Чем отличается надомное обучение от семейного, кто имеет право получать образование вне школы и какие плюсы и минусы у такого подхода – разбираемся в тонкостях домашнего обучения в России вместе с экспертами
Обеспечить ребенку получение общего образования – обязанность каждого родителя, и это закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации. Однако далеко не все дети школьного возраста сидят за партами в классах и тянут руку на уроке: кто-то не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья, кто-то испытывает трудности в общении со сверстниками и учителями, а иногда родители решают обучать ребенка самостоятельно, считая, что школа не дает достаточного уровня знаний.
Не стоит забывать, что у любой формы обучения можно найти как положительные, так и негативные стороны, и в каждом отдельном случае нужно выбирать, где и как обучать школьника, исходя из его потребностей и возможностей.
В широком смысле домашним называют и семейное, и надомное, и даже дистанционное обучение. То есть любой процесс получения общего образования вне стен школы, независимо от того, ведут ли уроки учителя или родители ребенка.
Домашнее образование так же законно, как и очное | Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации №223-ФЗ1, родители вправе самостоятельно выбрать форму обучения для ребенка. |
По окончании домашнего обучения необходимо сдавать экзамены | Для получения аттестата об общем образовании необходимо пройти итоговую аттестацию: сдать Общий государственный (ОГЭ) или Единый государственный экзамен (ЕГЭ). |
Пройти итоговую аттестацию можно только на базе аккредитованной организации | Ребенку, находящемуся на семейном обучении, подтверждать уровень образования придется в школе, предварительно заключив договор и согласовав график зачетов и экзаменов. |
Согласно статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ2, для получения надомного образования требуются медицинские показания, а вот перейти на семейное обучение по одному или нескольким предметам вправе любой школьник, достаточно лишь уведомить органы местного самоуправления о таком желании.
Для любого учебного процесса ученику понадобятся рабочее место, тетради и канцелярские принадлежности. Учебники должна предоставить школа, за которой ребенок закреплен для прохождения аттестаций. При обучении дистанционно необходимы компьютер или ноутбук с выходом в интернет, желательно также иметь микрофон и веб-камеру.
Существует три основных формы домашнего обучения.
Надомное, когда ученик по состоянию здоровья не может посещать школу, и учителя приходят к нему домой или в больничную палату. Обучение ведется по утвержденной образовательной программе с прохождением всех зачетов и экзаменов.
Семейное, когда знания ребенок получает самостоятельно, с помощью родителей, репетиторов или интернет-ресурсов. При этом нет необходимости придерживаться учебного графика и утвержденной программы, но все равно придется сдавать итоговую аттестацию (ОГЭ по программе основного общего и ЕГЭ по программе среднего общего образования) для получения аттестата и последующего поступления в колледжи и вузы.
Дистанционное, когда ребенок учится дома, однако присутствует на уроках с помощью интернет-технологий и имеет четкое расписание занятий, зачетов и экзаменов. При этом выбор школы и программы обучения остается за родителями, а необходимость прикрепления к «обычному» учебному учреждению и очной сдачи аттестаций зависит от наличия у онлайн-школы лицензии на образовательную деятельность.
Узнайте, как устроено дистанционное обучение в Домашней школе Фоксфорда
Домашнее обучение может подойти разным категориям учеников: как тем, кто не может посещать школу лично из-за проблем со здоровьем или необходимости частых отъездов, там и тем, чьих родителей по какой-то причине не устраивает образовательная программа или уровень знаний, получаемый в традиционной школе.
Рассмотрим плюсы домашнего обучения с учетом его форм.
Надомное обучение позволяет детям, не имеющим возможности посещать школу, получить образование параллельно со сверстниками, без отставания от программы.
Семейная форма предполагает учебу по удобному графику, без обязательного раннего подъема по утрам и нахождения в школе в течение многих часов. Ученик может делать длительные перерывы между уроками или устраивать себе внеочередные выходные дни. При этом родители могут полностью контролировать процесс обучения и уровень получаемых знаний.
Дистанционное обучение, сохраняя учебный график и процесс личного взаимодействия с учителем, позволяет получать систематизированные знания в комфортной домашней обстановке, так сказать «в пижаме и с чашечкой чая».
В онлайн-школах существует огромное количество различных учебных программ, выбрать подходящую сможет даже самый взыскательный родитель. Ученик может уделять повышенное внимание именно тем дисциплинам, к которым имеет предрасположенность, которые больше интересны или нужны для поступления в вуз.
Семейное и дистанционное образование можно получать в любой точке мира: проживая на даче на свежем воздухе, во время путешествий или в случае частых переездов. Такая форма обучения актуальна для профессиональных спортсменов, которым необходимо надолго выезжать на тренировки и сборы.
Домашнее обучение в любой форме позволяет ребенку больше времени проводить в кругу семьи и избегать возможных трудностей в общении с одноклассниками.
Не стоит забывать и о сложностях, связанных с выбором домашнего обучения.
Ребенку, обучающемуся дома, нет необходимости постоянно общаться со сверстниками, более старшими учениками и учителями. Ему тяжелее развить навыки взаимодействия и коммуникации, а они очень важны во взрослой жизни.
Далеко не каждый родитель может выделить достаточно времени на занятия с ребенком, тогда как заниматься полностью самостоятельно по закону могут только подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже окончил 9 класс.
При семейном обучении родителям необходимо уметь четко контролировать успеваемость ребенка и выстроить для него правильный баланс между учебой, физической нагрузкой и отдыхом. Ученику, в свою очередь, требуется достаточный уровень самодисциплины для систематических учебных занятий.
Стоит учитывать, что далеко не каждый родитель имеет достаточный уровень собственных знаний и навыков, чтобы понятно и доходчиво объяснять школьную программу. Многое уже забыто, да и предрасположенность к наукам у каждого человека индивидуальна: родители могут быть гуманитариями, а дети – «технарями», и наоборот.
Практически всегда домашнее обучение связано с дополнительными, часто довольно большими финансовыми затратами на репетиторов, курсы или онлайн-школу. За несколько лет, которые понадобятся на освоение школьной программы дома, может произойти множество изменений как в семейной, так и в финансовой обстановке: смена работы родителей, например, может сильно сказаться на количестве их свободного времени.
Перевод на домашнее обучение требует осознанного и грамотного подхода, однако он не так уж сложен, если придерживаться пошаговой инструкции.
Первым делом необходимо взвесить все «за» и «против» и окончательно убедиться в необходимости перевода ребенка на надомное или семейное обучение. Если решение о надомном обучении определяется состоянием здоровья ребенка, то переход на семейную форму должен быть обязательно подкреплен не только желанием родителей, но и четким пониманием всех возможных трудностей.
В случае с надомным обучением необходимы будут справки о прохождении медицинской комиссии с подтверждением того, что ребенок не может посещать занятия, и заявление на имя директора школы. Также необходимо получить журнал для учета успеваемости.
Для перехода на семейное обучение понадобится заявление на отчисление из текущей школы, письмо в департамент или управление образования о том, что ребенок переходит на семейное обучение, и договор с организацией, в которой ученик будет проходить промежуточные и итоговые аттестации.
При надомном и дистанционном обучении учебный план согласуется со школой ребенка, а при семейной форме иметь такой план необязательно, но при желании родители могут составить его самостоятельно.
После всех подготовительных этапов можно начинать осваивать программу, придерживаясь графика и учебного плана.
Светлана Борисовна Емельянова, учитель начальных классов, учитель высшей категории:
Сейчас на домашнее обучение часто уходят по причине асоциального поведения ребенка в обществе. К сожалению, таких очень много. Родители порой предпочитают угождать своему ребенку во всем, по принципу «я хороший, а если вам не нравится – сами устраняйте». Такие дети конфликтуют со всеми, используя все возможности, вплоть до физического насилия. Случаются попытки нападения на учителей и учеников. Намного проще с детьми, ушедшими на надомное обучение по состоянию здоровья: они вместе с родителями занимаются заинтересованно.
Наталия Игоревна Сверкунова, учитель английского языка:
Думаю, что организация качественного надомного обучения куда сложнее, чем может казаться. Необходимо создать такие условия, чтобы вне образовательной организации ребенок не только успешно осваивал учебную программу, но и имел возможность регулярно взаимодействовать со сверстниками, не был в дефиците живого общения. Это требует очень серьезной самоорганизации и ответственности как со стороны учащегося, так и со стороны родителей, ведь обеспечение и образовательного процесса и социализации полностью ложится на их плечи.
Отвечает Светлана Емельянова
Источники