ОГЭ по истории в 2025 году

Полезные советы

Семен Пешкин
Автор КП

Общая информация

Девятиклассники в конце учебного года сдают Основной государственный экзамен, или ОГЭ. Точнее, четыре экзамена: два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору. История входит в число предметов, которые школьники могут выбрать для итоговой аттестации.

ОГЭ по истории в 2025 году длится ровно 3 часа. С собой школьнику нужно взять две черные гелевые ручки – одну про запас. Шариковые ручки не подойдут, потому что компьютер может просто не распознать такую работу. На экзамен нельзя брать с собой какие-либо вспомогательные материалы.

Варианты

Ежегодно варианты заданий ОГЭ по истории составляют таким образом, чтобы у школьников шансов списать друг у друга было все меньше. Во-первых, вариантов очень много. Во-вторых, их делят либо по часовым поясам, либо по регионам.

На сайте ФИПИ есть демонстрационный вариант ОГЭ по истории 2025 года – в нем представлены конкретные примеры заданий. В конце варианта есть ответы вместе с кратким объяснением, какими критериями оценивания пользуются эксперты.

Задания

В ОГЭ по истории 2025 года всего 24 задания. Недавно в КИМах появились три дополнительных вопроса о мировой истории. Например, могут быть вопросы об основателе протестантизма – Мартине Лютере. Или о Столетней войне. Поэтому ребята должны знать мировых исторических деятелей и разбираться в истории зарубежных стран.

Все задания делятся на две части. Первая часть – это задания с кратким ответом, их всего 17. Приведем пример такого задания. Представлены карта походов князя Святослава и небольшой текст о них. Но в тексте и на карте специально пропущено имя князя – школьнику нужно вписать его в бланк.

Вторая часть ОГЭ по истории – это 7 заданий повышенного уровня сложности с развернутыми ответами, которые нужно вносить в специальный бланк. Приведем пример задания. Дается небольшой текст о нашествии хана Батыя на Рязань без дат и других подробностей. По этому тексту школьнику нужно ответить на три вопроса без вариантов ответа:

1. В каком веке было нашествие?
2. Представителем какого народа был завоеватель города?
3. Почему русские не смогли сопротивляться завоевателям?

Критерии оценивания по ФИПИ

Первую часть заданий с краткими ответами проверяет и оценивает компьютер. Вторую часть заданий с развернутыми ответами проверяют эксперты. Баллы выставляются за каждое выполненное задание при соответствии ответа определенным критериям. Например, помимо точности проверяют еще полноту ответа. Так, если в задании нужно ответить развернуто на три вопроса, эксперты оценивают не только правильность ответов, но и то, на все ли вопросы даны ответы.

Баллы

За первую часть заданий девятиклассник может получить максимум 21 первичный балл. Какие-то задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, какие-то – в 2 балла. Например, школьнику нужно соотнести события и даты. Если он правильно подберет даты ко всем трем событиям, он получит 2 балла. Если ошибется с одним событием, получит уже 1 балл. За две ошибки будет 0 баллов.

За вторую часть заданий можно получить максимум 16 первичных баллов. За каждое из заданий начисляют до 3 баллов. Например, девятикласснику нужно найти в тексте две ошибки и исправить их. Если он указывает эти две ошибки и правильно подбирает исправления, то получает 3 балла. Если исправляет только одну ошибку, получает уже 2 балла. Если только указаны ошибки, но не даны исправлений, будет 1 балл.

В 2025 году максимальный первичный балл ОГЭ по истории – 37. Первичные баллы переводят в пятибалльную систему.

0–10 – оценка «2»;
11–20 – оценка «3»;
21–29 – оценка «4»;
30–37 – оценка «5».

Выпускнику нужно набрать минимум 10 баллов. В классы с историческим профилем берут, как правило, только тех, кто получил не менее 21 балла за экзамен.

Мнения экспертов

Владислав Рычков, преподаватель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок», педагог первой квалификационной категории:

— В целом ОГЭ по истории ориентирован на Историко-культурный стандарт, который содержит примерно 1500 дат и столько же персоналий. Так как запомнить такое количество информации сложно, мы рекомендуем придерживаться следующих правил при подготовке к экзамену по истории.

1. Составьте краткий конспект по основным историческим периодам – Древность-Средневековье-Новое время по принципу даты-события-люди-факты.

2. Как можно чаще решайте тесты формата ОГЭ на сайте ФИПИ. Их можно найти в открытом банке заданий.

3. Создавайте ассоциации с выбранными датами и именами.

4. Составляйте короткие рассказы с историческими терминами.

5. Смотрите художественные и документальные исторические фильмы.

6. Обязательно занимайтесь тайм-менеджментом. Напишите по дням и часам список изучаемых тем и каждый раз ставьте себе галочку за каждый пункт выполненного плана.

Динара Сабитова, выпускница исторического факультета МГУ, репетитор по истории, педагогический стаж – 3 года:

— По нашим наблюдениям, чаще всего ученики допускают ошибки в заданиях с картами и в заданиях с развернутыми ответами. Что касается карт, здесь проблема в том, что не все грамотно себе представляют ход событий, их последовательность. Конечно же, история очень плотно связана с географией, не понимать, в какой части света и с кем воевали, просто недопустимо, поэтому надо более внимательно изучать названия, прилегающие местности и так далее.

К сожалению, многие люди считают, что знание истории заключается лишь в заучивании дат и имен руководителей страны наизусть, однако это в корне неправильный подход. Историю той или иной страны нужно изучать по причинно-следственным связям, то есть понимать, почему территория страны расширялась в определенном направлении, либо без труда уметь объяснить, почему началась та или иная война, знать все факторы, повлекшие за собой какое-либо событие и другое. Помнить даты нужно, это необходимость, тем более что большинство вопросов направлено на понимание хронологии. Но все же само главное – это понимание линейных процессов, сопоставление причин и следствий.

Если учесть вышеизложенное, то можно сделать вывод, что труднее всего ученикам даются задания с развернутыми ответами, так как зачастую они не могут составить складный связный ответ из-за непонимания логики процесса.

КП
Реклама О проекте