Дополнение в русском языке

Вместе с экспертом узнаем, что такое дополнение в русском языке, как его отличить от других членов предложения и с какими сложными случаями можно столкнуться при изучении этой темы

Дополнение в русском языке. Фото: shutterstock.com
Светлана Федорова Автор КП Сергей Козинец Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, доктор филологических наук

Чтобы догадаться, какое значение имеет дополнение, достаточно посмотреть на сам термин, обозначающий эту часть речи. Дополнение – это то, что помогает нам более точно выражать свою мысль, делать это четко и кратко, не тратя время на составление отдельного предложения. В этой статье мы разберемся, как отличать дополнения от слов с другой синтаксической функцией, а также правильно и грамотно их использовать.

Что такое дополнение в русском языке 

Согласно общепринятому определению, дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий предмет или лицо, являющееся объектом действия, выраженного сказуемым. Дополнения отвечают на вопросы косвенных (все, кроме именительного) падежей. Как правило, функцию дополнения исполняют существительные или местоимения. 

Полезная информация о дополнении 

Перед вами несколько интересных фактов о дополнении. Для удобства мы собрали их в таблицу.

Интересный фактПример дополнения
Дополнение, определение и обстоятельство относятся к второстепенным членам предложения. Предложения, в которых они используются, называются распространеннымиВечером (обстоятельство) пушистые (определение) хлопья ложатся на землю (дополнение).
В роли дополнения может употребляться неопределенная форма глагола (инфинитив)Я сто раз уже просил его (о чем?) помолчать!
Иногда роль дополнения исполняют целые придаточные предложенияЯ хочу, чтоб к штыку приравняли перо… (Маяков­ский).

Вопросы дополнения 

Дополнение отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «кому?», «чему?», «кого?», «что?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чем?». 

Виды дополнения

В русском языке различают два вида дополнений: прямые и косвенные.

Прямое дополнение

Прямые дополнения обозначают объект, на который направлено действие, выраженное переходным глаголом.

Прямое дополнение может быть выражено:

  • существительным или местоимением в винительном падеже без предлога;
  • существительным или местоимением в родительном падеже без предлога (при наличии отрицания);
  • неодушевленным существительным в родительном падеже в сочетании со словами «жалко», «жаль»;
  • существительным в родительном падеже, в том случае когда оно обозначает не весь предмет, а его часть.

Примеры

Рассмотрим предложений с прямыми дополнениями.

  • Я увидел журавля (существительное в винительном падеже), летящего в чистом небе.
  • Никогда прежде мне не доводилось видеть птиц (существительное в родительном падеже при отрицании), которые так высоко летают.
  • Жаль, что люди никогда не познают радость полета (неодушевленное существительное в родительном падеже со словом «жаль»).
  • Я заметил, что журавль уронил на землю несколько перьев (существительным в родительном падеже, обозначающее не весь предмет, а его часть).

Косвенное дополнение

Косвенными называют любые другие виды дополнений, кроме прямого. То есть те, что связаны с главным словом при помощи предлога, и те, что выражены существительными или местоимениями в других падежах.

Примеры

Составим пару предложений, в которых есть косвенные дополнения. 

  • Я бы хотел подняться в небо к птицам (существительное с предлогом в дательном падеже).
  • Я был бы бесконечно раз свободе (существительное без предлога в дательном падеже).

Способы выражения дополнения

Дополнение может выражаться различными частями речи.

  1. Именем существительным в косвенном падеже: Путник увидел (что?) мрачный замок в тумане.
  2. Местоимением в косвенном падеже: Зачем ты только пригласил (кого?) ее!
  3. Любой частью речи, находящейся в значении имени существительного: Проводник сказал (кому?) провожающим выйти из вагона.
  4. Глаголом в форме инфинитива: Я забыл (что?) рассказать тебе о самом главном!
  5. Числительным: Мы договаривались (на что?) на пять часов вечера.
  6. Сочетанием числительного и существительного: Для пышного теста возьмите три белка.
  7. Фразеологизмом: Неуверенность в себе всегда была моей ахиллесовой пятой.
это интересно
При каких условиях, когда, как и где происходят те или иные события?
Об этом в предложении рассказывает обстоятельство
Подробнее

Признаки дополнения 

В предложении дополнение указывает на то, к чему относится действие, выраженное сказуемым. Это может быть предмет, объект, явление или другие подробности. Средством грамматической связи дополнения со сказуемым является изменение формы слова в соответствии с падежом (если дополнение – изменяемое слово), часто используется еще предлог.

Как подчеркивается дополнение

Дополнение в предложении подчеркивается пунктирной линией, например:

Упражнения на тему «Дополнение в русском языке»

Выполним вместе два несложных упражнения.

Упражнение 1 

Найдите в тексте дополнения, подчеркните их, укажите падеж слов, выступающих в роли дополнений: 

Наконец Генри увидел замок. Он поразил его мрачным величием. Замок пронзал темными шпилями небо, преграждал путь неприступной стеной. Впереди Генри заметил гвардейцев. Один из них смотрел в подзорную трубу, другие уже приближались на лошадях. 

Упражнение 2 

Найдите в предложениях дополнения. Задайте к ним вопросы, укажите, прямые они или косвенные: 

Весной птенцы совершат свой первый полет
Победителю олимпиады разрешат поступить в вуз без экзаменов.
Я всегда хотел исполнить мечту моего отца.
В Сочи зима гораздо теплее московской зимы.

Ответы к упражнениям

Сверьте вашу работу с ответами ниже. 

Упражнение 1

Наконец Генри увидел замок (И.п.). Он поразил его (В.п.) мрачным величием (Т.п.). Замок пронзал темными шпилями (Т.п.) небо (В.п.), преграждал путь неприступной стеной (Т.п.). Впереди Генри заметил гвардейцев (В.п.). Один из них смотрел в подзорную трубу (В.п.), другие уже приближались на лошадях (П.п.).

Упражнение 2 

Весной птенцы совершат (что?) свой первый полет (прямое).
(Кому?) Победителю олимпиады разрешат поступить в вуз без экзаменов (косвенное).
Я всегда хотел исполнить (что?) мечту моего отца (прямое).
В Сочи зима гораздо теплее (чего?) московской зимы (косвенное).

Популярные вопросы и ответы 

Отвечает Сергей Козинец, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, доктор филологических наук:

Как найти дополнение в предложении?

Этот вопрос, с одной стороны, простой, а с другой — сложный. Простой, потому что всем известно: дополнение отвечает на вопрос косвенного падежа. Например: пишу (чем?) ручкой, иду (с кем?) с другом и так далее.

Но есть такие члены предложения, которые называют синкретичными. Они совмещают в себе признаки и дополнения, и обстоятельства. Например: «Птица сидит на ветке». Можно задать вопросы: «сидит на чем?» и «сидит где?» Или предложение «Каша с маслом». Можно сказать «каша с чем?», а можно «каша какая?» Вот тут возникает трудность.
Никто четкого и однозначного ответа, как быть с подобными предложениями, дать не сможет. Каждый преподаватель решает, как разъяснить этот материал своим ученикам. Есть даже те, кто предлагает такие спорные случаи подчеркивать и как дополнение, и как определение, показывая их двойственную природу.

Как отличить дополнение от определения?

Есть такое понятие, как несогласованное определение. Если мы говорим «платье в клеточку», то мы же не задаем вопрос: «платье во что?» Когда мы однозначно понимаем, что не можем задать падежный вопрос и он будет просто неуместным, тогда это несогласованное определение.

Но и тут есть пограничные случаи. К сожалению или к счастью, не все в нашей жизни можно разложить по полочкам. «Обед с семьей» – это обед (с кем?) или обед (какой?)? Тут неоднозначная ситуация.

В каких классах изучают дополнение?

Дополнение начинают изучать в 1-2 классе на начальном уровне. Затем к этой теме возвращаются в 5 классе, а затем, на еще более серьезном уровне, в 8 классе. Там уже изучаются прямые и косвенные. Дополнение же изучается не только само по себе. Без этой темы не обойтись, например, при изучении переходных и непереходных глаголов.
КП
Реклама О проекте