Ошибки в орфограммах начальной школы могут испортить не только впечатление от общения, но и деловую репутацию. Вспоминаем, как пишутся безударные проверяемые гласные в корне слова
Некоторые слова пишутся так же, как слышатся. Надо очень постараться, чтобы сделать ошибку в слове «лучина» или «торт». Однако есть такие экземпляры, в которых гласные коварно маскируются похожими звуками, и поди разберись, как их писать. В слове «лошадка» вместо -о- слышится -а-. Рука так и тянется написать «лашадка». В глаголе «слепил» -е- звучит как -и-. Как тут не наделать ошибок?
Этим вопросом задавались наши соплеменники еще двести лет назад. В 1809 году Николай Курганов, автор учебника русской грамматики, писал: «Хотя выговор буквы А вместо О приятнее, однако писать же “хачу”, “патоки”, “гавари”, “пади” и прочее вместо “хочу”, “потоки”, “говори”, “поди” весьма непристойно». Правда, сформулированное на тот счет правило появилось лишь в 1915 году, а до того гражданам приходилось рассчитывать только на свою память. Нам повезло больше: несложное правило поможет избежать многих ошибок. Вместе с экспертом рассказываем, что такое безударные проверяемые гласные и как их правильно писать в корне слова.
Выделение в слове звука голосом или тоном называется ударением. Оно необходимо для правильного понимания смысла слов. Поменяв ударение, можно полностью изменить значение слова:
Ударение падает только на один гласный звук, даже если в слове их несколько. Бывают, правда, слова с двумя и даже тремя корнями, где ударений тоже два или три, но их не так много и они являются исключением из правила. Благодаря выделению ударный звук находится в сильной позиции и отчетливо слышится. Но в русском языке ударение подвижное и может переходить со слога на слог. В слабой безударной позиции звук становится неразличим, и поэтому возникает сомнение, какую букву следует писать на его месте: слон — сло(а)ненок.
Безударные гласные в корне слова, правописание которых можно проверить с помощью ударения, называются безударными проверяемыми гласными. А те, что проверить нельзя, — непроверяемыми, их придется запомнить или смотреть в справочнике.
Существует еще один вид безударных гласных в корне — чередующиеся, которые часто путают с проверяемыми. Проверить чередующиеся гласные однокоренными словами не получится, для них есть отдельные правила, про которые мы расскажем в отдельном материале.
Перед тем как перейти к правилу, давайте немного отвлечемся и познакомимся с интересными фактами о безударных проверяемых гласных.
Вопрос о безударных проверяемых гласных | Ответ и подробности |
---|---|
Все ли безударные гласные в корне необходимо проверять? | Проверяются гласные -а-, -о-, -е-, -и-, -я-. Буквы -у-, -э-, -ы-, -ю- обычно слышатся отчетливо. |
Что влияет на правильное написание проверяемых гласных в корне слова? | Словарный запас и навык быстро подбирать проверочное слово. |
Почему правило написания безударных проверяемых гласных в корне одно из важнейших? | На начало изучения грамматики на него приходится львиная доля ошибок. Освоение этого правила повышает грамотность учащихся. |
Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». В нашем случае этот совет можно применить буквально. Для проверки безударной проверяемой гласной в корне слова необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная станет ударной:
Для поиска проверочного слова с ударной гласной воспользуйтесь одним из способов.
1. Измените форму слова: для существительного — число или падеж, для глагола — время:
2. Используйте уменьшительно-ласкательный вариант:
3. Найдите родственные слова, то есть такие, которые имеют один корень, но являются разными частями речи:
В случае, когда в корне несколько безударных гласных с нечетким звучанием, следует подобрать проверочное слово для каждой из букв:
Будьте внимательны: для проверки подходят не все слова.
В качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами «-ива-», «-ыва-» из-за того, что в них могут чередоваться буквы -а- и -о-:
Не используйте для проверки слова с «выпадающей» гласной: золото — позолота. В корне после -л- пишем -о-. Но ориентируясь на существительное «злато», можно ошибочно указать -а-.
Обращайте внимание на контекст, чтобы подобрать правильные однокоренные слова:
Напомним еще раз: не путайте безударные проверяемые гласные в корне с чередующимися — это частая ошибка у школьников.
Рассмотрим еще несколько примеров:
Выполните несколько упражнений для закрепления темы. Проверить себя можно по ответам ниже, но не спешите подсматривать. Попробуйте сначала разобраться самостоятельно.
Упражнение 1
Выпишите слова с пропущенными буквами. Подберите проверочные слова и запишите рядом: осветило — свет.
Утреннее солнце осв…тило комнату. В выходной день спешить некуда и можно было вздр…мнуть еще часок, но Макс выл…з из под одеяла, нат…нул д…машние тапки и, стараясь не шуметь, посп…шил на кухню. Его жена Лиза еще спала и т…хонько посапывала. После вчерашнего прим…рения Максу хотелось сделать для нее что-то приятное, ведь р…днее Лизы у него никого не было. «Вкусный завтрак — лучший способ изв…ниться еще раз за свой скверный характер и разр…дить все еще напряженную обстановку», — подумал Макс и нат…нул фартук. Он отв…рил пару яиц всмятку, испек блины из готовой магазинной смеси и приготовил кофе. Аромат стоял потр…сающий! Лиза вошла в кухню, улыбнулась, обняла Макса и прош…птала: «Я и не знала, что вышла замуж за шеф-повара». Она забралась на стул с ногами, как всегда это делала, с видом эксперта откусила блин, прож…вала его, зап…ла кофе и произнесла: «Мммм….Ничего вкуснее не ела!». День об…щал быть счастливым.
Упражнение 2
Выберите слова, в которых неправильное проверочное слово привело к ошибке в орфограмме. Исправьте ошибку, запишите проверочное слово:
скрипит — скрип, замачил — замачивать, вытаптал — затаптывать, гнездиться — гнездо, книгиня — книжна, синяк — синий, гнилье — гниль, залезать раны — залезть, поменять — размен, посидел от старости — сидя.
Упражнение 3
Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова:
б…р…да, л…доруб, зап….кать, ст…р…жить, загр…знить, кр…тиковать, тр….пье, зас…дать.
Теперь проверьте себя, сравнив свои ответы с приведенными ниже правильными.
Упражнение 1
осветило — свет, вздремнуть — дрема, вылез — лезет, натянул — тянет, домашние — дом, поспешил — спешка, тихонько — тихо, примирения — мир, роднее — родина, извиниться — невинный, разрядить — разряд (в смысле расслабиться), натянул — тянет, отварил — отвар, потрясающий — тряска, прошептала — шепчет, прожевала — жеванный, запила — пить, обещал — обещан.
Упражнение 2
Замочил — мокрый, вытоптал — топчет: нельзя проверять глаголами на «-ыва-», «-ива-». Княгиня — князь, зализать раны — от слова «лижет», поседел от старости — от слова «седой».
Упражнение 3
Борода — бороды — бородка, ледоруб — лед, запекать — пекарь, сторожить — сторож — сторожка, загрязнить — грязь, критиковать — критик, тряпье — тряпка, заседать — засесть.
Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по русскому языку и литературе: