ВПР в 8 классе в 2024 году

Полезные советы

Елена Провозен
Руководитель отдела исследований и разработок образовательной компании MAXIMUM Education

Варианты заданий (демоверсии)

Напомним, что в 2024 году восьмиклассники пишут ВПР по четырем предметам. Обязательная для всех школ страны программа — это проверочные по русскому языку и математике. Две другие дисциплины можно выбрать. Правда, не самим ученикам, в зависимости от их интересов и склонностей, а ответственным лицами из Федерального института оценки качества образования. Даже классы в одной параллели пишут разные варианты ВПР и по разным дополнительным предметам. Каждая школа устанавливает свой график проведения работ, а «федералы» уже присылают конкретные варианты для конкретных классов. И никто не знает, какой именно дополнительный предмет кому выпадет. Ведь выбор этот делается как в лотерее — случайным образом из утвержденного списка.
По каждому предмету есть тренировочные варианты, так называемые демоверсии (или образцы). Найти их можно и в специальных решебниках, и в интернете — скачивай на здоровье и выполняй задания. Кроме прочих, педагоги советуют сайт Федеральной системы оценки качества образования. Здесь вы найдете по два варианта образцов с заданиями по каждому предмету. Предполагаемое время выполнения тренировочных работ по разным предметам варьируется от 45 до 90 минут, поскольку по количеству заданий ВПР друг от друга отличаются. Скажем, в работе по математике их 19, по русскому — 17, 11 из которых относятся к приведенному в работе тексту. В проверочных по истории и биологии по 13 заданий (4 из них повышенного уровня сложности, а в ВПР истории еще одно — высокого), по географии — 8 (одно — сложное). В ВПР по обществознанию 10 заданий (одно усложненное), по химии — 9 (3 повышенной сложности) и по физике — 11.
Составители ВПР, подбирая вопросы, стараются выстраивать их по принципу каскадности: от простого к сложному. Но в демоверсиях могут быть сюрпризы. В некоторых вариантах этот принцип может прослеживаться, а в некоторых — нет. То есть может быть такое, что один вариант тренировочной работы будет вполне доступным и простым, а второй, наоборот — очень трудным. Даже формулировки заданий по сложности и нагромождению фраз могут отличаться. Поэтому рассчитывать на то, что на ВПР попадутся задания, полностью идентичные тем, что были в демоверсиях, восьмиклассникам не стоит. А стоит систематически тренироваться, чтобы выявить пробелы в знаниях и «залатать» их.

Подготовка

Даже если ученик, как говорится, идет в ногу с учебной программой и старательно штудирует демоверсии, без прицельной подготовки к Всероссийской проверочной как таковой получить высокий балл на тестировании непросто. Уж очень много в ней может быть неожиданностей. Часто школьники не могут правильно понять задание и путаются в сложных формулировках, даже если материал им знаком. Именно поэтому во многих школах для подготовки к ВПР выделяют дополнительные часы, хотя те и не предусмотрены учебной программой. Учителя знакомят ребят с примерами работ и учат правильно понимать и трактовать особые формулировки.

Дома же восьмикласснику нужно не только выполнять задания из демоверсий, но и оттачивать, образно говоря, технику использования полученных в средней школе знаний: повторять исторические даты, основные понятия и названия, формулы, тренироваться в различных видах разбора слов и предложений — фонетическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, лексическом. Ведь суть ВПР в том, чтобы проверить максимум навыков, приобретенных школьником за время учебы. Кстати, в сети есть специальная платформа для быстрого их формирования. Называется skills4u.ru. Ее можно назвать неким тренажером, на котором можно выполнять отдельные упражнения по всем предметам на темы, в которых есть пробелы.

Критерии оценивания

За ВПР ученики получают баллы, которые конвертируются в оценки. Какому количеству баллов какая отметка соответствует, можно найти в демоверсиях по каждому предмету. Единой шкалы и системы оценки нет. Например, за ВПР по русскому языку в 8 классе максимально можно набрать 51 балл, по математике и обществознанию — 25, «потолок» по истории — 24 балла, по географии — 40, максимум за работу по биологии и химии можно набрать 36 баллов, а по физике — 18. Пропорция понятна: чем больше баллов, тем выше оценка. Но нужно понимать, что итоги ВПР учитываются при аттестации школы, поэтому учебные заведения заинтересованы в завышении своих показателей. Так что объективной картины, к сожалению, Всероссийских проверочных часто не дают.

Мнение эксперта

Так как результаты ВПР для школьников не страшны, работы пишут далеко не все ребята. Никто не хочет испытывать лишний стресс. При этом если ребенок не явится на ВПР, ничего не будет. Заставить писать его заново нельзя, переписывать тоже. К тому же результаты ВПР не влияют на итоговые оценки, а имеют значение только в рамках статистики Рособрнадзора. Добавим то, что варианты работ в 8 классе отличаются по сложности и что на выполнение заданий, в общем-то, дается не очень много времени, и можно сделать вывод, что ВПР на высокий балл способны написать в основном сильные ученики. Слабые остаются не у дел, у них попросту нет мотивации. Хотя изначально, когда ВПР только вводились, идея была именно в проверке уровня знаний среднего ученика. Что же можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Во-первых, результаты должны быть анонимны (при нынешнем «невлиянии» ВПР ни на что). Если они все же остаются адресными и поименными, тогда необходимо вписать Всероссийские проверочные в школьную систему проверки знаний, переработать программу с учетом часов на подготовку. Кроме того, стоит унифицировать структуру и сложность работ, разработать единую систему баллов. Все-таки это проверка некоего среднего ученика.

КП
Реклама О проекте