За что и как будут начислять баллы ЕГЭ по физике в 2025 году, какоq проходной балл по этому предмету для поступления в вузы и зачем нужна шкала перевода баллов — разбираемся с экспертами
Для тех, кто окончил школу 20 или более лет назад, актуальная система ЕГЭ выглядит «вещью в себе»: базовые и аттестационные оценки, 235 минут (почти 4 часа!) в экзаменационной аудитории, противоречивые распоряжения и приказы ведомств о проходном балле кажутся слишком сложными. Мы открыли первоисточники и попробовали разобраться, как и за что можно получить баллы на ЕГЭ по физике в 2025 году.
Таблица баллов ЕГЭ по физике
Для интерпретации результатов экзамена используются первичные и тестовые баллы. Приведем шкалу перевода баллов в кратком виде.
Первичные баллы
Тестовые баллы
Результат
0-7
0-32
Экзамен не сдан
8
36
Экзамен сдан, но баллов недостаточно для поступления в вуз
9-45
39-100
Экзамен сдан, можно поступать
Экзамен по физике считается успешно пройденным, если школьник набрал 36 тестовых баллов. Но не все так просто: их может не хватить для поступления в университет.
Перевод баллов ЕГЭ по физике в оценки
Для интерпретации тестовых баллов ЕГЭ по физике по привычной 5-балльной шкале можно воспользоваться следующей таблицей. При этом важно знать, что с 2008 года результат ЕГЭ по физике в обычную школьную оценку не переводится.
Оценка по 5-балльной шкале
Количество тестовых баллов по результатам экзамена
2
0-32
3
36-52
4
53-61
5
62 и выше
Для поступления в вуз необходимо как минимум 39 тестовых баллов: то есть шанс на поступление теоретически есть даже у «троечников». Вузы могут самостоятельно устанавливать допустимый проходной балл для абитуриентов.
Первичные баллы
Первичные (базовые) баллы начисляются за правильно выполненные задания. В зависимости от типа и сложности задачи на ЕГЭ по физике можно получить от 1 до 3 первичных баллов.
Максимальное количество первичных баллов за ЕГЭ по физике в 2025 году — 45.
Тестовые баллы
Тестовые (или вторичные) баллы вычисляются на основании сложного алгоритма. Они ежегодно корректируются Министерством науки и высшего образования. Интерпретация базовых баллов в тестовые позволяет «уравнять» критерии для физиков и лириков. Также они нивелируют разницу между выпускниками школ разных учебных годов.
В аттестат вносятся именно тестовые баллы. Для поступления в вуз по физике нужно набрать не менее 39 тестовых баллов.
Минимальные баллы
Для получения аттестата о среднем общем образовании баллы ЕГЭ по физике значения не имеют. А вот для поступления в вуз нужно преодолеть минимальный порог — получить так называемый проходной балл. Казалось бы, все просто: при 36 тестовых баллах экзамен считается пройденным. Но для получения высшего образования этого недостаточно.
Есть регламентирующий документ о минимально допустимом количестве тестовых баллов, которое дает право поступления в вузы, — это Приказ Минобрнауки РФ от 28.08.2023 №825. Претендовать на место в университете могут те, кто набрал не менее 39 тестовых баллов на ЕГЭ по физике. Это относится как к бюджетным отделениям, так и к платным.
Максимальные баллы
Идеальное знание физики — это 45 первичных балла, или 100 тестовых. В прошлом году столько баллов набрали 190 человек, сдавших ЕГЭ по этому предмету. Средний балл участников ЕГЭ по физике в прошлом году составил 54,95.
Это означает, что желающим поступить на бюджетное отделение технического вуза нужно усиленно готовиться к ЕГЭ: знания законов и формул и умения их применять в типовых ситуациях мало для получения желаемого максимума.
это интересно
Подготовка к ЕГЭ по физике
Способы, которые помогут самостоятельно подготовиться к экзамену за короткий промежуток времени
Задания с кратким ответом (в экзаменационной работе их 20) проверяются автоматически компьютером на соответствия с эталоном. Результат этой проверки невозможно оспорить, поэтому важно внимательно отнестись к заполнению итогового бланка (черновые записи учитываться не будут).
6 заданий по физике, в которых необходимо подробное решение, проверяют эксперты. Каждая работа проверяется двумя независимыми специалистами, оценка выставляется на основании методических рекомендаций ФИПИ: важна не только правильность, но и полнота ответа. Если мнения экспертов разошлись, в третий раз работу проверит экспертная комиссия. При несогласии с оценкой можно подать апелляцию в течение двух дней с момента публикации результатов. Черновые наброски, не перенесенные в официальный бланк, не могут быть аргументом для изменения итоговой оценки.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Валентин Кожешкурт, старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок» по физико-математическому направлению.
Является ли ЕГЭ по физике объективным показателем знаний учащегося? Насколько эти знания пригодятся для дальнейшего обучения в вузе?
Стоит разделять знания и форму их проверки, при этом форма проверки знаний не должна быть важнее самих знаний. Нужно определиться, чему учить ребенка в школе: физике или сдаче ЕГЭ по физике (это справедливо и для других предметов). И когда мы говорим о том, насколько полученные знания пригодятся для дальнейшего обучения в вузе, нужно определиться, о каких именно знаниях идет речь.
В школе ученик получает ту базу, которая ему однозначно пригодится в вузе. Если говорить о физике, в вузах часто даются знания как бы «с нуля», новые понятия вводятся без ссылки на то, что изучалось ранее в школе. Механика начинается заново с материальной точки, радиуса-вектора и так далее. Но в школе ученик получает сам навык построения таких моделей, применения математического аппарата, и это ему пригодится в первую очередь. Конечно, в некоторых задачах студент узнает прямое продолжение школьных задач. Словом, знания по физике, полученные в школе, однозначно пригодятся для дальнейшего обучения в вузе.
Какое место занимает ЕГЭ в этой системе? Это форма проверки знаний: ни больше, ни меньше. И со своей задачей ЕГЭ справляется, на мой взгляд, неплохо. Абсолютно объективного показателя знаний не существует, и в этом смысле ЕГЭ тоже не идеален. Хотя бы потому, что теоретически возможна ситуация, когда ученик умеет решать задачи, является потенциально способным студентом, теряет необходимые для поступления баллы из-за неправильно заполненного бланка. Но формальная сторона — это то, чему несложно научиться, тем более что в современном мире все больше формализации, этот навык тоже лишним не будет. В остальном ЕГЭ является неплохим показателем знаний со своим разнообразием заданий, абитуриенты находятся в равных условиях, снижается риск предвзятости экзаменатора при вступительном экзамене.
Подытожу кратко. Можно сформулировать вопрос двумя способами: «Пригодятся ли знания ЕГЭ в вузе?» и «Пригодятся ли знания по физике, проверенные с помощью ЕГЭ, в вузе?». Первый вопрос изначально некорректен, но такое понимание вопроса, к сожалению, встречается. Но если ученик ставит перед собой второй вопрос — он на правильном пути.
Вузы могут самостоятельно устанавливать проходной балл для поступления, и он чаще выше рекомендованных Рособрнадзором 39 баллов. Почему это происходит и как формируются проходные баллы?
Проходной балл формируется исходя из конкурса в данный вуз на данную специальность. Представим, что есть 50 бюджетных мест. Вуз установил проходной балл, как рекомендовано, — 39 баллов. И что делать, если подали документы 100 человек, у всех больше 39 баллов? Всех принять нельзя, придется оставить 50 лучших. И если у всех этих 50 человек окажется более 90 баллов, то получается, что проходной балл составил 90, и 51-й абитуриент с баллом 89 не поступил. И узнать об этом можно в конце вступительной кампании.
Конечно, ситуация упрощенная, мы рассмотрели только один предмет, но принцип понятен. Чтобы понять приблизительно, каким будет проходной балл на данной специальности в данном вузе, можно ориентироваться на прошлые годы. Если данный вуз привлекателен и на бюджетные места в этом вузе в прошлые годы претендовало много абитуриентов с высокими баллами, то большая вероятность, что в этом году ситуация будет похожей, с точностью до 5-10 баллов, может быть, до 15. Поэтому тот проходной балл, который мы видим в итоге, не устанавливается вузом. Он является отражением того, насколько высокий или низкий уровень конкуренции за данные места на бюджетном или платном отделении.
Здесь играет роль еще один фактор: физика — выборный предмет. Это значит, что ЕГЭ по этому предмету сдают те, кто решил связать дальнейшее обучение с этим направлением. Они целенаправленно уделяют большое внимание предмету (который часто считают не самым простым), то есть здесь мало случайных людей, сдающих физику по принципу «почему бы и нет». Особенно если речь о поступлении в хороший вуз. Это тоже вносит свой вклад в то, что проходной балл в итоге оказывается выше 39. Так работает существующая система.
Зачем нужна система перевода первичных баллов в тестовые?
Это как раз тема одного из уроков по физике: измерение физических величин. Здесь величина — это знания по предмету. Чтобы сравнивать знания по разным предметам, нужно измерять их в одинаковых единицах и пользоваться одной и той же шкалой. Для ЕГЭ такими единицами выбрали тестовые баллы по 100-балльной шкале.
В первичных баллах непонятно, 52 — это много или мало. По разным предметам максимальное количество первичных баллов отличается, и если по физике 52 балла — это почти максимум, то по иностранному языку это около половины. Причем максимальное количество первичных баллов по одному и тому же предмету может быть разным: в 2019 году 52 балла по физике — это был максимум, а в 2020 году при 52 баллах до максимума оставался еще 1. Поэтому проблемы со сравнением неизбежно возникают (а ведь сравнение абитуриентов — одна из основных задач ЕГЭ), и проблемы приходится решать. Лучше решить их уже на стадии перевода первичных баллов в тестовые, зато потом их будет легко сравнивать, складывать и так далее.
Зачем переводить баллы — это достаточно очевидно, но почему не перевести их с помощью простой пропорции, почему тестовые баллы — это не просто набранные первичные баллы в процентах? Начнем с того, что тестовые баллы на самом деле близки к тем самым процентам, о которых мы сказали. Отличия от линейной шкалы всего лишь в несколько баллов, и то чаще в большую сторону. Поэтому особого беспокойства эта система перевода баллов вызывать не должна. Формула перевода баллов разрабатывается с учетом статистики, как ученики в среднем справляются с заданиями, учитывается сложность заданий. Например, считается, что если ученик набрал 1 первичный балл по физике, он уже что-то знает, и это оценивается в 4 тестовых балла (хотя 1 из 53 — это около 1,9%). Хотя система перевода баллов достаточно сложная, потому что при разработке стараются учесть множество факторов, лучше это проделать один раз на этапе разработки формулы, и упростить дальнейшую работу с полученными баллами.