Чтобы обозначить различные числа, количество или порядок предметов, есть особая часть речи – числительное. Вместе с экспертом разберем подробнее, что такое имя числительное в русском языке
Ежедневно мы сталкиваемся с числами. Они нам нужны, чтобы посчитать различные предметы, деньги, измерить что-либо или записать дату. Слова, которые мы используем для этого, называются числительными. Узнаем, чем интересно имя числительное как часть речи, какими бывают числительные и какова их синтаксическая роль в предложении.
Имя числительное – самостоятельная часть речи в русском языке. Оно обозначает количество предметов или их порядок при счете. Рассмотрим, какими особенностями и грамматическими признаками обладает имя числительное.
Рассмотрим в данной таблице интересные и занимательные факты из истории имени числительного.
Факт об имени числительном | Подробности |
---|---|
Слово «полвтора» | Раньше говорили не «полтора», а «полвтора», имея в виду один целый предмет и половину второго. Постепенно в слове буквы «в» не стало |
Существительное «сорок» | Так называли большой мешок, вмещавший сорок шкурок белок или соболей. Такой мешок служил денежной единицей |
Слово «тьма» | В Древней Руси слово «тьма» было числительным и означало десять тысяч. Им пользовались, когда хотели обозначить огромное количество чего-нибудь |
Роль частей тела в происхождении числительных | Части тела служили мерой и основой для обозначения количества. Так, числительное «пять» произошло от слова «пясть», т.е. «рука» |
К имени числительному мы задаем вопросы: «который?», «какой?», «сколько?», «во сколько раз?» Например: «Четыре собаки вошли во двор» – сколько собак? или «Во втором ряду сидел Илья» – в каком ряду?
Имя числительное имеет свои особенности. Например, у этой части речи почти полностью отсутствует категория числа, числительные не изменяются по числам (исключения: «тысяча», «миллион», «миллиард» и другие).
У большинства числительных нет категории рода. Исключениями являются слова «один», «полтора», «два», «оба», «тысяча» и некоторые другие.
При этом у числительных есть свои формы склонения и словообразования, они способны образовывать с существительными грамматически неделимые словосочетания с различными видами связи.
У имени числительного есть постоянные и непостоянные грамматические признаки.
К постоянным признакам относят значение – количественное или порядковое числительное.
Количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и выражают количество предметов (две тетради, три человека, двенадцать яблок). Они могут обозначать любое отвлеченное число (три, семнадцать, пятьсот). В свою очередь, порядковые числительные отвечают на вопрос «который» и указывают на порядок предметов при счете (второй, десятый, трехсотый).
Постоянным признаком числительного также является состав. Числительные могут быть простыми с одним корнем: пять, шестой, двести. Если же у числительных несколько корней, их называют сложными: восемьдесят, двенадцать, четырехсотый. А составными называют числительные, состоящие из двух и более слов: двадцать пять, триста девяносто один, сто сорок третий.
К непостоянным признакам относятся падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), число и род (только для порядковых числительных). Например, «первый класс», «первые классы», «второй дом», «вторая машина», «второе число».
Как упоминалось выше, имена числительные делятся по значению на количественные и порядковые. Внутри группы количественных числительных есть подгруппы:
В предложении числительное может быть как главным, так и второстепенным членом. Рассмотрим различные варианты синтаксической роли числительных в предложении.
Подлежащее. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?» и всегда стоит в именительном падеже: «Три мальчика ехали на велосипедах».
Сказуемое. Отвечает на вопрос «сколько?» и обозначает результат: «Пять и три – семь».
Дополнение. Это словосочетание количественного числительного и существительного. Отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «кому?», «чему?», «что?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чем?»: «Шести ученикам дали задание».
Определение. Отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «какими?», «каких?», «каким?» и выражено порядковым числительным: «Третий урок подошел к концу».
Обстоятельство. Отвечает на вопросы «где?», «когда?», «как долго?», «каким образом?»: «Свет погас в пяти домах».
Прочтите несколько предложений, в которых употреблены имена числительные.
Для закрепления материала выполним несколько упражнений.
Упражнение 1
Выпишите только числительные.
Два, пятнадцатый, верхний, один, знаменательный, порядок, тридцать три, одна третья, семь, десятая, большой.
Упражнение 2
Распределите числительные в два столбика: количественные и порядковые.
Три, пятьдесят третий, один, двадцать девятый, пятнадцатый, сорок первый, пять, трехсотый, семьсот.
Упражнение 3
Образуйте от количественных числительных порядковые.
Три, один, десять, двести, пятнадцать, тридцать два, семьдесят, двадцать три.
А теперь проверим правильность ответов.
Упражнение 1
Два, пятнадцатый, один, тридцать три, одна третья, семь, десятая.
Упражнение 2
Количественные: три, один, пять, семьсот.
Порядковые: пятьдесят третий, двадцать девятый, пятнадцатый, сорок первый, трёхсотый.
Упражнение 3
Три – третий, один – первый, десять – десятый, двести – двухсотый, пятнадцать – пятнадцатый, тридцать два – тридцать второй, семьдесят – семидесятый, двадцать три – двадцать третий.
Отвечает Ирина Колышкина, преподаватель русского языка, кандидат филологических наук, эксперт ЕГЭ, сооснователь клуба для филологов «Проверяем как эксперт»: