Умение делать доклады на различные темы – необходимый навык и для школьников, и для студентов колледжей и вузов. Вместе с экспертами разберемся, как написать доклад в 2024 году
С написанием и защитой докладов школьники знакомятся уже в начальных классах: подготовку сообщений по разным темам задают в качестве домашней работы, например на уроках по окружающему миру. Но если ученикам младшей школы нужно лишь найти информацию и выступить перед классом, старшеклассникам уже необходимо использовать для докладов правильное оформление и составлять список литературы. То же относится и к студентам, и к взрослым участникам научных конференций.
Для оформления докладов нет отдельного ГОСТа, каждое учебное заведение вправе составлять собственные нормы и правила. Если таких норм в школе или вузе нет, можно пользоваться правилами, указанными в ГОСТ для рефератов, курсовых и дипломных работ.
Разберемся, как составить план доклада, какие части обязательно должны в нем присутствовать и как правильно указывать источники использованной информации.
Доклад – это работа, основанная на научном или аналитическом исследовании по определенной теме. Доклады не просто сдаются преподавателю в печатном или рукописном виде, но и представляются устно перед слушателями, которые после выступления могут задать дополнительные вопросы.
Доклад должен быть написан официальным языком | В тексте недопустимо использование жаргона, сленга и ненормативной лексики |
Оформление работы в разных организациях может отличаться | Но можно ориентироваться на ГОСТ для рефератов и курсовых работ |
В докладе должен быть список использованной литературы | А также титульный лист и оглавление |
Чтобы правильно написать и защитить доклад, его автору необходимо изучить заданную тему и придерживаться нескольких правил составления и оформления доклада. Ниже представлена краткая пошаговая инструкция по подготовке доклада.
Чаще всего тему доклада задает учитель или преподаватель, но бывает и так, что выбрать ее нужно самостоятельно. В этом случае можно подобрать такой материал, который вам понятен и интересен: работа будет идти быстрее и составить план доклада будет проще.
Если дано задание написать доклад на свободную тему, можно растеряться и не сразу выбрать интересную проблему для работы. Предлагаем придерживаться следующих советов.
Когда тема выбрана, сформулируйте ее максимально коротко и четко, но при этом старайтесь не потерять суть. Например, доклады «Правила поведения детей младшего школьного возраста в супермаркетах и торговых центрах» и «Правила поведения в супермаркетах и торговых центрах» будут посвящены разным вопросам, хотя их заголовки очень похожи. Для некоторых тем также важно указать период, о котором идет речь, например «Влияние ключевой ставки на шанс одобрения ипотеки в 2024 году».
В любой научной и аналитической работе важнейшим правилом является изучение разных точек зрения. Это позволит составить объективное мнение и представить в докладе достоверную информацию. Можно найти видео от нескольких экспертов, различные книги и учебники, статьи в интернете или печатных изданиях. Самое главное – выбирать такие источники, авторы которых действительно являются специалистами в заявленной теме.
Выбор готовых текстов докладов или их генерация с помощью нейросетей – не самый лучший вариант выполнения задания. Во-первых, в этом случае ученик знакомится лишь с одной точкой зрения, которая может быть неверной. Во-вторых, во время самостоятельной подготовки доклада вопрос изучается с разных сторон, а информация лучше запоминается, а значит, ответить на дополнительные вопросы педагога и аудитории будет гораздо легче.
Изучая тему, желательно выписывать на черновик основные тезисы, найденные в разных источниках. Можно, например, составить сводную таблицу, чтобы при написании текста легко было снова найти материал, из которого взяты те или иные факты и утверждения. Например, она может выглядеть так:
Тезис №1 | Книга «Название» |
Тезис №2 | Сайт «сайт», статья «по теме», ссылка |
Тезис №3 | Лекция профессора Чайникова от 01.01.2024 |
Чтобы доклад было легко прочитать и понять, информация в нем должна быть правильно структурирована. Перед написанием основного текста стоит составить план, опираясь на тезисы, подобранные в предыдущем пункте. Важно быть последовательным и переходить от простых вещей к более сложным, от известных фактов – к сделанным выводам.
Когда план составлен, можно приступать к его раскрытию в тексте. При этом важно следовать правильной структуре доклада.
Любой научный или аналитический текст стоит начинать с введения: в нем автор обозначает главную задачу работы и ставит основной вопрос, на который планирует дать ответ. Обычно эта часть текста достаточно коротка, не больше одной страницы печатного текста, и при защите доклада на нее отводится одна-две минуты.
Самая объемная часть текста – та, в которой автор дает ответы на поставленные вопросы, рассказывает о проведенных исследованиях и экспериментах, цитирует экспертов и обозначает собственную точку зрения по заявленной проблеме. Основную часть доклада важно разделять на абзацы и главы по смыслу, так читателю будет легче ухватить главное, а автору – ориентироваться в тексте во время защиты работы перед публикой.
Заключительная часть доклада содержит итоги проведенной работы: выводы, сделанные автором, планы по дальнейшему изучению поставленной проблемы и информацию о вопросах, ответы на которые в текущий момент найти не удалось.
Титульный лист – лицо вашего доклада. Из текста, размещенного на нем, читатель сразу узнает тему работы, имя ее автора и то, под чьим руководством она написана. Также на титульном листе указывается год написания доклада и место его представления.
Ниже дан образец оформления титульного листа доклада.
Еще одна важная часть доклада – оглавление. В нем должны быть указаны разделы работы и страницы, на которых они начинаются. Если в вашем докладе разобран один вопрос, можно указать введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения при их наличии. Если вопросов или проблем несколько, выносим в содержание доклада их все. Например, оглавление может выглядеть так.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение – 2
Заключение – 17
Список использованной литературы – 18
Приложения – 20
В отличие от сочинения или эссе, в докладе обязательно нужно указать все использованные источники информации. Среди них могут быть:
Правила оформления списка литературы регулируются ГОСТ Р 7.0.100-2018 1, но если говорить кратко, в нем должны присутствовать название, данные автора, дата публикации и некоторая другая информация в зависимости от типа источника.
Даже если вы не планируете сдавать доклад в письменном виде, нужно проверить получившийся текст на соответствие правилам русского языка. Во-первых, во время перечитывания в глаза могут броситься недостаточно понятные или не слишком правильно составленные фразы. Во-вторых, при выступлении легче будет ориентироваться по грамотному тексту. В-третьих, при каждом прочтении лучше запоминается план доклада, а это поможет при его защите. Если доклад нужно сдать на бумаге или в электронном виде, проверка на грамотность просто необходима.
Любой доклад предполагает его защиту перед аудиторией, и для подготовки к ней можно прочитать доклад перед друзьями и семьей или перед зеркалом. Такое пробное выступление помогает унять волнение и еще лучше запомнить содержание работы и последовательность разделов.
Единых требований для оформления доклада в нашей стране нет, каждое учебное заведение или организация, проводящая конференцию, могут заявлять собственные правила. Научный руководитель может обозначить необходимый объем работы, начертание шрифта и его размер, правила использования таблиц и изображений и прочие детали. Но основные разделы, такие как титульный лист, оглавление, текст доклада, список литературы и приложение, сохраняются во всех случаях. Если никаких правил по оформлению доклада вы не получили, можно ориентироваться на ГОСТы для рефератов и научных работ.
Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансовый университет при Правительстве РФ: «Требования по оформлению докладов в школах, колледжах и вузах в основном стандартные, они регламентируются ГОСТ 7.32-2001 2 и ГОСТ 7.9-95 3. В соответствии с ними:
Составление и защита доклада может быть не только школьной или студенческой работой, но и частью профессиональной деятельности взрослого человека. Например, доклады готовят для специализированных конференций медики, юристы, экономисты и представители многих других сфер.
Основные требования к таким докладам мало чем отличаются от тех, что мы описали выше. Текст пишется строгим академическим языком без применения средств выразительности и использования сленга, жаргона и ненормативной лексики, если такая лексика не является предметом изучения в данной научной работе. Оформление доклада должно соответствовать ГОСТу или требованиям организации, проводящей конференцию, а длина выступления – укладываться в рамки времени, отведенного спикеру.
При написании тезисов публичного доклада важно помнить, что они должны соответствовать не только теме работы, но и аудитории. Например, если медик выступает для медиков, использование профессиональных терминов допустимо и даже необходимо, но если тот же автор планирует выступить с докладом перед широкой аудиторией, лучше сформулировать сложные медицинские утверждения повседневным и понятным языком.
Также на многих конференциях спикерам доступно оборудование для показа презентаций, а значит, основные тезисы, информационную графику, фотоматериалы и прочую визуальную составляющую работы желательно оформить в виде слайдов.
Ольга Борисова:
Первый этап подготовки доклада в школе – поиск информации и изучение вопроса, по которому необходимо написать доклад, в учебнике. Далее выделяются ключевые слова, по которым в библиотеке и интернете целесообразно подобрать учебники, учебные пособия, научные журналы, интернет-издания (преимущественно с электронными копиями статей и книг) и другое. Собранный материал необходимо прочитать и логически разделить на несколько блоков. В первом блоке необходимо обосновать актуальность обсуждаемого вопроса, цели и задачи доклада. Во втором – дать определение рассматриваемым терминам, кратко их охарактеризовать. В третьем блоке – представить историю вопроса и его современное состояние. В четвертом – сделать заключение о степени развития вопроса, последних изменениях, факторах, влияющих на его развитие и так далее.
Отвечает Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок».
Источники