В 2025 году ученики не пишут эссе: его отменили. Возможно, в будущем сочинение-рассуждение вернется в ЕГЭ по английскому языку. Именно поэтому КП публикует советы по подготовке к этому заданию, план и структуру письменной работы и критерии ее оценивания.
В 2025 году вместо эссе ученики пишут высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы.
Возможно, в будущем сочинение-рассуждение вернется в ЕГЭ по английскому языку. Именно поэтому КП публикует советы по подготовке к этому заданию, план и структуру письменной работы и критерии ее оценивания.
Ученик должен выбрать одну из двух предложенных в задании проблем. При подготовке к экзамену необходимо проработать следующие тематические блоки:
Следует помнить, что темы эссе составлены в проблемном ключе. Так, например, тема из блока «Образование и иностранные языки» может быть заявлена со следующей формулировкой: «В будущем дистанционное обучение станет единственной формой образования». Задача экзаменуемого аргументированно описать свой взгляд на заданную проблему.
В интернете можно найти большое количество готовых эссе. Однако следует понимать, что никакой гарантии в их правильности нет, поэтому за образцы их брать не рекомендуется. Из готовых ответов можно выписать и запомнить слова и словосочетания для вступления и заключения, а также обороты для выражения своего мнения и контраргументов. Самые лучшие примеры получатся путем собственноручного написания эссе.
При написании эссе важно соблюдать план. Несоблюдение структуры письменного высказывания влечет за собой потерю баллов.
Ученик должен придерживаться следующего плана: введение, основная часть и заключение. Рассмотрим этим пункты более детально.
Во введении нужно определить проблему, на которую вы будете рассуждать. Здесь важно не просто переписать тему из бланка заданий, а переформулировать ее своими словами. Основную часть нужно разбить на три абзаца. В первом абзаце следует выразить свою точку зрения по проблеме и доказать ее 2-3 аргументами. Во втором абзаце необходимо представить противоположный взгляд. Здесь требуется подобрать 1-2 аргумента, которыми могут апеллировать оппоненты. Цель третьего абзаца – выразить свое несогласие с противоположным мнением. Нужно указать один весомый аргумент, который будет опровергать позицию из предыдущего абзаца.
В заключении ученик должен подвести итог, кратко выразив свое мнение по проблеме. Здесь задача экзаменуемого – тонко перефразировать мысль из введения.
Сочинение-рассуждение должно соответствовать заданной теме. Эссе, написанное по плану, без ошибок, но на смежную тему, будет оценено в ноль баллов.
Объем написанного текста формально должен находиться в пределах 200-250 слов. Однако допускается отклонение в 10%, которое расширяет минимальные и максимальные границы до 180-275 слов. При несоответствии этим объемам действуют строгие правила. Если ученик напишет эссе с использованием менее 180 слов, то вся работа будет оценена в 0 баллов. Если сочинение будет состоять более чем из 275 слов, то эксперты отсчитают от начала сочинения 250 слов и проверят только эту часть. В этом случае экзаменуемый рискует потерять часть структуры эссе, а это грозит снижением баллов.
Также по правилам эссе должно быть написано в нейтральном стиле. Разговорная лексика и сленг не должны присутствовать в тексте. В эссе, в отличие от личного письма, не допускается употребление кратких форм (don’t, I’m и других). Ученик должен уметь пользоваться полными формами (do not, I am).
За написание эссе максимально можно получить 14 баллов. Итоговый результат складывается из баллов по 5 критериям.
Критерий «Решение коммуникативной задачи» может принести 3 балла при соответствии письменного высказывания заявленному в задании плану. Если по этому критерию эксперты ставят ноль баллов, работа дальше не проверяется и считается невыполненной.
В критерии «Организация текста» проверяющие оценивают логичность высказывания, умение пользоваться словами-связками, деление на смысловые абзацы. Здесь можно получить от 0 до 3 баллов.
Критерий «Лексика» добавит еще 3 балла. Для этого нужно иметь большой словарный запас и знать способы словообразования.
В критерии «Грамматика» оценивается разнообразие грамматических форм. Максимальные 3 балла можно получить, если в сочинение нашлось не больше 1-2 грамматических ошибок.
И наконец критерий «Орфография и пунктуация» прибавит 2 балла за соблюдение норм орфографии и правильную расстановку запятых, точек, восклицательных и вопросительных знаков.
Кристина Великотская, преподаватель английского языка, директор школы иностранных языков A-School, (г. Подольск, Московская область):
— Многие преподаватели считают эссе самым трудным заданием ЕГЭ по английскому. В каком-то плане я с ними согласна, в каком-то – нет.
В чем сложности? Эссе, пожалуй, самое трудоемкое задание. ФИПИ рекомендует потратить на него 40 минут, плюс уровень этого задания – B2, а у многих выпускников на момент сдачи экзамена уровень гораздо ниже. Последние два года нет особой сложности в понимании темы эссе (как это было в предыдущие годы, когда давалась только одна тема без выбора). Как раз наоборот, сложность заключается в том, что тема слишком простая для того, чтобы была возможность блеснуть хорошей лексикой. Одно дело, если у вас тема, скажем, космос или выплата государственных пособий, совсем другое дело – рассуждение на тему хобби, спорт или поход по магазинам. При такой теме даже ученику с B2 или C1 сложно подобрать «хорошие» слова, которые ждут эксперты.
Временные рамки зависят от сложности и замудрености других заданий, особенно чтения, поэтому времени на эссе может не хватить.
В этом задании приходится сложно тем ребятам, у кого проблема с воображением. Все же им нужно привести три аргумента, подтверждающие их мнение, и еще один – противоположное.
Почему не так сложно? Эссе – это то же сочинение. Не знаете, как написать ту или иную фразу, – не беда, перефразируйте ее, употребите другой вокабуляр или другую грамматику, в которых вы на 100% уверены. Структура эссе уже давно ни для кого не секрет. На это задание можно неплохо «натаскать», поэтому для тех, кто серьезно и продолжительное время готовится к экзаменам, эта часть не должна вызывать особых затруднений. Некоторые аргументы могут быть заучены, что тоже сыграет на руку выпускникам.
Какие советы можно дать для успешной подготовки к эссе? Повышать свой общий уровень английского, совершенствоваться в лексике и грамматике, это безусловно поможет на экзамене.
Много писать. Я считаю, что перед экзаменом нужно написать хотя бы 20-30 эссе, получить по ним толковую обратную связь, тщательно проработать ошибки, тогда успех на экзамене вам обеспечен.
Выполнять креативные задания. Я каждый раз придумываю для учеников разные виды заданий: найдите ошибки в эссе, перефразируйте 20 тем, допишите один абзац, придумайте как можно больше «за» и «против», устройте дебаты. Все эти задания с одной стороны повышают критическое мышление, с другой – готовят к формату и содержанию в непринужденной, каждый раз новой форме.
Читать другие эссе. Это поможет набрать хороший словарный запас и видеть сильные и слабые стороны текста.
Много читать и слушать. Это могут быть подкасты, статьи, энциклопедии, даже художественная литература. Невозможно хорошо писать, если ты недостаточно читаешь.
За последние 7 лет я разработала рабочую методику подготовки к эссе, поэтому у моих учеников (даже со средним уровнем знаний языка) это задание не вызывает особых проблем. Думаю, мой опыт может служить доказательством, что с эссе на экзамене можно справиться.