Чем отличается эссе от привычных многим школьникам сочинения и изложения? Разберемся в тонкостях жанра, рассмотрим примеры и узнаем, как написать эссе в 2024 году
Школьное обучение направлено не только на получение знаний как таковых, но и на тренировку умения мыслить и анализировать информацию. Свои рассуждения по той или иной теме школьники могут высказывать устно или письменно в разных видах творческих работ, например в эссе. О том, что это такое, чем оно отличается от привычного всем сочинения и как написать эссе в 2024 году, расскажем вместе с экспертами.
Эссе – это вид творческой письменной работы, в которой школьникам нужно высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от сочинения, где все доводы и умозаключения должны быть максимально объективными, эссе строится на личном мнении, на собственных впечатлениях и эмоциях.
Эссе строится на субъективном мнении автора | В нем нужно высказать личные впечатления, чувства и мысли по определенной теме |
В эссе можно использовать фразеологизмы, риторические вопросы, различные тропы речи | Они помогут усилить эмоции, высказанные в тексте |
Эссе состоит из трех логических блоков | Это вступление, основная часть и заключение |
Текст эссе обычно небольшой | Рекомендованный объем работы зависит от возраста школьника |
Для лучшего понимания отличий эссе от сочинения и изложения, приведем примеры тем, которые относятся в рассматриваемому нами жанру текста:
Как видно, написание эссе – это повод поразмышлять и рассказать о своих мыслях и эмоциях. В эссе, в отличие от сочинения, даже литературные герои рассматриваются не с точки зрения их роли в произведении, а в свете повседневной жизни и личного отношения к ним автора работы. В конце 90-х и начале нулевых годов такой жанр часто называли сочинением-рассуждением. Дальше разберем пошаговый план, который поможет написать эссе.
Написание работ на свободную тему хоть и встречается на уроках, но все-таки является редкостью. Чаще всего учитель озвучивает название сочинения или эссе заранее. Поэтому первый пункт плана – получите темы и уточните ее детали при необходимости.
Например, задание может звучать так: «Напишите эссе о вашем любимом герое художественного произведения». При такой широкой теме школьнику желательно заранее узнать, из каких именно произведений можно выбрать героя: могут ли это быть только книги, или допустимы фильмы, мультфильмы или даже компьютерные игры.
Далеко не каждый текст можно написать за один присест: некоторые темы требуют достаточно вдумчивого и обстоятельного подхода. Иногда полезно сразу после получения задания выписать на черновик первые пришедшие на ум ассоциации, а после отложить работу на час-другой. За это время в голову могут прийти новые неожиданные мысли или интересные примеры, которые станут основой вашего эссе. Замечательно, если такие внезапные озарения удастся сразу же записать на лист бумаги или в заметки в телефоне, чтобы потом использовать в работе.
После того как тема обдумана, можно выбрать из всех записанных идей ключевую, которая станет главным тезисом текста. Например, для темы «Что такое дружба» кто-то может выбрать основой утверждение о том, что друг всегда придет на помощь. В то время как другой ученик напишет, что с настоящим другом должно быть всегда весело и интересно.
Помните, что написание эссе – это высказывание своей точки зрения и собственных мыслей, а не решение теста или задачи. А значит, в эссе не может быть единственно верного ответа.
В хорошем эссе точка зрения автора подкрепляется интересными примерами из жизни, литературы или кинематографа. Например, если дана тема о помощи природе, можно рассказать в тексте о том, как вы устроили субботник в соседнем лесу и сколько пакетов мусора собрали.
Отдельные мысли записаны, примеры подобраны – можно переходить к написанию черновика. Обычно эссе состоит из трех частей.
Во время работы над эссе главное – помнить, что это не доклад или реферат: текст может быть выразительным и эмоциональным. Для этого допустимо пользоваться тропами речи (эпитеты, метафоры и прочие), вставлять в предложения фразеологизмы или пословицы.
Рассмотрим подробнее каждую из частей работы.
Вступление – это обязательная составляющая любого эссе. В нем автор должен обозначить свою позицию и записать главный тезис всей работы. Ниже укажем, какие формулировки и фразы можно использовать в этой части текста.
Приведем по примеру первого предложения для эссе на разные темы. В тексте далее расскажем о двух остальных частях текста и приведем по одной фразе для них.
Тема эссе | Пример формулировки |
Почему важна учеба | Некоторые мои одноклассники не очень любят ходить в школу, но я считаю, что учиться нужно обязательно. |
Полезен ли компьютер | Сегодня компьютеры есть почти в каждом доме, но наши бабушки и дедушки часто говорят, что сидеть за ними очень вредно. |
Моя будущая профессия | Я учусь в 8 классе, и вопрос о будущей профессии мне задают очень часто. |
Что такое настоящая дружба | У меня не так много друзей, но каждый из них – настоящий. |
Что такое Родина | По моему мнению, Родина – это то, ради чего могут объединиться незнакомые друг с другом люди. |
В основной части текста, которая также является и самой объемной, автор должен привести примеры из жизни или по-другому аргументировать позицию, высказанную во вступлении. Можно использовать выразительные средства, которые помогут ярче передать эмоции.
Продолжим приведение примеров для уже упомянутых выше тем. В таблице собраны первые части предложений, которые можно использовать в основном разделе эссе.
Тема эссе | Пример формулировки |
Почему важна учеба | Если бы я не учился, то… |
Полезен ли компьютер | С одной стороны, компьютер помогает мне и в учебе, и в повседневной жизни. Например… |
Моя будущая профессия | Я бы хотел получить именно эту профессию, потому что… |
Что такое настоящая дружба | Настоящий друг отличается от приятеля, во-первых,… |
Что такое Родина | При слове «Родина» в моей душе рождаются такие эмоции, как… |
В заключительной части эссе обязательно нужно подвести итог всему вышесказанному. Например, можно еще раз обозначить тезис, данный во вступлении, а после него добавить заключительное утверждение или уточнение.
Вот какие фразы можно использовать к заключительной части эссе.
Тема эссе | Пример формулировки |
Почему важна учеба | Именно поэтому я считаю, что учеба важна для каждого. |
Полезен ли компьютер | Таким образом, компьютер приносит мне много пользы, но… |
Моя будущая профессия | Я выбираю эту профессию, но мне очень интересно узнать, кем хотят стать мои одноклассники. |
Что такое настоящая дружба | Вот что такое дружба для меня. |
Что такое Родина | В заключение хочу сказать, что… |
Часто эмоционально окрашенные или задевающие автора за живое тексты пишутся быстро и в некоторой спешке. Но эссе – это в первую очередь учебное задание, а значит, в нем не должно быть орфографических и пунктуационных ошибок. После того как поставлена последняя точка, обязательно нужно перечитать текст и проверить правильность написания слов, расстановки запятых и взаимосвязи членов предложения.
Переписывать эссе на чистовик можно только тогда, когда текст проверен и автор уверен в его грамотности. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, чтобы не допустить помарок. Если работа с черновиком завершена поздно вечером и есть возможность отложить финальный этап на следующий день, лучше так и сделать.
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок»:
Несколько лет школьной жизни дети посвящают обретению навыков выражать собственные мысли на бумаге, привлекать и анализировать разные источники информации, аргументировать собственную позицию.
Именно умение самостоятельно определиться с позицией по заданной теме и грамотно оформить ее на бумаге позволяет ученику соблюсти главное требование написания эссе – уникальность работы. Чтобы научиться формировать собственный взгляд на происходящее, важно как можно больше читать и учиться анализировать поступающую информацию.
Основную часть эссе можно писать в технике фрирайтинга – сначала выложить на бумагу все, что приходит в голову по заданной теме, а после произвести редактирование и структурирование текста.
Помните: каждый абзац должен нести в себе законченную мысль, текст должен отражать ваше умение выстраивать композицию и приводить четкую систему аргументов. И при этом все абзацы должны быть связаны общей идеей.
Используйте нейтральную лексику, избегайте канцеляризмов, молодежного сленга, научных терминов и грубых выражений. Придерживайтесь заданной тематики и следите за объемом текста.
Отвечает Елена Павлова, онлайн-репетитор по русскому языку: