиться и успокоиться, улучшает координацию движений и мелкую моторику. |
Женщинам придется избавиться от длинных ногтей | Они помешают переставлять пальцы по клавишам и сильно испортят мелодию. |
На инструменте можно сэкономить | Для тренировки можете использовать цифровое пианино. Оно гораздо дешевле, чем полноценный инструмент. |
Для людей, решивших учиться играть на пианино, важна не только практика, но и теория. Кроме этого, нужно делать упражнения на развитие мелкой моторики, музыкального слуха и учиться следить за осанкой. Делимся пошаговой инструкцией для тех, кто хочет овладеть навыком игры на пианино с нуля.
Первым делом нужно научиться находить на клавиатуре клавишу до, поскольку она является исходной точкой отсчета.
Присмотритесь внимательно на чередование черных клавиш. Они чередуются 2 через 3. От левой черной клавиши двойной группы спускаемся к ближайшей левой белой клавише – это и будет клавиша до. Их на клавиатуре несколько. Попробуйте отыскать их все.
Порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте называется аппликатурой. Отсчет принято вести начиная с больших пальцев рук и заканчивать мизинцами. В нотах большой палец имеет номер 1, указательный — 2, у среднего номер 3, у безымянного — 4, а у мизинца номер 5.
Изучая теорию, уделите время нотной грамоте – языку музыкантов. Важно понимать, что такое ритм и темп, гармония, тональности, интервалы, звукоряды, законы построения аккордов, их сочетание, а также разбираться в мелизмах, гаммах и ладовом тяготении.
Вот лишь часть самых основных понятий, которые должен знать начинающий пианист. Как видите, они взаимосвязаны, поэтому пропускать теоретическую часть не стоит.
Очень важным аспектом для игры на любом музыкальном инструменте является развитая моторика пальцев. Нужно уметь быстро и без промашек заменять пальцы на клавишах и переходить на октавы верхнего и нижнего регистра, играть гаммы и брать разные аккорды.
Чтобы убрать физический дискомфорт, расслабить мышцы и связки, размять кисти рук и локтевые суставы, а также развить мелкую моторику пальцев, перед каждым занятием игры на фортепиано нужно делать специальные упражнения.
Все упражнения для начинающих музыкантов можно отнести к нескольким группам: на ориентацию в клавишах, на «независимость пальцев», на беглость пальцев, на синхронизацию рук, на развитие слуха и так далее.
Семен Кривенко-Адамов, пианист, педагог и композитор делится тремя полезными упражнениями.
В нем задается конкретная клавиша октавы (например, до, ре, ми), а ученик находит ее и играет снизу вверх и сверху вниз во всех октавах. При этом сохраняя правильную осанку, правильное положение руки и стараясь при переходе к следующей октаве нарисовать в воздухе красивый силуэт радуги.
Это упражнение выполняет несколько функций: развивает навык ориентации в октавах, быстрого нахождения нужных клавиш, сохранение правильной осанки при игре на периферийных октавах. Упражнение можно усложнять. Например, задавать сыграть две клавиши октавы или играть сразу двумя руками.
Ученику нужно поочередно разными руками сыграть пять клавиш: до, ре, ми, фа, соль и обратно. При этом техника исполнения каждый раз меняется. Например, сначала играем поочередно пять клавиш с первого по пятый палец до(1), ре(2), ми(3), фа(4), соль(5) и обратно теми же пальцами, сохраняя правильное положение рук. Стараемся, чтобы каждая клавиша хорошо прозвучала.
Затем можно нажать все пять клавиш одновременно и поочередно начиная с первого пальца — начинаем поднимать их и играть снова. Потом представьте, что клавиши горячие, как раскаленный металл, и играйте пять клавиш стаккато или легато (клавиши липкие, будто медовые). Здесь возможны различные видоизменения, и опытный педагог отталкивается от конкретной ситуации и уровня ученика.
Ставим первые (большие пальцы) обеих рук на клавишу до и расходимся в разные стороны, играя каждой рукой соседнюю клавишу. Правая рука: до(1), ре(2), ми(3), фа(4), соль(5) и также возвращаемся. Левая рука до(1), си(2), ля(3), соль(4), фа(5) и обратно. Можно это упражнение играть непрерывно до нескольких минут. Если чувствуется уверенность, то ускоряйте игру до пределов разумного.
Это упражнение ориентировано на синхронизацию рук, поэтому старайтесь, чтобы звучание в правой и левой руке было синхронно, а каждая клавиша качественно прозвучала.
Пианисту необходимо правильно сидеть за инструментом. Это важно, поскольку тренировки могут длиться часами, и без нужной позы у вас может заболеть спина, устать руки, да и в целом это отрицательно скажется на здоровье.
Для тренировки своей осанки поставьте стул напротив центра клавиатуры. Затем выпрямите корпус, при этом не облокачивайтесь на спинку. Расправьте плечи, а ноги твердо поставьте напротив педалей. Если все сделаете правильно, ваши бедра окажутся почти параллельны полу и образуют с корпусом угол в 90 градусов. Руки, лежащие на клавишах, должны быть расслаблены и свободными.
Локти нужно держать так, чтобы они чуть свисали вниз, но находились на одном уровне с кистями и предплечьями. При этом они должны быть на уровне клавиатуры, либо чуть выше. Однако важно, чтобы локти не касались тела.
Пальцы нужно держать расслабленными даже в момент игры. Над клавиатурой они должны быть в полусогнутом состоянии. На клавиши нажимают лишь подушечками пальцев, при этом давя на клавишу до самого упора. А вот свободные пальцы должны лежать рядом, а не висеть. Чтобы руки привыкли к правильному положению, можно подержать мячики, которые помещаются в ладони, – так быстрее приходит понимание.
Если при посадке где-то в теле есть напряжение — значит, посадка неправильная. По словам педагога Семена Кривенко-Адамова, как правило, ученики, которые ходят на спортивные секции или кружки, где есть элементы гимнастики, с первых же занятий схватывают основы посадки, им это дается гораздо проще. Специалист рекомендует ученикам делать зарядку по утрам, по возможности выполнять физические упражнения и заниматься спортом.
Вместе с изучением практики и теории игры на пианино важно развивать свой слух, даже если вам кажется, что от природы у вас его вообще нет. Слушайте любимые композиции (желательно что-то из классики), определяя, какие инструменты в ней используются. Можно даже попробовать распознать конкретные ноты.
Не менее важна и регулярность занятий. Поначалу будет достаточно 15 минут тренировок в день. Садясь за пианино, найдите в интернете ноты любимых мелодий и учите их до тех пор, пока не сможете играть без подсказок. Со временем увеличивайте продолжительность занятий.
Семен Кривенко-Адамов, пианист, педагог, композитор:
— Обучение взрослого и ребенка отличается. Если говорить о ребенке, то он начинает свой путь с музыкальной школы или с фортепианного отделения школы искусств, изучает упражнения, гаммы, параллельно посещает сольфеджио и теорию музыки, учится исполнять произведения по принципу от простого к сложному. После музыкальной школы при желании ученик может продолжить учебу в музыкальном колледже, училище, а затем получить и высшее музыкальное образование в музыкальной академии или консерватории. Взрослые, как правило, обучаются в частных школах или ходят к частному преподавателю. Детская программа обучения уже не совсем подходит. Обычно программа обучения формируется исходя из конкретных целей желающего. Если взрослый мечтает научиться играть «Лунную сонату», или Experience Эйнауди, то акцент может ставиться на конкретных произведениях. Если же взрослый хочет научиться читать ноты с листа или подбирать мелодии на слух, здесь выстраивается другая методика.
Зачем обучаться игре на фортепиано? Музыка развивает у человека образное мышление, память, вкус, эмоциональность, самовыражение. Другими словами, музыка – это полотно, благодаря которому происходит целостное и гармоничное развитие личности. Музыка может изменить всю жизнь человека, она сильно влияет на взгляды, меняет окружение, вкусы, жизненные приоритеты в лучшую сторону.
Надежда Мещерякова, преподаватель специального фортепиано детской музыкальной школы № 9 города Липецка:
— Музыка – удивительное искусство. Оно передает тончайшие человеческие чувства, которые трудно передать словами. Музыка делает людей лучше, чище, добрее, умнее. Именно поэтому необходимо заниматься музыкой. Именно она отличает творческого, образованного человека, делает его личностью. Не зря же во все времена дворянские дети обучались музыке. И основа этого обучения является игра на фортепиано. По сути, наш инструмент – это маленький оркестр.