На написание проверочной работы по основным предметам – математике и русскому – в 2025 году отводится разное количество времени. На ВПР по русскому языку – 45 минут, по математике – 90 минут.
В предметах по выбору количество времени варьируется в зависимости от дисциплины. Так, к примеру, на написание работы по биологии у ученика есть только 45 минут, а по географии – 90.
Повторение вариантов работ исключено. Для каждой школы задания формируются индивидуально. Информация о распределении предметов на основе случайного выбора предоставляется школе за неделю до написания работ. А контрольные измерительные материалы, то есть те самые варианты заданий, учебное заведение получает накануне проверочной.
ВПР проверяет то, как ученик усвоил школьную программу. Результат проверочной не имеет такого значения как, например, ЕГЭ, однако к нему важно готовиться.
В работе по математике проверяется знание основных математических понятий, владение навыками вычислений обыкновенных и десятичных дробей, рациональных чисел. Нужно уметь решать задачи на логику, текстовые задачи на проценты. Важно показать также умение владеть понятиями из геометрии.
ВПР по русскому предполагает умение анализировать звуковой и буквенный состав слова, проверяет знание частей речи и грамматических норм языка.
ВПР по другим предметам также проверяют освоение учеником информации по различным тематическим блокам. Например, проверочная работа по истории включает в себя вопросы не только про исторические термины и ключевые фигуры в истории России и зарубежья, но и на понимание причинно-следственных связей и умение работать с историческими картами.
Для подготовки к ВПР оптимальным вариантом будет использовать официальные демоверсии, которые можно найти на сайте Федерального института оценки качества образования. Кроме того, в интернете есть много онлайн-тренажеров, которые можно использовать при подготовке. Однако важно помнить, что они могут быть не похожи на задания, представленные в официальных пробных вариантах. Их лучше использовать для закрепления материала, а затем уже решать демоверсии.
Проверка работ проходит непосредственно в день ее написания в самой школе. Оценкой работ и выставлением результатов занимаются учителя.
Критерии оценивания зависят от предмета. Общим для всех проверочных работ является метод оценивания – за верное выполнение каждого задания ставится определенное количество баллов. Их можно перевести в школьные оценки. В зависимости от предмета набранное количество баллов будет соответствовать той или иной оценке. Например, 17 баллов по истории соответствует «пятёрке», но если ученик напишет на тот же балл русский, то его оценка за эту работу будет «четыре», так как на «отлично» по русскому нужно набрать миниум 21 балл.
Эксперты подчеркивают, что, какой бы ни была оценка за ВПР, она не выставляется в журнал, не влияет на итоговую отметку по предмету и тем более не препятствует переходу школьника в следующий класс.
До 2015 года в школах проводились контрольные работы. В этих итоговых работах вопросы зависели от того, как ученики успели усвоить материал в школе за учебный год. Введение ВПР привело к появлению общепринятого стандарта итоговой контрольной.
На мой взгляд, задания в данной работе рассчитаны на ученика среднего уровня подготовки. Таким образом, они вызывают недоумение сильных ребят, которым кажутся слишком простыми, и растерянность тех учеников, которым нужна более глубокая проработка каждой темы.
Что вызывает затруднение у учеников, которых я готовлю к ВПР по математике? Алгоритмы решений и логические рассуждения, которые нужно продемонстрировать в заданиях. Ребята испытывают стресс, готовясь к проверочной работе, а вместе с ними стресс испытывают и их родители.
ВПР требует отдельного разбора заданий по некоторым темам, применение интересных и простых способов решений. После объяснения подхода к решению задачи часто слышу вопрос: «Это и правда так просто решается?». Вместо разборов заданий на развитие логики, примеров из жизни, которые бы могли заинтересовать учеников своей практичностью, ребята постоянно решают типовые задания.
Возможно, стоит вернуть проверку знаний, предполагающую написание итоговых контрольных работ, составленных педагогом-предметником, ориентированных не на общий стандарт, а на конкретно взятый класс.