ВПР в 5 классе в 2025 году

Полезные советы

Ксения Шаранкевич
Педагог МБОУ «Сакская гимназия имени Героя Советского Союза Г. Д. Завгороднего»

Варианты заданий (демоверсии)

Согласно опубликованным данным о ВПР для 5 класса 2025 года, по каждому предмету составлено 10 комплектов заданий, в каждом из которых по два варианта.

ВПР по русскому языку по своей сути содержит 5 заданий. В первом ученикам необходимо переписать текст, вставляя в пробелы необходимые буквы и знаки препинания. Второе задание предполагает разборы предложений (фонетический, морфологический, синтаксический). В третьем надо понять и объяснить значение фразы и текста. Четвертое направлено на распознавание слова из текста по указанному лексическому значению и подбор антонима к нему. В последнем задании нужно правильно раставить ударения в предложенных словах.

В 2025 году в ВПР по математике предусмотрено 17 заданий: 14 базового уровня и 3 повышенного. Работа проверяет знание таких тем, как "Натуральные числа и нуль", "Дроби". Также учеников ждут текстовые задачи и задания на наглядную геометерию.

Знание истории в 5 классе проверяют по 8 пунктам. Первое задание предполагает работу с лентой времени, второе - с контурной картой. Ответом к каждому из заданий 3 и 4 является последовательность цифр или буква. Задания 5–8 предполагают развернутый ответ. Кстати, последнее задание касается памяти народа России о Великой Отечественной войне.

Каждый вариант ВПР по биологии содержит 19 заданий, в некоторых есть подпункты. К примеру, в первом задании ребятам предстоит подписать изображение, найти у фото общий признак и характеристику, выпадающую из общего ряда. Следующие задания не менее интересные, одно из них – на знание устройства микроскопа.

Вся информация уже есть в демоверсиях, ими рекомендуют пользоваться при подготовке.

Подготовка

Многие родители считают, что подготовка к ВПР не нужна – оценка же не играет значимой роли. Пусть дети напишут работу, а потом станет ясно, над какими пробелами в знаниях предстоит работать еще. Педагоги, напротив, советуют повторять пройденные темы.

В русском надо освежить знания по распознаванию типов текста и частей речи, употреблению знаков препинания и постановки ударения. Очень важно, чтобы ученик мог быстро и грамотно формулировать письменные ответы, над этим тоже стоит поработать.

Чтобы хорошо написать математику, советуют повторить дроби, натуральные числа, процентное отношение чисел. Кроме этого, надо тренироваться решать задачи на работу и движение, вспомнить, что такое скорость объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки. Уметь вычислять расстояние на местности.

Биология требует повторения разнообразных вопросов: о клеточном строении организмов, их многообразии и среде обитания. Не лишним будет вспомнить темы, касающиеся жизнедеятельности растений и животных.

По истории объем повторения побольше. Необходимо вспомнить темы Древнего Востока и Античного мира. Применять знания придется в формировании ответов и работе с контурной картой, при составлении рассказа. В частности, ученику надо продемонстрировать умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

Критерии оценивания

Проверяют педагоги такие работы, руководствуясь определенной шкалой начисления баллов. Возьмем, к примеру, русский язык. За всю работу, если она выполнена без ошибок, можно получить 24 балла. За первое задание, которое оценивается по трем критериям, начисляют максимум 9 баллов, столько же и за второе. Ответы на остальные 2 задания добавляют еще по 2 балла за каждое.

Примечательно, что каждому предмету определены индивидуальные критерии оценивания. Они довольно подробно описаны в содержании к ВПР 2025 года. Важно понимать, что их результат для школьника – формальный. Итоги оглашают максимум через неделю. При этом лишь в некоторых учебных заведениях их выставляют в журнал в качестве оценок за диктант и обычные контрольные работы. Влиять на итоговые отметки они не должны.

Мнение эксперта

ВПР. Эти слова в последнее время на устах у детей, родителей и преподавателей. Надо ли проводить такого рода проверки? С одной стороны, да. Есть у ВПР явный положительный аспект: в конце года такой срез определяет уровень знаний учеников. Дети выполняют разноуровневые задания с элементами логических цепочек, развивают кругозор, таким образом, готовятся к ОГЭ в 9 классе. Но в ВПР есть и много отрицательных компонентов.

Во-первых, количество работ. В 5 классе – 7 ВПР! Это колоссальная физическая и психологическая нагрузка на учеников. Дети физически не готовы – у них нарушается зрение, появляется нервозность. Учителя, откровенно говоря, тоже не в восторге. Особенно в школах, где один предметник (биолог, географ), который должен проверить в итоге около 1000-2000 листов. При этом данный вид работы отвлекает от основного процесса – проведения уроков, классного руководства и других проверок. Администрациям школ также достается. В их обязанностях – подготовка работ и классных комнат, сведение итоговых ведомостей, составление анализа работы. И это огромная нагрузка на всех в конце года.

Есть и вторая проблема. В субъектах РФ у каждого региона своя программа и учебники. Например, в 5 классе по математике включены задания по темам, которые будут проходить в конце года или в 6 классе, а учащиеся должны написать ВПР в апреле. Вопрос: что покажет ВПР?

В-третьих, надо учитывать и возможности современных технологий. В социальных сетях накануне проведения ВПР выкладываются ответы, чтобы ученики могли списать, не готовясь к работе. Как обычно, происходит утечка информации, и руководители об этом знают.

На мой взгляд, если оставаться в системе ВПР, то надо оставить всего по два проверяемых предмета. Также необходимо привести материал в учебниках России к единой системе, на базе которой и разрабатывались бы задания.

КП
Реклама О проекте