Глагол как часть речи в русском языке

На глаголах держится суть всей фразы или предложения. Они несут смысловую нагрузку и позволяет выразить действие, процесс, чувства. Расскажем, что такое глагол как часть речи в русском языке

Наклонение глагола в русском языке. Фото: shutterstock.com
Анна Михайленко Преподаватель русского языка и литературы

Глагол – одна из самых важных частей речи. Без него нельзя строить предложения, полно выражать мысли, чувства, процессы, действия. Разберемся, какими бывают глаголы в русском языке.

Что такое глагол

Глаголы – это слова, которые раскрывают суть предложения и являются одними из главных в нем. Глаголы – самостоятельные единицы, они обозначают действие или состояние предметов, явлений. В предложении их легко найти с помощью вопросов «что делать?», «что сделать?». Слова-глаголы помогают передать эмоции, выразить мысли и чувства, описать события, которые происходят вокруг.

В Древней Руси существовали выражения «глаголити», «глаголивый», которые означали речь в широком понятии. В те далекие времена даже азбуку называли «глаголицей». Сегодня слова считаются устаревшими и не употребляются, а родственное слово «глагол» относится к самостоятельной части речи. Лексема обозначает действие или состояние и встречается в предложениях. Совместно с подлежащим часто образует грамматическую основу. Глагольные формы имеют ряд грамматических признаков.

Полезная информация о глаголе

«Нелепые глаголы»Так называли на Руси грубые слова вплоть до XIV века.
Глаголы-рекордсменыК таковым относятся «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться», «интернационализироваться».
Слово-действие без корняУдивительно, но оно существует. В составе слова «вынуть» присутствует приставка «вы-», суффиксы «-ну-», «-ть». Корень здесь нулевой.
«Недостаточные» глаголы В некоторых глаголах нет формы 1-го лица единственного числа. Яркий пример – слово «победить». Мы можем сказать «он победит», «ты победишь», а вот с местоимением «я» следует говорить «одержу победу» или «стану победителем».
Вопрос: «ложить» или «класть»Стоит запомнить, что «ложить» всегда имеет приставку, а «класть» – нет.

Морфологические признаки глагола

Нам известно из начальной школы, что для выполнения морфологического разбора глагола необходимо определить его постоянные и переменные признаки. Расскажем про каждую группу отдельно.

Постоянные

К этой группе относятся признаки, которые сохраняются у глагола при любых его формоизменениях.

  • Вид: указывает на завершенность или незавершенность действия. Бывает совершенный, если действие завершилось или скоро завершится, также если будет иметь определенный результат (например, «посмотреть», «зайти»), и несовершенный, когда действие не указывает на завершенность и возможный результат (например, «иду», «рисую»).
  • Возвратность. Возвратные глаголы употребляются с постфиксом «-сь» или «-ся» (например, «смеюсь», «расчесываюсь», «умылся») и невозвратные – без постфикса (например, «мыть», «решить»).
  • Переходность. Переходные глаголы составляют с существительными словосочетания без предлога, они способны управлять предметами (например, «рубить дрова»). Непереходные глаголы образуют с существительными словосочетания с предлогами и не могут управлять предметами (например, «купаться в ванной»).
  • Спряжение: изменение словоформ глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Выделяют I и II спряжение.

Стоит отметить, что инфинитив (начальная форма глагола) имеет только постоянные морфологические признаки.

Непостоянные

Только спрягаемым глаголам присущи непостоянные грамматические признаки.

  • Наклонение. Выделяют изъявительное (действие произошло, происходит или будет происходить, например: «молчал», «молчит», «будет молчать»), повелительное (действие просят, приказывают выполнить, например: «сядь», «замолчи»), сослагательное, или условное (желаемое действие в прошедшем времени, употребляются такие глаголы с частицей «бы», например: «съел бы», «спел бы»).
  • Время указывает на то, когда происходит действие. Определить этот грамматический признак можно только у глаголов изъявительного наклонения. Выделяют настоящее, будущее, прошедшее время: «мечтал», «мечтаю», «буду мечтать».
  • Число – единственное («загорает») и множественное («загорают»).
  • Лицо (только в настоящем и будущем времени в изъявительном и повелительном наклонениях) – 1-е, 2-е, 3-е.
  • Род (только в единственном числе прошедшего времени и единственном числе условного наклонения) – женский, мужской, средний.
это интересно
Морфологический разбор глагола
Как не запутаться в непостоянных признаках глагола и определить его роль в предложении
подробнее

Лексико-грамматические группы глагола

В предложении привычно подчеркивать глаголы двумя чертами и относить их к главным членам предложения – сказуемым. Потому что почти всегда они обозначают действия. По лексическому значению выделяют две группы.

  • Первая. Сюда относят глаголы, которые описывают конкретное действие предмета, его работу, физическое состояние, становление и изменение признака. Например, «ходить», «сидеть», «спать», «желтеть».
  • Вторая. Глаголы, которым приписывают отвлеченные действия. Характеризуют качественно-отвлеченные действия или внутреннее состояние человека. Например, «страдать», «размышлять».

Примеры предложений с глаголом

Прочтите несколько предложений, в которых употреблены глаголы:

  1. Наталья Петровна купила красивую вазу для полевых цветов.
  2. Лучи яркого солнца пробираются сквозь ветви деревьев.
  3. Коля с утра решил пойти на рыбалку.

Упражнения по теме «Глагол»

Для закрепления выполните несколько упражнений.

Упражнение 1

Выпишите только глаголы.

Солнечный, рисовать, рисунок, строитель, приготовила, белеть, веселый, ходил, русская, красить.

Упражнение 2

Прочитайте текст, определите время глаголов.

Каждое утро я выходил на прогулку. Сегодня я посмотрел в окно, оделся потеплее и поспешил во двор. Свежий воздух придает бодрости и сил. Деревья тихо качают ветвями, а синий иней красивыми звездочками блещет на солнышке.

Упражнение 3

Образуйте формы настоящего, прошедшего, будущего времени (1-го лица единственного числа).

Бежать, кричать, петь.

Ответы к упражнениям

Ответы к заданиям помогут вам проверить себя.

Упражнение 1

Рисовать, приготовила, белеть, ходил, красить.

Упражнение 2

Выходил – прошедшее время, посмотрел – прошедшее время, оделся – прошедшее время, поспешил – прошедшее время, придает – настоящее время, качают – настоящее время, блещет – настоящее время.

Упражнение 3

Бежать – бегу, бежал, буду бежать.
Кричать – кричу, кричал, буду кричать.
Петь – пою, пел, буду петь.

Популярные вопросы и ответы

Какая синтаксическая роль у глагола?

Глаголу характерно быть любым членом предложения – главным и второстепенным. Чаще всего он встречается в качестве сказуемого. Но в то же в неопределенной форме он бывает и подлежащим, и определением, и дополнением, и обстоятельством.

Как найти глагол в предложении?

Чтобы отыскать слова-глаголы в предложении, необходимо задать вопросы «что делать?», «что сделать?» «что делает?», «что делал?», «что будет делать?» и подобные.

В каком классе начинают изучать глагол?

С первого класса начинается практическое ознакомление с глаголом. Ребята учатся находить глаголы при помощи вопросов, знакомятся с их ролью в предложении, но само понятие «глагол» не вводится. На основе накопленного материала во втором классе знания углубляются и расширяются. Учащиеся знакомятся с грамматической категорией числа. В последующие годы обучения глагол изучает более подробно.

В каком задании ЕГЭ по русскому языку проверяются навыки правильного написания гласных в личных окончаниях глаголов?

В тестовой части итогового экзамена в вопросе №12 проверяются навыки правильного написания гласных в личных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий. Например:

«Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. намаж…шь, накле…вший
2. рассмотр…шь, оконч…вший
3. подремл…шь, опеределя…мый
4. подпрыгн…шь, невид…мый
5. кол…щийся (предмет), (льды) та…т».
КП
Реклама О проекте