Как помочь ребенку легко влиться в школьные будни? Как понять: ребенок просто ленится или действительно не может справиться с нагрузкой? Вместе с экспертом разбираемся, как проходит адаптация ребенка к школе
Адаптация к школе – это время, которое необходимо ребенку, чтобы перестроиться на новые рельсы: привыкнуть к учителям и одноклассникам, научиться соблюдать правила, собирать школьный рюкзак, выполнять домашние задания. Это и психический процесс, когда школьник учится взаимодействовать с новым коллективом, и физический, когда нужно практически неподвижно сидеть пять раз по 45 минут. Знание, как проходит период адаптации, ее особенностей поможет родителям поддержать школьника на новом для него этапе.
Не стоит думать, что адаптацию к школе ребенок проходит один раз в первом классе. Адаптация первоклашки – одна из основных и сложных, поэтому о ней так много говорят. Однако, помимо этого, есть и другие виды адаптации. Например, если ребенок меняет школу, он вновь адаптируется, привыкает к новым педагогам, одноклассникам, правилам. При переходе в среднюю школу подросток снова проходит процесс адаптации: становится больше предметов, появляются новые учителя, необходимо переходить из кабинета в кабинет. Даже после каникул школьник снова проходит адаптацию: корректирует режим дня, вливается в школьные будни. И каждый из этих периодов – определенный стресс для ребенка.
Этому периоду не зря уделяют так много внимания. Во многом от успешной адаптации в первом классе зависит отношение ребенка к школе, желание учиться. Даже малышу, который обычно легко привыкает к новым условиям, бывает сложно перестроиться с детсадовского режима, где не было таких жестких правил относительно дисциплины, занятия проходили в игровой форме, а в середине дня была возможность поспать. Первоклашка попадает в совершенно новые условия: нельзя бегать по коридорам или свободно передвигаться по классу во время урока, нужно поднимать руку, если хочешь выйти в туалет, необходимо не только заниматься в школе, но и делать домашние задания.
Специалисты отмечают, что сложнее адаптация дается:
Чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, нужно готовиться к первому классу заранее. Специалисты отмечают, что у детей, посещающих детский сад, адаптация проходит лучше: они уже имеют представление о том, как выстраивать отношения в коллективе с ровесниками и взрослыми. При этом им же бывает сложнее перестроиться с игровой формы получения знаний.
Адаптация к средней школе проходит легче, чем у первоклассников, но тем не менее это определенный стресс для ребенка. Много учителей, нужно запомнить имя и отчество каждого, подстроиться под требования, новое расписание и предметы, необходимость переходить из кабинета в кабинет, новый классный руководитель. Все это вызывает у пятиклассников тревожность. В этом же возрасте дети входят в пубертат, что дает дополнительную нагрузку на нервную систему.
В этот период рекомендуется проявлять терпение, не давить на ребенка, не ругать за оценки. Чем спокойнее будет обстановка дома, тем легче и быстрее пятиклашка адаптируется к новым условиям.
Адаптация может длиться до 6 месяцев | Иногда адаптация проходит за несколько недель, но вполне может занять и полгода – это тоже норма. Запаситесь терпением и будьте готовы поддерживать ребенка на протяжении всего времени, которое ему необходимо. |
Подготовка ребенка к школе – это не только умение читать и писать | Чтобы ребенок легче адаптировался, он должен быть готов к школе. Это и понимание того, как проходят уроки, и знание школьных требований, и умение выстраивать отношения в коллективе. |
Обстановка дома влияет на адаптацию к школе | Чем комфортнее и безопаснее ребенок чувствует себя дома, тем быстрее он приспособится к школьным будням. |
Правильно выстроенный режим поможет легче пройти адаптацию | Сбалансированное питание, отслеживание нормы сна, ограничение гаджетов, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом – все эти правила здорового образа жизни влияют на состояние нервной системы и на процесс адаптации к новым условиям. |
Обращаться к специалистам – это нормально | Если вам кажется, что ребенок испытывает проблемы с адаптацией к школе, не стесняйтесь обращаться за помощью к классному руководителю, психологу. |
Говоря об адаптации ребенка к школе, выделяют три ее вида: физиологическую, психологическую и социальную. Все они связаны между собой, и нельзя пройти одну и считать, что адаптация пройдена полностью. Поэтому так важно уделять внимание всем трем аспектам.
Это реакция организма на новые условия. Некоторые дети худеют, некоторые, наоборот, набирают вес. У ребенка могут начаться головные боли, снижение аппетита, ухудшение сна. Помочь школьнику можно, соблюдая режим дня. В него входит не только раннее укладывание и приемы пищи, но и прогулки, отдых после школы. Не стоит усаживать ребенка за уроки сразу после возвращения домой. Дайте ему поспать, если хочется, прогуляться. В школе ребенок вынужден сидеть несколько часов, двигательная активность снижается практически в два раза, поэтому так важно, чтобы в режиме дня было место активным играм. Считается, что пик мозговой активности приходится на период с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Старайтесь скорректировать распорядок так, чтобы уроки ребенок делал в эти промежутки.
Специалисты отмечают ряд факторов, которые мешают физиологической адаптации.
Истерики, капризы, перепады настроения могут сопровождать ребенка на протяжении психологической адаптации. Это нормальная реакция организма на стресс. Спокойные разговоры, поддерживающая обстановка, внимание и поощрение родителей помогут школьнику быстрее пройти непростой этап. Не стоит требовать от ребенка сразу полюбить школу, подружиться с одноклассниками, ругать его за неудачи. Это лишь усугубляет стресс и подрывает уверенность в своих силах.
Побольше разговаривайте, но не нужно бросать дежурные фразы вроде: «Как дела в школе?», «Какие оценки сегодня получил?» Спросите, какие чувства испытывал ребенок на уроках, что было интересно, а где приходилось бороться со скукой, вспомните свои школьные годы, расскажите, какие уроки особенно любили и почему. Объясните, что в школе бывает скучно, но это тоже процесс обучения и иногда приходится потерпеть. Все эти простые, казалось бы, вещи помогут ребенку быстрее адаптироваться психологически.
Такую адаптацию еще называют личностной. Она связана с принятием ребенком новой для себя роли школьника. Во время этой адаптации ученику предстоит научиться слушать учителя, соблюдать школьные правила, планировать работу, выстраивать отношения с одноклассниками и педагогами. Успех социальной адаптации во многом зависит от адекватной самооценки ребенка. Считается нормой, если самооценка у дошкольника слегка завышена, он считает себя самым умным, быстрым, ловким. В школе, когда не все получается, самооценка ребенка немного падает, достигая адекватного уровня.
Адаптация может длиться от нескольких недель до полугода. И весь этот период не проходит одинаково. Специалисты отмечают три основных этапа, разные по длительности и степени стресса.
Считается самым сложным. В этот период организм ребенка работает на максимуме возможностей, мозг постоянно получает и обрабатывает массу новой информации. Ребенок может быть особенно капризным, возможны головные боли и в целом снижение иммунитета. Важно оградить школьника от дополнительного стресса: не нужно вводить новые кружки, заставлять заниматься дополнительно, переписывать все по десять раз без единой помарки. Длится ориентировочный этап около двух-трех недель.
Пограничный этап, когда ребенок постепенно привыкает к новой обстановке, правилам. Не так остро реагирует на новые условия. Но ему все еще тяжело, поэтому не стоит думать, что адаптация пройдена.
Организм привыкает к новому ритму и уже не работает на пределе возможностей. Школьник понимает, как должен действовать в той или иной ситуации, спокойнее реагирует на изменение условий. В этот период все еще нельзя сказать, что ребенок полностью привык, но ему точно становится комфортнее в школе.
Гелена Малгатаева, практикующий психолог:
Для адаптации ребенка к школе мало уметь читать и писать. Это известно давно. Что важнее?
Во-первых, бытовая самостоятельность – умение одеваться (завязывать шнурки, застегивать мелкие пуговицы и так далее), соблюдать гигиену (хорошо мыть руки, вытирать попу), вставать по будильнику, собирать свои вещи по списку (можно потренироваться на кружках), следовать инструкциям.
Во-вторых, умение знакомится и дружить с другими детьми. В-третьих, умение выдерживать скуку.
Совет для родителей: отделить свою самооценку от успехов ребенка. Школа – это не суд, где оценивают вас как родителя. Ребенок – это отдельный человек. И его успехи или неуспехи в школе ничего не говорят о вас как о человеке. При необходимости проработайте свои страхи, связанные со школой, у психолога, чтобы не передавать их своим детям.
Как можно облегчить адаптацию ребенка:
Отвечает Гелена Малгатаева