Про число существительных помнят все, а глагол тихонько стоит в сторонке. Разбираемся, что такое число глаголов в русском языке, как его определить и правильно использовать
Большинство людей в вопросах грамматики полагается на интуицию. Однако русский язык богат исключениями, и коротенькое предложение иногда доставляет много хлопот. Муки выбора правильного варианта: «ни телефон, ни компьютер не работает» или «ни телефон, ни компьютер не работают», знакомы каждому. Страдать можно долго, так как оба варианта правильные и зависят от контекста. Если подчеркивается, что ни одно устройство (каждое из устройств) не работает, то выбираем вариант «ни телефон, ни компьютер не работает». А если акцент делается на то, что оба (все) устройства не работают, то – «ни телефон, ни компьютер не работают». Интуиция – дело хорошее, но правила – надежнее.
Глагол – это часть речи, обозначающая действие объекта. Если действие совершается одним объектом, значит, имеем дело с единственным числом, а если несколькими – с множественным.
У некоторых глаголов нельзя определить число. | Глаголы в неопределенной форме (инфинитив), отвечающие на вопросы «что делать?» или «что сделать?», не имеют лица, числа, рода и времени. |
У некоторых глаголов нет формы 1-го лица, единственного числа. | Недостаточные глаголы не образуют некоторых личных форм и относятся к исключениям. Например, «победить», «пылесосить». Любопытно, что в XIX веке слово «побежду» широко использовалось в литературе, но современные нормы русского языка не допускают его использование. |
В древнерусском языке была третья форма – двойственная. | Она использовалась для парных предметов или действий, парных по природе. На смену двойственному пришло множественное число. |
Решить эту задачу можно двумя способами: по существительному или с помощью местоимения и вопроса.
В первом случае находим существительное, связанное с глаголом, и определяем его число. Это и будет число глагола. «Кошка грелась на солнышке». Кошка одна, значит, и «грелась» – тоже в единственном числе.
Во втором случае подставляем мысленно местоимение и задаем вопрос. Например, «Кони бегут» – задаем вопрос: «Они что делают?» – множественное число.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного объекта и отвечают на следующие вопросы:
Кроме того, единственное число используется в следующих случаях:
Для начала рассмотрим что-нибудь простое.
«Ехал грека через реку» – грека ехал в гордом одиночестве.
«Давай я вещи понесу» – я что сделаю?
А теперь возьмем варианты поинтереснее.
«Королю сегодня нездоровится» – описывается состояние здоровья человека.
«Сто один далматинец сидел у моей двери» – вспоминаем числительные, оканчивающиеся на «один».
«Тысяча буйволов пришла на водопой» – есть числительное «тысяча».
«Восемь делится на четыре без остатка» – математическое действие.
«Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека» – числительное «столько».
«Пара бусин закатилась под комод» – определенное количество бусин. А если использовать вариант «две бусины», то число будет множественным.
«Уйма времени потрачена на эксперимент» – используется существительное «уйма».
Глаголы во множественном числе обозначают действие, совершаемое двумя и более объектами, и отвечают на вопросы:
«Три богатыря смотрели на дракона» – несколько зевак и бедный дракон, не знающий, куда спрятаться от внимания.
«Кузьма с женой вошли в комнату» – существительные можно заменить одним местоимением «они».
«А мы тут, знаете, всё плюшками балуемся…» – жевать плюшки надо с друзьями, одному – не то удовольствие.
«Не ходи туда, там тебя ждут неприятности» – надо идти, они же ждут.
Глаголы 2-го лица единственного числа образуются с помощью окончаний «–ешь» или «–ишь».
Главная хитрость в том, что после шипящего здесь обязательно ставится мягкий знак. Запомнить правило можно с помощью стишка:
«Если делаешь все ТЫ – значит, мягкий знак пиши!»
В качестве примера подслушаем разговор двух сестер:
– Ты топаешь как слон.
– А ты кривляешься как мартышка.
– Я все маме расскажу!
Выполним несколько упражнений для закрепления материала.
Упражнение 1
Найдите в предложениях глаголы и определите их число и лицо.
Упражнение 2
Примените нужную форму к словам согласно образцу:
Я грущу, ты грустишь, он грустит, мы грустим, вы грустите, они грустят.
Ездить, беречь, жечь, лазить, печь, победить.
Упражнение 3
Образуйте форму 2-го лица, единственного числа от заданных слов:
Слушать, хохотать, ждать, мучить, верить.
Давайте проверим, хорошо ли вы справились с заданиями.
Упражнение 1
Упражнение 2
Я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят.
Я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут.
Я жгу, ты жжешь, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут.
Я лажу, ты лазишь, он лазит, мы лазим, вы лазите, они лазят.
Я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут.
– , ты победишь, он победит, мы победим, вы победите, они победят.
Упражнение 3
Слушать – слушаешь.
Хохотать – хохочешь.
Ждать – ждешь.
Мучить – мучишь.
Верить – веришь.
Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по литературе: