Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня в 2025 году пригодятся для поступления в вуз. Рассказываем, к каким вопросам готовиться абитуриентам
В 2023 году профильный ЕГЭ по математике сдавали около 282 000 выпускников. Средний тестовый балл составил 55,62 из 100, а 223 человека получили максимальный результат. Экзамен необходим для поступления в вузы, где математика считается профильным предметом: это не только технические, но и экономические специальности.
На профильное тестирование отводится 235 минут, в течение которых нужно справиться с 19 заданиями. В 2025 году чтобы получить аттестат, необходимо набрать 6 первичных (или 27 тестовых) баллов, для дальнейшего обучения в вузе необходимо набрать не менее 39 тестовых: именно такой проходной балл был установлен Рособрнадзором.
С 2019 года выпускники могут сдавать только один вариант тестирования (в случае пересдачи уровень можно изменить). Определиться с уровнем экзамена нужно до 1 февраля.
Начало — в 10:00, аудитория открывается за час до старта, инструктаж для опоздавших не повторяется. Ручка с черными чернилами и линейка — вот весь разрешенный арсенал, пользоваться калькулятором и мобильными устройствами запрещено.
Досрочно сдать математику в 2024 году можно было 29 марта. В основной период экзамен прошел 31 мая, резервный день был намечен на 24 июня. В дополнительном периоде пересдача была невозможна, так как формально это экзамен по выбору. Официальное расписание ЕГЭ ежегодно публикуется Рособрнадзором. Резервные дни можно было использовать для пересдачи или при наложении на один и тот же день нескольких экзаменов.
ЕГЭ по математике профильного уровня состоит из двух частей, общее количество заданий — 19. Задачи включают четыре категории:
Задачи базового уровня вынесены в первую часть, остальные сгруппированы во второй. За политомические задания можно получить от 0 до 4 баллов (в зависимости от правильности ответа, обоснованности и логичности рассуждений). Это означает, что даже неполное решение может принести выпускнику несколько баллов, которые вполне могут оказаться решающими для поступления в вуз.
Первая часть тестирования проверяет общую математическую грамотность, умения производить корректные вычисления в практических сюжетах. Вторая часть специфична для вузовского образования по техническому направлению: здесь требуется решение уравнений и неравенств, исследование функций, знания планиметрии и стереометрии. Задачи №18 и №19 относятся к высокому уровню сложности, дают максимальное количество баллов и являются профилирующими.
За правильное решение задачи можно получить от 1 до 4 первичных баллов. Максимальное количество первичных баллов, которые можно набрать, — 32, что соответствует 100 тестовым. Критерии оценок специфицированы Федеральным институтом педагогических исследований (ФИПИ).
Проверка экзаменационных работ — комбинированная: краткие ответы проверяются без участия человека, а развернутые решения изучают эксперты. Даже если выпускнику не удалось получить верный результат, но по записи решения прослеживается правильность рассуждений, эксперты могут засчитать за задание несколько баллов. В обратную сторону правило не работает: там, где требуется привести решение, один только краткий ответ баллов не принесет.
Выпускникам следует стремиться к 32 первичным баллам: это идеальное знание предмета.
В 2025 году аттестат об общем среднем образовании выдавали при 4 первичных (27 тестовых) баллах, а для продолжения обучения в вузе нужно было набрать 39 тестовых. Если подходить к вопросу формально, право поступления в университет можно получить, верно решив все задания базового уровня из первой части экзамена. Но в престижные вузы проходной балл существенно выше (от 60).
Если попытка сдачи профильного экзамена закончилась неудачей, при пересдаче можно выбрать базовый уровень. Это позволит получить аттестат и поступить в гуманитарные вузы либо продолжить обучение в колледже.
Пересдавать экзамен можно в дни, которые выделены для пересдач. В начале 2024 года Владимир Путин предложил дать выпускникам возможность пересдать один из предметов на собственное усмотрение. Пересдачи ЕГЭ будут проводить до окончания приемной кампании в вузы, таким образом оставляя выпускникам второй шанс на поступление.
При несогласии с полученной оценкой выпускники могут воспользоваться правом апелляции. Можно оспаривать результаты или жаловаться на нарушение порядка проведения экзамена, а вот жалобы на неверное оформление работы или некорректные задания не принимаются. Черновые записи не являются аргументом для пересмотра оценки: комиссия работает только с официальным бланком ответов.
Елена Щербанова, репетитор по математике:
— Первая часть экзаменационной работы редко вызывает затруднения у тех, кто планирует продолжить обучение по техническим специальностям. Но это отнюдь не означает, что к ней не нужно готовиться: практиковаться в решении задач необходимо на протяжении всего подготовительного периода. Одна из самых нелюбимых тем выпускников — вычисления процентов: а ведь именно этот житейский сюжет будет сопровождать их в реальной жизни.
Задания по тригонометрии требуют умения выводить формулы, то есть производить последовательные рассуждения. В условиях экзамена этот процесс часто вызывает затруднения, поэтому подготовке лучше уделить повышенное внимание. Здесь важны не только знания, но и психологический настрой. Логарифмы и производная — не такие сложные темы, главное — не впадать в панику.
Для некоторых выпускников самыми сложными оказываются задания на геометрию: навык пространственного мышления можно и нужно развивать. При подготовке важно решать задачи разных типов и внимательно читать условия. Важно правильно распределить время на экзамене, чтобы уложиться в срок сдачи. Например, типовые задания №13, 15 и 17 потребуют минимум усилий, а оставшееся время можно потратить на финальные задачи (№18 и 19). Для решения достаточно уметь логически рассуждать, а не просто действовать по заученному типовому алгоритму.
Алексей Постный, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок»:
— В профильном уровне лишь часть заданий проверяет основные навыки. Остальные задания соответствуют повышенному уровню освоения предмета и включают в себя большинство тем школьной программы. Также есть несколько заданий основанных не на строгих алгоритмах решения, а на творческом применении математических знаний (задания с параметром; анализ ситуаций с использованием математических моделей).
По сравнению с базовым уровнем экзамена, здесь список справочных материалов существенно меньше и содержит лишь некоторые тригонометрические формулы. Поэтому для решения первой части заданий нужно уделить внимание как самим знаниям, так и их применению на практике. А при подготовке к заданиям с открытым ответом стоит уделить особое внимание последовательности изложения решения. У многих учеников это вызывает трудности. Некоторые понимают сам процесс решения, но не могут грамотно его изложить на бумаге. У других же есть навык решения задач, но нет понимания самого предмета, что порождает правильные, но непоследовательные пояснения. В первом случае ученик может сам научиться писать пояснения, прочитав множество готовых решений. Во втором случае это уже задача учителя или репетитора — выстроить правильную «картину» в голове ученика.