Безударные проверяемые гласные в корне слова

Ошибки в орфограммах начальной школы могут испортить не только впечатление от общения, но и деловую репутацию. Вспоминаем, как пишутся безударные проверяемые гласные в корне слова

Безударные проверяемые гласные в корнеслова. Фото: shutterstock.com
Татьяна Воронцова Кандидат филологических наук Юлия Лысенко Автор КП

Некоторые слова пишутся так же, как слышатся. Надо очень постараться, чтобы сделать ошибку в слове «лучина» или «торт». Однако есть такие экземпляры, в которых гласные коварно маскируются похожими звуками, и поди разберись, как их писать. В слове «лошадка» вместо -о- слышится -а-.  Рука так и тянется написать «лашадка». В глаголе «слепил» -е- звучит как -и-. Как тут не наделать ошибок?

Этим вопросом задавались наши соплеменники еще двести лет назад. В 1809 году Николай Курганов, автор учебника русской грамматики, писал: «Хотя выговор буквы А вместо О приятнее, однако писать же “хачу”, “патоки”, “гавари”, “пади” и прочее вместо “хочу”, “потоки”, “говори”, “поди” весьма непристойно». Правда, сформулированное на тот счет правило появилось лишь в 1915 году, а до того гражданам приходилось рассчитывать только на свою память. Нам повезло больше: несложное правило поможет избежать многих ошибок. Вместе с экспертом рассказываем, что такое безударные проверяемые гласные и как их правильно писать в корне слова.

Что такое безударные проверяемые гласные в русском языке

Выделение в слове звука голосом или тоном называется ударением. Оно необходимо для правильного понимания смысла слов. Поменяв ударение, можно полностью изменить значение слова:

  • атлас — атлас;
  • мука — мука;
  • плачу — плачу.

Ударение падает только на один гласный звук, даже если в слове их несколько. Бывают, правда, слова с двумя и даже тремя корнями, где ударений тоже два или три, но их не так много и они являются исключением из правила. Благодаря выделению ударный звук находится в сильной позиции и отчетливо слышится. Но в русском языке ударение подвижное и может переходить со слога на слог. В слабой безударной позиции звук становится неразличим, и поэтому возникает сомнение, какую букву следует писать на его месте: слон — сло(а)ненок.

Безударные гласные в корне слова, правописание которых можно проверить с помощью ударения, называются безударными проверяемыми гласными. А те, что проверить нельзя, — непроверяемыми, их придется запомнить или смотреть в справочнике.

Существует еще один вид безударных гласных в корне — чередующиеся, которые часто путают с проверяемыми. Проверить чередующиеся гласные однокоренными словами не получится, для них есть отдельные правила, про которые мы расскажем в отдельном материале.

Полезная информация о безударных проверяемых гласных 

Перед тем как перейти к правилу, давайте немного отвлечемся и познакомимся с интересными фактами о безударных проверяемых гласных.

Вопрос о безударных проверяемых гласныхОтвет и подробности
Все ли безударные гласные в корне необходимо проверять?Проверяются гласные -а-, -о-, -е-, -и-, -я-. Буквы -у-, -э-, -ы-, -ю- обычно слышатся отчетливо. 
Что влияет на правильное написание проверяемых гласных в корне слова?Словарный запас и навык быстро подбирать проверочное слово. 
Почему правило написания безударных проверяемых гласных в корне одно из важнейших?На начало изучения грамматики на него приходится львиная доля ошибок. Освоение этого правила повышает грамотность учащихся.

Правило безударных проверяемых гласных в корне слова

Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». В нашем случае этот совет можно применить буквально. Для проверки безударной проверяемой гласной в корне слова необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная станет ударной:

  • котенок — кот;
  • морской — море.

Для поиска проверочного слова с ударной гласной воспользуйтесь одним из способов.

1. Измените форму слова: для существительного — число или падеж, для глагола — время:

  • леса —лес;
  • волна — волны.

2. Используйте уменьшительно-ласкательный вариант:

  • козел — козлик;
  • трава — травушка;
  • нога — ножка.

3. Найдите родственные слова, то есть такие, которые имеют один корень, но являются разными частями речи:

  • цветной — цвет;
  • липучка — липкий.

В случае, когда в корне несколько безударных гласных с нечетким звучанием, следует подобрать проверочное слово для каждой из букв:

  • золотистый: золото, позолота;
  • повеселел: веселый, весело.
это интересно
«Пошёл» или «пошол»: как правильно пишется слово
Вспомним правило и узнаем, какое проверочное слово можно подобрать, чтобы точно не совершить ошибку
Подробнее

Будьте внимательны: для проверки подходят не все слова.

В качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами «-ива-», «-ыва-» из-за того, что в них могут чередоваться буквы -а- и -о-:

  • смотреть — осмотр. Глагол «осматривать» приведет к ошибочному написанию -а- в корне
  • работяга — работа, а не зарабатывать
  • опоздать – поздний, а не опаздывать

Не используйте для проверки слова с «выпадающей» гласной: золото — позолота. В корне после -л- пишем -о-. Но ориентируясь на существительное «злато», можно ошибочно указать -а-. 

Обращайте внимание на контекст, чтобы подобрать правильные однокоренные слова:

  • фонарь освещал — свет;
  • кулич освятили — святость: речь о церковном обряде, а не о свете.

Напомним еще раз: не путайте безударные проверяемые гласные в корне с чередующимися — это частая ошибка у школьников.

Примеры

Рассмотрим еще несколько примеров:

  • стрелок — стрелы;
  • прибедняться — бедный;
  • запекать — пекарь;
  • ковер — коврик;
  • коза — козы;
  • мосты — мост;
  • колючий — укол;
  • замочил — мокрый (не замачивать).

Упражнения на тему «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

Выполните несколько упражнений для закрепления темы. Проверить себя можно по ответам ниже, но не спешите подсматривать. Попробуйте сначала разобраться самостоятельно.

Упражнение 1

Выпишите слова с пропущенными буквами. Подберите проверочные слова и запишите рядом: осветило — свет.

Утреннее солнце осв…тило комнату. В выходной день спешить некуда и можно было вздр…мнуть еще часок, но Макс выл…з из под одеяла, нат…нул д…машние тапки и, стараясь не шуметь, посп…шил на кухню. Его жена Лиза еще спала и т…хонько посапывала. После вчерашнего прим…рения Максу хотелось сделать для нее что-то приятное, ведь р…днее Лизы у него никого не было. «Вкусный завтрак — лучший способ изв…ниться еще раз за свой скверный характер и разр…дить все еще напряженную обстановку», — подумал Макс и нат…нул фартук. Он отв…рил пару яиц всмятку, испек блины из готовой магазинной смеси и приготовил кофе. Аромат стоял потр…сающий! Лиза вошла в кухню, улыбнулась, обняла Макса и прош…птала: «Я и не знала, что вышла замуж за шеф-повара». Она забралась на стул с ногами, как всегда это делала, с видом эксперта откусила блин, прож…вала его, зап…ла кофе и произнесла: «Мммм….Ничего вкуснее не ела!». День об…щал быть счастливым.

Упражнение 2

Выберите слова, в которых неправильное проверочное слово привело к ошибке в орфограмме. Исправьте ошибку, запишите проверочное слово:

скрипит — скрип, замачил — замачивать, вытаптал — затаптывать, гнездиться — гнездо, книгиня — книжна, синяк — синий, гнилье — гниль, залезать раны — залезть, поменять — размен, посидел от старости — сидя.

Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова:

б…р…да, л…доруб, зап….кать, ст…р…жить, загр…знить, кр…тиковать, тр….пье, зас…дать.

Ответы к упражнениям

Теперь проверьте себя, сравнив свои ответы с приведенными ниже правильными.

Упражнение 1

осветило — свет, вздремнуть — дрема, вылез — лезет, натянул —  тянет, домашние — дом, поспешил — спешка, тихонько — тихо, примирения — мир, роднее — родина, извиниться — невинный, разрядить — разряд (в смысле расслабиться), натянул — тянет, отварил — отвар, потрясающий — тряска, прошептала — шепчет, прожевала — жеванный, запила — пить, обещал — обещан.

Упражнение 2

Замочил — мокрый, вытоптал — топчет: нельзя проверять глаголами на «-ыва-», «-ива-». Княгиня — князь, зализать раны — от слова «лижет», поседел от старости — от слова «седой».

Упражнение 3

Борода — бороды — бородка, ледоруб — лед, запекать — пекарь, сторожить — сторож — сторожка, загрязнить — грязь, критиковать — критик, тряпье — тряпка, заседать — засесть.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе, автор пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе, действующий эксперт ОГЭ по русскому языку и литературе:

Как узнать, ударная гласная или безударная?

Ударение — это выделение одного из гласных звуков в слове с помощью повышения силы голоса. Ударный звук произносится наиболее сильно и отчетливо, без искажений. В большинстве случаев мы не сомневаемся, какую гласную написать, если звук, который она означает, находится под ударением (исключение — позиция после шипящих и -ц-).

Безударный же — звук более слабый, чем ударный. Он произносится менее четко. Такое явление называется редукцией. Именно из-за редукции в безударной позиции становятся похожими по звучанию -а- и -о- или -и- и -е- и у нас возникают затруднения с выбором буквы для обозначения соответствующего звука.

Как подготовиться к диктанту по теме «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

Сначала делаем аудит имеющихся знаний. Находим в пособии или на онлайн-ресурсе два-три словарных или текстовых диктанта на безударные проверяемые гласные. Кладем печатную (обязательно печатную — на бумаге, а не на экране гаджета) версию диктанта перед собой и читаем про себя, а затем вслух, утрированно выделяя каждую букву, как не знающий русского языка иностранец. Далее пишем под диктовку. В конце внимательно проверяем написанное, сверяя с оригиналом, исправляем ошибки и выписываем отдельно трудные слова.

После этого работаем с проверочными словами. Составляем список слов с безударными гласными, которые вызывают затруднения (не только в написанном тестовом диктанте, но и в школьной тетради). Для каждого слова находим по два-три проверочных слова. Записываем слова «гнездами», проговаривая их вслух и делая акцент на трудном гласном.

Почему безударные проверяемые гласные изучают уже во 2, 3, 4 классах?

Обучаясь чтению и письму, дети узнают, что в русском языке, с одной стороны, каждый звук речи обозначается определенным графическим знаком (буквой или сочетанием букв), а с другой стороны — что звук и обозначающая его буква могут различаться. Школьники учатся слышать и выделять отдельные звуки в словах, соотносить их со смыслом слова и правильно «кодировать» звуки буквами. Способность выбрать верный знак для «кодировки» — это суть грамотности. Без нее дети не смогут свободно читать, писать и понимать письменные тексты.

Безударные гласные представляют собой одну из основных сложностей русского языка, и раннее знакомство с этим понятием облегчает процесс усвоения орфографических правил в дальнейшем. К тому же изучение безударных проверяемых гласных способствует развитию логического мышления на посильном для младшего школьника уровне. Ища проверочные слова, дети учатся рассуждать, находить закономерности и делать выводы.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

Прежде всего, понимание правил проверки безударных гласных позволит избежать орфографических ошибок в письменной части экзамена: это задание №1 (изложение) и задание №13 (сочинение) на ОГЭ, а также задание №27 (сочинение) на ЕГЭ.

Что касается тестовой части, то знание данной темы понадобится в задании №6 (теория орфографического анализа) и задании №7 (практическое владение орфографией) ОГЭ. На ЕГЭ же правописанию безударных гласных в корне — как проверяемых, так и непроверяемых и чередующихся — посвящено задание №9. Оно считается непростым: в 2024 году правильно его выполнили 67% выпускников.

Читайте также

КП
Реклама О проекте