Если верить статистике, основной государственный экзамен по литературе выбирает лишь 3% школьников. Это испытание не является обязательным, но крайне необходимо тем ребятам, которые планируют связать свою жизнь с филологией.
Низкая востребованность экзамена в первую очередь объясняется тем, что в заданиях ОГЭ по литературе нет возможности дать краткий ответ одной буквой, цифрой или их последовательностью. Испытание составлено таким образом, что каждое задание предусматривает анализ и аргументирование ответа. В то же время такой формат экзамена позволяет школьнику определить позицию по отношению к автору и выразить исключительно свое мнение.
На выполнение заданий ОГЭ по литературе в 2024 году отводится 3 часа 55 минут, и это самый продолжительный из всех экзаменов, несмотря на сравнительно небольшое количество заданий. Школьник может выбрать вариант задания, которое будет выполнять, среди нескольких представленных. Максимальное количество баллов за этот экзамен – 42.
Приносить какие-либо материалы на экзамен запрещено. Но школьники могут пользоваться предоставленными орфографическими словарями и полными текстами художественных произведений на бумажных или электронных носителях (без доступа к интернету).
Количество часовых поясов в нашей стране и быстрый доступ к сети создали некоторые трудности разработчикам заданий для ОГЭ. Из-за опасений, что ответы для списывания появятся в интернете, как только школьники покинут аудитории, каждый год специалисты готовят отдельные пакеты экзаменационных вариантов для каждого часового пояса. При этом задания формируются таким образом, чтобы по максимуму соответствовать установленным образовательным стандартам, спецификации по предмету и программе, освоенной выпускниками 9-х классов.
С примерными заданиями для ОГЭ можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Каждый год Федеральный институт педагогических измерений публикует демонстрационную версию экзамена, чтобы школьники могли увидеть типовые задания по литературе и обратить внимание на вопросы, вызывающие трудности.
В 2024 году ОГЭ по литературе состоит из нескольких заданий:
I часть – 4 задания, из которых 3 по 2 варианта вопроса на выбор;
II часть – сочинение на одну из пяти предложенных тем.
Школьнику предлагается выполнить 5 обязательных вопросов – только одно из каждого задания. Отвечать на все вопросы не нужно, так как проверяться все равно будет один.
Все вопросы первой части требуют развернутого ответа и нацеливают экзаменуемых на анализ художественного произведения, углубленную работу с текстом, аргументацию своей точки зрения о проблемных сторонах материала. Такой формат ответа, в отличие от тестовой формы, позволяет определить уровень освоение школьной программы по литературе.
В задании №1 (1.1/1.2) и №2 (2.1/2.2) школьник должен на основе представленного текста связно ответить на вопрос, аргументировав свою позицию, и, выбрав другой фрагмент, проанализировать его в соответствии с заданием.
Чтобы понять, чем различаются эти задания, рассмотрим вариант вопросов на примере произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачеву или Гриневу?
2.2. Выберите другой фрагмент романа, в котором Гринев попадает в ситуацию выбора. Проанализируйте его поведение в сложившейся ситуации.
В первую очередь стоит обратить внимание на то, что в задании 1.1 уже представлен вариант ответа. Необходимо лишь определить верный ответ, аргументировав при этом выбор. Свою позицию также нужно подкрепить цитатой из произведения.
В задании 2.2 на основе уже другого фрагмента предлагается проанализировать представленные в тексте факты и на основе этого дать собственную оценку ситуации. При этом важно не вдаваться в пересказывание материала.
Задание №3 (3.1 / 3.2) направлено на размышление и анализ представленного стихотворения, басни или баллады.
В задании №4 выпускнику необходимо сопоставить представленное ранее в задании №3 произведение с другим предложенным, аргументируя свою позицию.
Подробный перечень авторов и произведений, по которым формируются вопросы в ОГЭ, есть на сайте ФИПИ – это около 40 авторов различных периодов в истории литературы. Список достаточно обширный, поэтому подготовку лучше начать за год до предполагаемой даты экзамена.
Задание №5 – сочинение на одну из выбранных тем объемом не менее 200 слов. Важно проанализировать представленный материал, аргументировать каждое свое суждение, использовать литературные понятия, следовать композиции в ответе и логичности изложения информации. Кроме того, рассуждение должно содержать персональное видение произведения, не искажая при этом позиции автора.
В отличие от перечня авторов и произведений, возможных вариантов тем сочинений в открытом доступе нет.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) каждый год обновляет проекты документов, устанавливающих нормы КИМ. На 2024 год для ОГЭ по литературе определены следующие требования для ответов:
1. Грамотное изложение мыслей и следование речевым нормам.
2. Аргументация посредством использования литературных произведений.
3. Соответствие ответа заданию.
4. Отсутствие лексических и грамматических ошибок.
5. Разборчивый почерк.
За успешное выполнение первых четырех пунктов школьник может получить в сумме 6 баллов за задания №1-3.
Рекомендуемый объем ответа на задания №1-3 – 3-5 предложений. Но это указание скорее условное и не влияет на количество баллов, если мысль изложена грамотно и соответствует вопросу.
Для ответа на задание №4 рекомендуется формулировать в 5-8 предложений. Чтобы набрать максимальное количество баллов в данном упражнении необходимо:
а. обоснованно сопоставить произведения,
б. исключить лексические и речевые ошибки,
в. позиция автора не искажена, аргументированы все ключевые для анализа образы, темы и детали.
Что касается задания № 5, то здесь акцент кроме содержательной части делается и на объем. Минимальное количество слов – 150 с учетом служебных частей речи. В ином случае работу автоматически оценивают в 0 баллов. Стоит отметить, что объем сочинения не влияет на предельно допустимое количество ошибок каждого из уровней.
Для получения максимального количества баллов (16), требуется отсылка к двум лирическим произведениям. Если школьник опирается только на одно литературное творение, задание не оценится более чем одним баллом даже при отсутствии речевых ошибок. Среди прочих к этому заданию есть и такие требования:
1. Раскрытие темы сочинения.
2. Фактическое отображение мысли автора.
3. Использование в сочинении литературных понятий.
4. Логика и последовательность в изложении собственных мыслей.
5. Отсутствие речевых ошибок.
Каждое из пяти заданий ОГЭ по литературе оценивается определенным количеством баллов, которые в итоге и образуют суммарный первичный балл. В 2024 году максимальный первичный балл – 42.
Актуальная шкала перевода первичных баллов в привычную 5-балльную систему для ОГЭ на этот год по литературе не опубликована. По последним данным на 2022 год таблица баллов выглядела таким образом:
Оценка «5» – 35-42 балла;
Оценка «4» – 26-34 балла;
Оценка «3» – 16-25 баллов;
не сдал – 0-15 баллов.
Минимальный балл для получения аттестата составлял 16.
Для обучения в профильных классах нужно было набрать на ОГЭ по литературе не менее 26 баллов.
За успешное выполнение каждого из упражнений можно получить:
Задания 1-3 – по 6 баллов;
Задание 4 – 8 баллов;
Задание 5 – 16 баллов;
Ксения Фокина, консультант по подготовке к экзаменам по литературе, профессиональный стаж – 5 лет:
– ОГЭ по литературе не похож на остальные предметы, так как там нет тестовой части, все баллы необходимо набрать развернутыми письменными работами. За экзамен учащимся предстоит написать пять сочинений, но на самом деле не все так страшно. Четыре из них небольшие по объему, полноценными сочинениями их назвать сложно, однако каждая работа требует глубокого погружения в вопрос, раскрытия его с нескольких сторон.
Сложности вызывают именно письменные работы. Основной проблемой и ошибкой в работах школьниках отмечу подмену анализа произведения его пересказом. Для качественного ответа на вопрос экзамена необходимо обращаться к теории литературы, включать в ответ анализ содержания, выходя на уровень точки зрения автора.
Сложность подготовки также объясняется структурой экзамена. Готовиться самостоятельно, без учителя или репетитора, достаточно сложно, далеко не каждый ученик может анализировать свои письменные работы сам. Нужен человек, который проверит сочинения, будет выставлять баллы в соответствии с критериями. Как правило, в школах у учителей на это нет много времени. Компетентного в этом вопросе репетитора тоже не очень просто найти, необходимо позаботиться об этом заранее.
Для экзамена по литературе обязательно знание произведений, обозначенных в кодификаторе ФИПИ. Их не очень много, большинство из них небольшие по объему, хотя есть и достаточно объемные произведения, например «Мертвые души» Н. В. Гоголя. В кодификаторе представлены важные произведения из всего курса средней школы, например рассказы Чехова, которые уже были пройдены в 7 классе. Девятикласснику предстоит самостоятельно обратиться к этим произведениям, перечитать, проанализировать в нужном для экзамена направлении. В этом тоже есть определенная сложность. Но я рекомендую за год обучения в 9 классе прочесть все произведения из кодификатора, чтобы на экзамене не получилось сюрприза, если встретится произведение, которое вы читали, но не помните, потому что это было очень давно.
На ОГЭ по литературе проверяются и навыки анализа лирического произведения, стихотворения. По моему опыту преподавания, это может быть достаточно сложно для ученика, некоторые такие произведения даже бывает сложно понять с точки зрения содержания. Научить анализу лирики – еще одна важная вещь, которую должен сделать учитель или репетитор.
Сдающим в следующем году советую уже сейчас скачать кодификатор (его можно найти на сайте fipi.ru), ознакомиться с перечнем произведений и начать читать романы и рассказы в свое удовольствие. К 9 классу вы подойдете с определенным багажом знаний содержания произведений. Этого будет достаточно, к остальному можно приступить в 9 классе. До сентября можно начать вести читательский дневник, включая в него основные сведения о произведениях, героях, важные цитаты.
Подготовку по структуре экзамена необходимо начинать только в 9 классе, не раньше, иначе велика вероятность выгорания. Учебного года хватает для подготовки к ОГЭ по литературе с головой, главное – грамотно распределить время и не забрасывать письменные работы, создавать их регулярно. Своим ученикам я задаю около пяти работ в неделю.