Если вы освоили проверку правописания путем подбора однокоренных слов, не спешите расслабляться. Русский язык ставит новую задачу: выучить чередующиеся гласные в корне слова
Есть и хорошая новость: наше сегодняшнее правило не относится к ситуациям, когда слово является непроверяемым, то есть нам не придется каждый отдельный случай смотреть в словаре, а потом заучивать. Чередующиеся гласные в корне слова подчинены определенным условиям, закономерность которых необходимо запомнить. Это действительно важно сделать, потому что, во-первых, задания на рассматриваемое правило встретится в важнейших школьных экзаменах ЕГЭ и ОГЭ. И во-вторых, во внеучебной жизни неучем вам тоже не захочется прослыть.
Под чередующимися гласными в корне слов обычно подразумеваются буквы о/а и и/е, которые меняются вместе с ним самим. «Проблемными» корнями обычно являются -лаг-/-лож-, -кас-/-кос-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -рос-/-раст-/-ращ- и другие. Что может случиться с единицей языка? Например, существительное станет прилагательным или останется самим собой, поменяв форму и смысл. Может добавиться или исчезнуть суффикс, поменяться ударение. Все нюансы мы рассмотрим ниже. А сейчас важно осознать, что то или иное изменение в структуре слова влечет за собой смену гласной в его корне.
В этой таблице мы постарались отразить кратко и емко самые важные детали, касающиеся чередующихся гласных, чтобы вам было легче сориентироваться.
Основные характеристики чередующихся гласных в корне | Подробности |
---|---|
Рассматриваем гласные -о-, -а-, -и-, -е- | Меняются гласные -о- на -а- и -и- на -е-. Они употребляются в разных корнях слов, меняя их значение |
На чередуемые гласные влияет ударение | Правописание зависит от того, падает ли на корень ударение |
На чередующиеся гласные влияет смысл | Ориентируйтесь по контексту |
Настало время подробно изучить правила чередующихся гласных, обратив внимание на все нюансы и запомнив слова исключения. Теория быстро забывается, если она не подкреплена практикой. Поэтому для каждого случая мы рассмотрим примеры, а затем выполним упражнения.
Суффикс «-а-», появившийся после корня слова, поменяет в корне букву -а- на -о-, а -е- перейдет в -и-. Соответственно, без суффикса «-а-» мы напишем в корне -а- и -е-.
Это касается корней -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-
Исключения: сочетание, чета, сочетать
Рассмотрим предложения, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне, и объясним, как суффикс или его отсутствие влияет на написание.
Собираясь — есть суффикс «-а-», поэтому корень «-бир-». Блистать — есть суффикс «-а-», поэтому ставим -и- в корне. Предложения — суффикса «-а-» нет, поэтому пишем «-о-» в корне.
Здесь нас интересуют сочетания корней -твар-/-твор-, -гар-/-гор-, -зор-/-зар-, -клан-/-клон-.
Для пары -зор-/-зар- в безударном корне всегда пишем -а-, а в ударном ту букву, которая слышится.
Исключение: зоревать
В -клан-/-клон- под ударением -а- или -о- в зависимости от того, что слышится, без ударения -о-.
В случае с -гар-/-гор- под ударением в корне пишется -а-, без ударения -о-.
Исключение: пригарь, изгарь
Для -твар-/-твор- всегда пишем -о- без ударения, а вот под ударением возможны оба варианта. Отдаем предпочтение тому, который слышится.
Исключение: утварь.
Прочитайте следующие предложения и обратите внимание на написание выделенных слов. Под каждым предложением объясняем, какая гласная и почему стоит в корне.
В слове «озаряющий» — безударный корень, поэтому пишется через -а-.
Зорька — корень под ударением, слышим -о-, его и пишем.
В слове «склон» один слог, и он под ударением, поэтому ошибки быть не должно: слышим -о- и пишем -о-.
В слове «поклониться» гласная в корне безударная, поэтому необходимо писать -о-.
Здесь ударение падает на гласную в корне – «кланяться»: слышим и пишем -а-.
«Горение» — в безударном корне пишется -о-.
В корнях -гар-/-гор- под ударением пишется -а-.
«Сотворить» — без ударения, поэтому однозначно -о-.
В слове «творчество» рассматриваемый корень под ударением, слышится -о-,поэтому и пишем через -о-.
В слове «тварь» один слог. Гласная стоит в сильной позиции. Слышится -а-, значит, пишем через эту букву.
Иногда выбор гласной в корне зависит от того, на какую букву оканчивается корень. То есть какая буква следует за той самой «проблемной» гласной. Рассмотрим корни -скак-/-скоч-. Если корень оканчивается на -к-, то пишем -а-, если на -ч-, то пишется -о-.
Исключение: скачу, скачок, скачки.
Написание слов с рос-/-раст-/-ращ- тоже зависит от буквы, идущей за гласной в корне. Буква -с- в конце корня дает -о- в середине, в остальных двух случаях (с окончанием корня на -ст- и -щ-) пишется -а-.
Рассмотрим правило на примерах.
В слове «выскочить» после гласной в корне -ч-, значит, пишем -о-.
В слове «прискакал» корень оканчивается на -к-, значит, пишем -а-.
В слове «растения» корень оканчивается на -т-, поэтому пишем -а-.
У слова «заросли» корень оканчивается на -с- – -рос-. Поэтому пишется -о-.
В следующих корнях выбор буквы зависит от значения, которое имеет слово, то есть необходимо понимать смысл предложения или всего высказывания, анализировать контекст.
Итак, это корни -равн-/-ровн-, -крап-/-кроп-, -мак-/-мок-. Рассмотрим каждую пару.
Корень «-равн-» имеет значение «одинаковый». Скажем, люди в какой-то группе равны по знаниям и опыту, никто ни в чем не выделяется – они равные, равны.
Слова с корнем «-ровн-» описывают что-то ровное, без каких-либо препятствий и преград, не имеющее шероховатостей. Например, ровная дорога — без ям и выбоин. Или ровная речь — без заминок или заиканий.
Слово с корнем «-крап-» обычно подразумевает мелкие пятна, вкрапления. Обычно в подобных словах корень оказывается под ударением, например в крапинку».
Слова с корнем «-кроп—» – это уже не мелкие вкрапления внутри предмета, но капли или брызги, покрывающие его сверху.
Похожее и с корнями «-мак-» и «-мок-». Так, корень «-мак-» передает смысл погружение в жидкость. Например, можно обмакнуть палец в воду, чтобы проверить, насколько она горячая или холодная. А слова с корнем «-мок-» – пропускание жидкости через себя. Не случайно, попав под сильный ливень, человек говорит, что промок насквозь, ведь ему действительно кажется, что он стал одним целым с водой.
Прочитайте примеры и обратите внимание на значение выделенных слов.
Давайте выполним несколько упражнений, чтобы закрепить правила и уверенно применять их как на письме, так и в речи.
Упражнение 1
Вставьте нужную гласную, обращая внимание на суффикс после корня.
Упражнение 2
Вставьте нужную гласную, обращая внимание на зависимость от ударения.
Упражнение 3
Вставьте соответствующие по смыслу слова с корнями -скак-/-скоч, -рос-/-раст-/-ращ-.
Упражнение 4
Вставьте соответствующие по смыслу слова с корнями -равн-/-ровн-, -крап-/-кроп-, —мак-/-мок-.
Проверьте себя, проанализируйте и поправьте ошибки, если они были допущены.
Упражнение 1
Выбрана нужная буква.
Упражнение 2
Выбрана нужная буква.
Упражнение 3
Вставлено нужное слово.
Упражнение 4
Вставлено нужное слово.
Отвечает Светлана Свечаревская, преподаватель русского языка, эксперт ОГЭ, заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: