Чередующиеся гласные в корне слова

Если вы освоили проверку правописания путем подбора однокоренных слов, не спешите расслабляться. Русский язык ставит новую задачу: выучить чередующиеся гласные в корне слова

Чередующиеся гласные в корне слова. Фото: shutterstock.com
Ольга Гостюхина Автор КП Светлана Свечаревская Преподаватель русского языка, эксперт ОГЭ

Есть и хорошая новость: наше сегодняшнее правило не относится к ситуациям, когда слово является непроверяемым, то есть нам не придется каждый отдельный случай смотреть в словаре, а потом заучивать. Чередующиеся гласные в корне слова подчинены определенным условиям, закономерность которых необходимо запомнить. Это действительно важно сделать, потому что, во-первых, задания на рассматриваемое правило встретится в важнейших школьных экзаменах ЕГЭ и ОГЭ. И во-вторых, во внеучебной жизни неучем вам тоже не захочется прослыть.

Что такое чередующиеся гласные в русском языке

Под чередующимися гласными в корне слов обычно подразумеваются буквы о/а и и/е, которые меняются вместе с ним самим. «Проблемными» корнями обычно являются -лаг-/-лож-, -кас-/-кос-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -рос-/-раст-/-ращ- и другие. Что может случиться с единицей языка? Например, существительное станет прилагательным или останется самим собой, поменяв форму и смысл. Может добавиться или исчезнуть суффикс, поменяться ударение. Все нюансы мы рассмотрим ниже. А сейчас важно осознать, что то или иное изменение в структуре слова влечет за собой смену гласной в его корне.

Полезная информация о чередующихся гласных в корне слова

В этой таблице мы постарались отразить кратко и емко самые важные детали, касающиеся чередующихся гласных, чтобы вам было легче сориентироваться.

Основные характеристики чередующихся гласных в корнеПодробности
Рассматриваем гласные -о-, -а-, -и-, -е-Меняются гласные -о- на -а- и -и- на -е-. Они употребляются в разных корнях слов, меняя их значение
На чередуемые гласные влияет ударениеПравописание зависит от того, падает ли на корень ударение
На чередующиеся гласные влияет смыслОриентируйтесь по контексту

Правила чередующихся гласных в корне слова

Настало время подробно изучить правила чередующихся гласных, обратив внимание на все нюансы и запомнив слова исключения. Теория быстро забывается, если она не подкреплена практикой. Поэтому для каждого случая мы рассмотрим примеры, а затем выполним упражнения.

Зависимость от суффикса после корня

Суффикс «-а-», появившийся после корня слова, поменяет в корне букву -а- на -о-, а -е- перейдет в -и-. Соответственно, без суффикса «-а-» мы напишем в корне -а- и -е-.

Это касается корней -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-

Исключения: сочетание, чета, сочетать

Примеры

Рассмотрим предложения, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне, и объясним, как суффикс или его отсутствие влияет на написание.

  • Собираясь на бал, юная аристократка готовилась блистать, получая комплименты и принимая предложения руки и сердца.

Собираясь — есть суффикс «-а-», поэтому корень «-бир-». Блистать — есть суффикс «-а-», поэтому ставим -и- в корне. Предложения — суффикса «-а-» нет, поэтому пишем «-о-» в корне.

  • Новогодняя елка будет блестеть и сиять.

Зависимость от ударения

Здесь нас интересуют сочетания корней -твар-/-твор-, -гар-/-гор-, -зор-/-зар-, -клан-/-клон-.

Для пары -зор-/-зар- в безударном корне всегда пишем -а-, а в ударном ту букву, которая слышится.

Исключение: зоревать

В -клан-/-клон- под ударением -а- или -о- в зависимости от того, что слышится, без ударения -о-.

В случае с -гар-/-гор- под ударением в корне пишется -а-, без ударения -о-.

Исключение: пригарь, изгарь

Для -твар-/-твор- всегда пишем -о- без ударения, а вот под ударением возможны оба варианта. Отдаем предпочтение тому, который слышится.

Исключение: утварь.

это интересно
Буквы «О» и «Ё» после шипящих
Зависит ли написание слов с «о» или «ё» после шипящих от морфемы и части речи
Подробнее

Примеры

Прочитайте следующие предложения и обратите внимание на написание выделенных слов. Под каждым предложением объясняем, какая гласная и почему стоит в корне.

  • Костер, озаряющий светом лесную поляну, весело потрескивал.

В слове «озаряющий» — безударный корень, поэтому пишется через -а-.

  • Корову звали Зорька, она отличалась добрым и покладистым нравом. 

Зорька — корень под ударением, слышим -о-, его и пишем.

  • Мы увидели живописный склон, поросший мхом.

В слове «склон» один слог, и он под ударением, поэтому ошибки быть не должно: слышим -о- и пишем -о-. 

  • Царю необходимо было почтительно поклониться.

В слове «поклониться» гласная в корне безударная, поэтому необходимо писать -о-.

  • Кланяться, говорить льстивые комплименты, заискивать — все это было ему невероятно чуждо.

Здесь ударение падает на гласную в корне – «кланяться»: слышим и пишем -а-.

  • Почему вы не обращаете внимание на то, что горение сопровождается запахом газа? Это не только неприятно, но и опасно!

«Горение» — в безударном корне пишется -о-.

  • Нагар покрывал дно и стены кастрюли.

В корнях -гар-/-гор- под ударением пишется -а-.

  • Как вам только в голову пришло сотворить подобное?

«Сотворить» — без ударения, поэтому однозначно -о-.

  • Творчество помогает раскрыть свой внутренний потенциал и избавиться от стресса.

В слове «творчество» рассматриваемый корень под ударением, слышится -о-,поэтому и пишем через -о-.

  • Интересно, что слово «тварь» употребляется в русском языке не только в бранном контексте, но и имеет значение «создание, живое существо».

В слове «тварь» один слог. Гласная стоит в сильной позиции. Слышится -а-, значит, пишем через эту букву.

Зависимость от буквы, следующей за гласной

Иногда выбор гласной в корне зависит от того, на какую букву оканчивается корень. То есть какая буква следует за той самой «проблемной» гласной. Рассмотрим корни -скак-/-скоч-. Если корень оканчивается на -к-, то пишем -а-, если на -ч-, то пишется -о-.  

Исключение: скачу, скачок, скачки.

Написание слов с рос-/-раст-/-ращ- тоже зависит от буквы, идущей за гласной в корне. Буква -с- в конце корня дает -о- в середине, в остальных двух случаях (с окончанием корня на -ст- и -щ-) пишется -а-.

Примеры

Рассмотрим правило на примерах.

  • По этой лесной дороге нужно ехать осторожно: может выскочить заяц или олень.

В слове «выскочить» после гласной в корне -ч-, значит, пишем -о-.

  • Однажды к нам на дачу прискакал заяц, став одним из самых ярких и веселых воспоминаний моего детства.

В слове «прискакал» корень оканчивается на -к-, значит, пишем -а-.

  • В дендрарии есть удивительные растения из Африки и Южной Америки, которые обязательно нужно увидеть. 

В слове «растения» корень оканчивается на -т-, поэтому пишем -а-.

  • Заросли камышей закрывали вид на реку. 

У слова «заросли» корень оканчивается на -с- – -рос-. Поэтому пишется -о-.

Зависимость от значения слова

В следующих корнях выбор буквы зависит от значения, которое имеет слово, то есть необходимо понимать смысл предложения или всего высказывания, анализировать контекст.

Итак, это корни -равн-/-ровн-, -крап-/-кроп-, -мак-/-мок-. Рассмотрим каждую пару.

Корень «-равн-» имеет значение «одинаковый». Скажем, люди в какой-то группе равны по знаниям и опыту, никто ни в чем не выделяется – они равные, равны.

Слова с корнем «-ровн-» описывают что-то ровное, без каких-либо препятствий и преград, не имеющее шероховатостей. Например, ровная дорога — без ям и выбоин. Или ровная речь — без заминок или заиканий.

Слово с корнем «-крап-» обычно подразумевает мелкие пятна, вкрапления. Обычно в подобных словах корень оказывается под ударением, например в крапинку».

Слова с корнем «-кроп»это уже не мелкие вкрапления внутри предмета, но капли или брызги, покрывающие его сверху.

Похожее и с корнями «-мак-» и «-мок-». Так, корень «-мак-» передает смысл погружение в жидкость. Например, можно обмакнуть палец в воду, чтобы проверить, насколько она горячая или холодная. А слова с корнем «-мок-» – пропускание жидкости через себя. Не случайно, попав под сильный ливень, человек говорит, что промок насквозь, ведь ему действительно кажется, что он стал одним целым с водой.

Примеры

Прочитайте примеры и обратите внимание на значение выделенных слов.

  • Это шоссе отличает от других ровное дорожное полотно,позволяющее ехать быстро и не подвергая себя опасности.
  • Я настаиваю на равных условиях для всех работников коллектива. 
  • Легкий весенний дождь ласково окропил листья деревьев.
  • Это крапчатое насекомое выглядит очень необычно.
  • Я люблю макать сухари в сладкий чай.
  • Возьми дождевик, если не хочешь промокнуть.

Упражнения на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Давайте выполним несколько упражнений, чтобы закрепить правила и уверенно применять их как на письме, так и в речи.

Упражнение 1

Вставьте нужную гласную, обращая внимание на суффикс после корня.

  1. Туристы расстелили скатерть на траве и пол…жили бутерброды.
  2. Дождь был такой сильный, что пелена воды заст…лала глаза.
  3. Нельзя пол…гаться на слова этого человека.
  4. Вы всегда можете на меня пол…житься.
  5. Что это так ярко бл…стит на небе?
  6. Она привыкла бл…стать в обществе.

Упражнение 2

Вставьте нужную гласную, обращая внимание на зависимость от ударения.

  1. Сани весело катились по ледяному скл…ну.
  2. Царю нужно кл…няться низко и почтительно.
  3. Он отвесил шутливый покл…н.
  4. Что же вы натв…рили?
  5. Тв…рческие люди бывают очень ранимыми.
  6. Нужно очистить наг…р с посуды.

Упражнение 3

Вставьте соответствующие по смыслу слова с корнями -скак-/-скоч, -рос-/-раст-/-ращ-.

  1. Эти цветы необходимо … очень бережно, регулярно удобряя и поливая.
  2. Куда вы …? Что вас так напугало?
  3. Маленький щенок хотел … и веселиться.
  4. Брат с сестрой …очень дружными, они всегда помогали друг другу.
  5. Его отец работает в … машиностроения.

Упражнение 4

Вставьте соответствующие по смыслу слова с корнями -равн-/-ровн-, -крап-/-кроп-, —мак-/-мок-.

  1. Я недовольна этим парикмахером: он очень … подстриг мне волосы.
  2. Мне нравится этот десерт: он очень нежный, с … карамельной крошки.
  3. Все … перед законом.
  4. По этой … дороге с ухабами невозможно ездить на велосипеде.
  5. Где вы так ужасно …?
  6. …. пятно салфеткой.

Ответы к упражнениям

Проверьте себя, проанализируйте и поправьте ошибки, если они были допущены.

Упражнение 1

Выбрана нужная буква.

  1. Туристы расстелили скатерть на траве и положили бутерброды.
  2. Дождь был такой сильный, что пелена воды застилала глаза.
  3. Нельзя полагаться на слова этого человека.
  4. Вы всегда можете на меня положиться.
  5. Что это так ярко блестит на небе?
  6. Она привыкла блистать в обществе.

Упражнение 2

Выбрана нужная буква.

  1. Сани весело катились по ледяному склону.
  2. Царю нужно кланяться низко и почтительно.
  3. Он отвесил шутливый поклон.
  4. Что же вы натворили?
  5. Творческие люди бывают очень ранимыми.
  6. Нужно очистить нагар с посуды.

Упражнение 3

Вставлено нужное слово.

  1. Эти цветы необходимо выращивать очень бережно, регулярно удобряя и поливая.
  2. Куда вы подскочили? Что вас так напугало?
  3. Маленький щенок хотел скакать и веселиться.
  4. Брат с сестрой росли очень дружными, они всегда помогали друг другу.
  5. Его отец работает в отрасли машиностроения.

Упражнение 4

Вставлено нужное слово.

  1. Я недовольна этим парикмахером: он очень неровно подстриг мне волосы.
  2. Мне нравится этот десерт: он очень нежный, с вкраплением карамельной крошки.
  3. Все равны перед законом.
  4. По этой неровной дороге с ухабами невозможно ездить на велосипеде.
  5. Где вы так ужасно вымокли?
  6. Промокните пятно салфеткой.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Светлана Свечаревская, преподаватель русского языка, эксперт ОГЭ, заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников:

Как отличить чередующиеся гласные от проверяемых?

Необходимо запомнить конкретные правила, в которых перечислены «проблемные» корни: -равн-/-ровн-, -лог-/лаж-, -скоч-/скач- и другие. Без знакомства с правилом, заучивания и отработки не обойтись, действовать наугад не получится. Выучив правило, запомнив корни, возьмите на вооружение «инструменты», позволяющие с ними взаимодействовать. То есть смотрите на суффикс, ударение, букву после гласной. Отталкивайтесь от смысла и контекста. Если же встретившаяся вам гласная не относится к списку корней, перечисленных в правиле о чередующихся гласных, значит, вы можете проверить ее, подобрав однокоренное слово, где данная гласная попадает под ударение, или необходимо обратиться к словарю, если это слово-исключение.

Почему чередующиеся гласные в корне слова изучают в 5, 6 классах?

Изучение русского языка представляет собой стройную и тщательно выверенную систему, в которой мы идем от простого к сложному. Именно в 5 и 6 классах обучающиеся нарабатывают такую языковую базу, и в целом достигают такого уровня ментального и психологического развития, который  позволяет органично вплести новое правило в общую канву знаний. Ведь логично изучение фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации. После 5 и 6 классов программа усложняется: справиться с новыми темами по русскому языку получится только в том случае, если обучающийся своевременно освоит чередующиеся гласные.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Чередующиеся гласные в корне слова»?

Знания этой темы понадобятся как в тестовых заданиях, так и в заданиях с развернутым ответом, где будет необходимо написать сочинение, изложение. Более того, все девятиклассники в феврале сдают устное собеседование, на котором тоже необходимо набрать определенное количество баллов (это своего рода допуск к письменному экзамену). Помимо оценивания умения правильно читать, пересказывать, составлять монолог и вступать в диалог, оценивается и грамотность речевого оформления. Так, например, слова с корнем «-лож-» строятся по-особенному, и употребление слова «ложу» сыграет не в пользу экзаменуемого. Да и вообще, умение говорить и писать грамотно –  это ценнейший дар, которым может владеть каждый.
КП
Реклама О проекте