В 2025 году эссе как форма проверки знаний отменено. Возможно, в будущем сочинение-рассуждение вернется в ЕГЭ по обществознанию. Именно поэтому мы публикуем советы по подготовке к этому заданию, структуру письменной работы и критерии ее оценивания
В структуре ЕГЭ по обществознанию последнее задание представляет собой написание эссе по выбранной теме. Эссе – это небольшое сочинение, которое демонстрирует экспертам навыки школьника в изложении своих мыслей по определенной тематике. Эссе – обязательное задание, часть госэкзамена по обществознанию. Оно очень важное, так как за него можно получить 6 первичных баллов максимально. Результат оценки эссе влияет на общую оценку, которую получит школьник за экзамен.
В первую очередь, нужно изучить самые последние требования к заданию – посмотреть критерии оценивания, которые представлены на сайте ФИПИ, ознакомиться с примерами экзаменационных заданий.
Далее школьник должен определиться с тематическим модулем, по которому он будет писать все свои пробные версии эссе. Хорошим критерием выборе является понимание: какой модуль понятен больше остальных, тот и нужно выбрать.
Важно начинать подготовку к написанию эссе как можно раньше. Лучший помощник тут – тренировка: чем больше эссе написать в период подготовки, тем проще будет на экзамене. Все пробные версии работы хорошо бы показывать преподавателям в школе или репетитору, чтобы сразу узнать об ошибках. Если пробные эссе не будут проверять специалисты, ошибки и недочеты будут повторяться из раза в раз, и экзамене тоже.
Школьнику предлагается написать сочинение на одну из пяти тем. Необходимо выбрать одно из высказываний представителей общественной мысли, политиков, деятелей культуры. Каждое из них относится к одной из сфер общественной жизни: философии, экономике, политологии, правоведению и социологии. Отобранное выпускником высказывание и есть тема работы.
Основная задача автора эссе – объяснить смысл высказывания и привести аргументы, которые доказывают или опровергают авторскую точку зрения. К объему эссе строгих требований нет – за слишком большую работу снижать балл не будут.
В первую очередь нужно выбрать понятное высказывание и вспомнить все, что известно по этой теме. Кроме того, нужно определиться, будет ли школьник подкреплять аргументами согласие с идеями автора или, наоборот, опровергать его мысли. Затем эксперты рекомендуют набросать приблизительный план эссе. Следующий шаг – обдумать аргументацию, она должна быть убедительной. Важно помнить, что аргументы должны подкреплять каждую новую мысль. После этого уже можно приступать к написанию черновой версии эссе.
Эссе по обществознанию всегда имеет четкую структуру и пишется по определенному плану. Уже во время подготовки к экзамену тренироваться писать эссе нужно по плану. При соблюдении структуры и плана текст получается логичным, а балл за эссе – выше.
Вступление – обязательная часть любого сочинения. В нем нужно раскрыть смысл выбранного высказывания, обозначить основную идею или идеи автора. Эксперты будут проверять, насколько хорошо выпускник справился с этой задачей.
Теоретическая аргументация. В первую очередь, здесь нужно продемонстрировать знания обществоведческих понятий, объясняя их связь с высказыванием. Пригодится знание терминов, которые были изучены на уроках по обществознанию. Например, если тема эссе – политология, школьнику нужно корректно обозначить политические термины и дать их определения. Во-вторых, нужно показать знание теорий общественного развития. Они определяются темой высказывания. Важно понимать, например, что для темы по экономике актуальны одни теории, а для темы модернизации – совсем другие.
Фактическая аргументация. Следующий шаг в эссе – выражения своей точки зрения с использованием аргументов на базе трех групп источников:
При аргументации фактами общественной жизни можно описать воображаемую социальную ситуацию или привести реальное событие, например, рассказанное в новостях. При аргументации личным опытом можно привести примеры из жизни, из прочитанных книг или просмотренных фильмов.
Заключительная часть эссе – вывод. В нем нужно кратко обобщить все аргументы, которые помогли раскрыть тему. Необходимо наглядно показать, как аргументация раскрывает смысл выбранной цитаты. Однако здесь важно не повторить все свои предыдущие мысли, а выделить какую-то новую общую идею.
Готовых эссе по обществознанию ЕГЭ нет в учебниках и пособиях по подготовке к экзамену. Можно найти лишь несколько примеров сочинений в интернете. Однако здесь нет никаких гарантий. Даже если под ними указаны баллы и комментарии эксперта, сложно проверить подлинность материалов. Выучив часть чужой работы или запомнив ее наизусть, нельзя гарантировать себе удачное написания эссе на экзамене. Заученные аргументы могут соответствовать тематике цитаты, но при этом исказить правильное ее смысл. Кроме того, экзамен – стрессовая ситуация, и всегда есть вероятность того, что выученный материал забудется.
Разберемся, что такое аргументация на ЕГЭ по обществознанию. Аргумент – подробно описанный факт, помогающий раскрыть свою точку зрения и сделать ее убедительной.
На госэкзамене по обществознанию нельзя писать свое мнение односложно: «Я согласен (или не согласен) с автором». Такой аргумент не оценят. В теоретической аргументации нужно показать знания терминов, умение соотносить их с темой и видеть взаимосвязи. В фактической всегда приветствуются примеры из истории и факты общественной жизни, в том числе смоделированные ситуации.
Есть вероятность, что примеры из личного социального опыта эксперты оценят невысоким баллом. Возможно, потому, что они не так убедительны в силу своей субъективности.
Оба вида аргументации требуют от школьника логичности и убедительности в изложении мысли. В каждом абзаце должна быть аргумент, который объясняет смысл высказывания и не отклоняется от темы сочинения.
Эссе оценивается по следующим критериям: раскрытие смысла высказывания, теоретическое содержание (грамотное использование теории и логичность суждений), качество приводимых примеров. Если школьник выделил несколько идей в выбранной теме, то он может подкреплять каждую из них фактической и теоретической аргументацией.
Андрей Пучков, кандидат социологических наук, эксперт по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, автор блога ege59.ru:
– Хотелось бы поделиться основными трудностями, с которыми сталкиваются школьники при написании эссе на ЕГЭ по обществознанию. Многие школьники, к сожалению, изначально не умеют писать сочинение. Максимум, что у них получается, – это написать пять предложений, которые представляют собой вольные размышления по теме высказывания.
Я осознал, что для успешного написания сочинения очень важно сначала составить план. В своей практике я предлагаю ученикам сначала написать структуру будущего сочинения, не начиная писать сам текст. Они присылают мне план на корректировку, и, если все хорошо, приступают к написанию эссе.
Самое сложное – это научить школьников писать не сам план, а дать им понимание того, как на его основе написать работу. Здесь мне помогла особая методика: шаблоны текстов сочинений.
Что такое шаблон? В моем понимании, это недописанный текст сочинения. Такой текстовый шаблон составляется по плану эссе на определенную тему. Ученику надо вставить пропущенные куски текста, а иногда – дописать недостающие абзацы. Именно эта стратегия оказалась успешной и помогла моим ученикам преодолеть трудности при написании сочинения.