Хотите проверить свой уровень владения иностранном языком и посоревноваться с другими в этом – для вас Евразийская лингвистическая олимпиада. Разбираемся, что это за состязание и кто может участвовать
Талантливые школьники со всей страны ежегодно участвуют в олимпиадах, зарабатывая себе дополнительные баллы для поступления в вуз, проверяя свои знания, кругозор и эрудицию. А как быть тем, кто не чувствует особой тяги к основным школьным предметам, но, например, отлично знает итальянский или корейский? Для таких ребят есть Евразийская лингвистическая олимпиада.
Евразийская лингвистическая олимпиада – это межрегиональная олимпиада школьников по восьми различным языкам, направленная на раскрытие талантов ребят с разных уголков нашей необъятной страны.
Проводится по 8 различным иностранным языкам | Школьники могут продемонстрировать свой талант в английском, немецком, французском, испанском, итальянском, корейском, китайском и японском языках. |
Организаторы – 10 ведущих в области лингвистики вузов | Московский государственный лингвистический университет, Дальневосточный федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова и другие. |
Возраст участников | Участвовать могут школьники с 7 по 11 класс. |
Принять участие просто | Для участия нужно зарегистрироваться на портале elo.linguanet.ru и указать свое имя, класс, школу, номер СНИЛС, полный домашний адрес, телефон, приложить копию паспорта или свидетельства о рождении (участникам до 14 лет) и согласие на обработку персональных данных. |
Бонусы победителям и призерам | Олимпиада входит в Перечень Минобрнауки России. У победителей и призеров олимпиады есть льготы при поступлении в вузы на направления в соответствии с профилем олимпиады. |
Олимпиада проводится в два этапа. Первый (отборочный) этап проходит с 16 ноября 2024 года по 14 января 2025 года в дистанционной форме. После регистрации на сайте олимпиады участнику доступными задания. По всем языкам учащимся 7-8 классов необходимо выполнить 20 заданий разной направленности, учащимся 9-11 классов – 20 заданий и творческое задание. На выполнение работы участникам из 7-8 классов отводится три часа, для школьников 9-11 классов – четыре часа. Результаты отборочного тура публикуются на сайте олимпиады. Апелляции на данном этапе не предусмотрены.
Заключительный (очный) этап проводится 2 марта 2025 года на базе вузов-организаторов или на базе одной из школ в городе вуза-организатора с конца февраля по конец марта. К участию в заключительном туре допускаются победители и призеры отборочного тура Евразийской лингвистической олимпиады текущего года (не более 45% от общего числа участников), а также призеры заключительного этапа олимпиады предыдущего года (минуя отборочный этап), продолжающие обучение в школе.
Для участия в очном туре участнику необходимо:
В заключительном этапе школьники 7-8 классов выполняют только тест в течение 60 минут. 9-классники выполняют тест и аудирование в течение 120 минут, а учащиеся 10-11 классов выполняют тест, аудирование, творческое задание и говорение в течение 185 минут.
Важно соблюдать правила проведения очного тура: попасть на площадку можно не ранее чем за час до начала олимпиады, при себе в аудитории можно иметь только паспорт или свидетельство о рождении, ручку синего или черного цвета и питьевую негазированную воду. Работа выполняется только на выданных участникам бланках. Данный этап предусматривает подачу апелляции при несогласии с результатами участия.
Олимпиада включает в себя 20 заданий, проверяющих знание фонетики, грамматики, лексики английского языка, лингвострановедения и навыки чтения. Для участников из 9-11 классов предусмотрено творческое задание – письменное высказывание на 220-250 слов. Задания разработаны для каждой параллели отдельно.
Пример задания заочного тура для учащихся 10 класса:
Задание проверяет умение оперировать лингвистическими терминами: необходимо соотнести лингвистический термин с его определением на английском языке. Сложность в том, что терминов предложено пять, а вариантов определений – девять. То есть четыре определения будут лишними.
Рассмотрим задание заключительного задания для 8 класса:
Чтобы правильно ответить на вопросы, участники должны знать разные исторические и культурологические факты о Великобритании и США, например как называют первокурсника или как звали первого астронавта, побывавшего на Луне.
Участникам необходимо показать навыки чтения, знания грамматики, страноведения и фонетики. Учащихся 9-11 классов ожидает еще и творческое задание – письменное высказывание на заданную тему в объеме 180-200 слов.
Пример задания на знание грамматики для учащихся 9-х классов, оно проверяет умение ребят использовать глаголы в нужном времени:
Пример задания заключительного тура для учащихся 7-8 классов на знание фонетики французского языка:
Олимпиада по немецкому проводится для учащихся 7-11 классов и включает в себя 20 заданий, дополнительно к этому учащимся 9-11 классов необходимо выполнить творческое задание – письменное высказывание в количестве 180-200 слов.
Ниже пример задания для школьников 10-11 классов, направленного на проверку умения использовать вспомогательные глаголы.
Чтобы выполнить творческое задание, школьникам нужно уметь составлять грамотный и связный текст, а также способность рассуждать.
Задание оценивается по критериям: содержание, организация текста, языковое оформление.
Структура и содержание олимпиадных заданий по испанскому такие же, как по другим языкам. Среди вопросов для 9-11 классов есть задание творческого характера – письмо на заданную тематику объемом 200-220 слов.
Пример задания для учащихся 9 классов, которое требует от участников продемонстрировать знание лексики, страноведения, а также эрудиции:
Среди вопросов встречаются задания на проверку других составляющих языка, например на знание и понимание фразеологизмов. Это видно на примере задания для участников заочного этапа из 7-8-х классов.
Олимпиада предназначена для школьников с 7 по 11 класс. Задания составлены в двух вариантах для параллелей 7-8-х, 10-11-х и отдельно для 9-х классов. Ребят ждут 20 вопросов о грамматике, лексике и фонетике итальянского, а также на знание особенностей культуры и традиций Италии. Для представителей 9-11 классов есть творческое задание в виде письменного высказывания объемом, как в олимпиаде по испанскому, не менее 200 и не более 220 слов.
Одно из заданий, выполнение которого потребует от участников знания не только языка, но и истории Италии. Это задание для школьников 10-11-х классов.
Пример задания для параллели 7-8-х классов:
Оно проверяет знание грамматики, в частности видовременных форм глаголов.
Евразийская лингвистическая олимпиада – одна из немногих, в которых школьники могут посостязаться в знаниях китайского. Как и сам китайский язык, олимпиада по этому профилю становится все популярнее. Здесь так же к участию приглашают школьников с 7 по 11 класс.
Поскольку в китайском языке огромное значение имеют тоны и умение правильно писать иероглифы, часть олимпиадных вопросов и заданий направлена на проверку этих знаний и навыков, как, например, это (для учащихся 7-8 классов):
В этом задании 9-классникам нужно продемонстрировать свой словарный запас:
В 2022 году появилось направление «корейский язык». Так же, как по другим языковым профилям, участвовать в олимпиаде по корейскому языку могут школьники с 7 по 11 классы.
По корейскому языку разработаны 20 вопросов и одно творческое задание для старшеклассников. Все вопросы и задания направлены на проверку фонетических, грамматических, лексических и страноведческих знаний и навыка чтения и логического мышления. Также уделено внимание проверке умения правильно записывать иероглифы.
Японский язык появился среди профилей олимпиады совсем недавно – в 2022 году. Структура и тематика заданий такие же, как по другим языковым направлениям: участникам из 7-11 классов нужно выполнить 20 заданий А для школьников 9-11 классов есть дополнительное творческое задание.
Разработано несколько вариантов заданий. Вопросы направлены на проверку всех элементов владения языком: знания грамматики, лексики и фонетики, понимание устной и письменной речи, навыка чтения и перевода.
Результаты олимпиады публикуются на официальном сайте. Победителями становятся не более 8% от общего фактического количества участников олимпиады, а призерами – не более 25% участников заключительного этапа.
После завершения состязания участники заключительного этапа, награжденные дипломами I, II и III степени, получают электронные копии дипломов победителей и призеров на сайте Российского совета олимпиад школьников.
Подготовиться к олимпиаде за короткое время невозможно: нужно серьезно и глубоко изучать язык прежде чем принимать решение участвовать в этом лингвистическом состязании. Если вы давно изучаете язык и хотите попробовать себя в решении олимпиадных заданий, подготовиться к олимпиаде можно самостоятельно, воспользовавшись перечнем литературы и интернет-источников, предложенным на сайте олимпиады. Обязательно просмотрите архивы заданий прошлых лет. Обратите внимание, как они построены, на что направлены. Обязательно потренируйтесь в их выполнении. Лучше начинать подготовку к конкурсу заранее, чтобы было время выполнить все задания, определить слабые места и сделать упор именно на них.
Елена Погребникова, учитель английского языка, эксперт письменной части предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку города Красноярска:
Должна сказать, что задания очень разнообразные и требуют глубокого знания языка и, главное, большой кругозор и фоновые знания. При подготовке необходимо поднять громадное количество страноведческого материала, нужно владеть социокультурной компетенцией (литература, искусство, история). Не всем могут быть понятны формулировки заданий, специфические, чисто лингвистические термины. Чтобы участвовать, нужно действительно готовиться серьезно: изучать идиомы, синонимы, фразовые глаголы и многое другое. Некоторые задания кажутся очень сложными. Некоторые из них по силам продвинутым [в знании языка] детям: ‘то же олимпиада, а она не для всех.
Елена Гречишникова, учитель английского языка, эксперт в области подготовки к международному тесту по английскому языку IELTS:
Евразийская лингвистическая олимпиада – достаточно интересная олимпиада. Радует, что она доступна всем ребятам вне зависимости от их материальной обеспеченности, и у участников есть шанс получить льготы при поступлении в вузы по результатам участия. Это большое преимущество. Однако олимпиадные задания, на мой взгляд, не совсем соответствуют современным реалиям в области образования. Функциональная грамотность – флагман во всех сферах образования. Я не увидела в заданиях Евразийской лингвистической олимпиады именно этого аспекта. Хотя, с другой стороны, вузы-организаторы олимпиады, предоставляя льготы при поступлении на профильные направления, ждут в свои студенты лучших из лучших, знающих различные тонкости в изучении иностранных языков.
Отвечает Елена Гречишникова