Теперь о конкретике. Согласно опубликованным данным о ВПР для 5 класса 2024 года, по каждому предмету составлено 10 комплектов заданий, в каждом из которых по два варианта. ВПР по русскому языку по своей сути содержит 12 пунктов. В первом ученикам необходимо переписать текст, вставляя в пробелы необходимые буквы и знаки препинания. Второе задание предполагает разборы предложений (фонетический, синтаксический, морфемный и прочие). В третьем и четвертом надо правильно поставить ударение в словах и определить часть речи. Следующие задания – работа с предложениями, в которых надо выделить прямую речь, расставить знаки препинания, составить схему. В Заданиях 8-12 необходимо выполнять после изучения отрывка из нового текста. Пятиклассникам необходимо будет своими словами описать основную мысль текста, определить тип речи в некоторых предложениях, найти слова в определенном значении и выписать антонимы.
В 2024 году в ВПР по математике предусмотрено всего два варианта, в каждом из которых 14 пунктов для выполнения. В первых заданиях школьникам необходимо найти остаток от деления, записать число в виде дроби, выбрать наибольшее из чисел. В следующих – решать задачи (на движение, проценты, работу и другие). Остальные задания посложнее: на нахождение арифметического выражения с натуральными числами, на знание геометрических фигур и решение логических задач.
Знание истории в 5 классе проверяют по 8 пунктам. В первой части ВПР даны задания по истории Древнего мира, во второй – родного края. Вначале приведены задания на соответствие иллюстрации и страны, на знание терминологии и фактов определенного периода. Школьники также должны будут написать рассказ на заданную историческую тему, показать знания при работе с картой, а также ответить на ряд вопросов по краеведческой тематике.
Каждый из двух вариантов ВПР по биологии содержит по 10 вопросов, в некоторых есть подпункты. К примеру, в первом задании ребятам предстоит подписать изображение, найти у фото общий признак и характеристику, выпадающую из общего ряда. Следующие задания не менее интересные, одно из них в варианте – на знание устройства микроскопа. Ребятам, кроме этого, предстоит составить паспорт животного, поработать с диаграммой и текстом, чтобы ответить на ряд вопросов.
Вся информация уже есть в демоверсиях, ими рекомендуют пользоваться при подготовке. Помимо этого, новые варианты ВПР 2024 года, а также вопросы с ответами можно найти на сайте vprklass.ru.
Многие родители считают, что подготовка к ВПР не нужна – оценка же не играет значимой роли. Пусть дети напишут работу, а потом станет ясно, над какими пробелами в знаниях предстоит работать еще. Педагоги, напротив, советуют повторять пройденные темы.
В русском надо освежить знания по распознаванию типов текста и частей речи, употреблению знаков препинания и постановки ударения. Очень важно, чтобы ученик мог быстро и грамотно формулировать письменные ответы, над этим тоже стоит поработать.
Чтобы хорошо написать математику, советуют повторить дроби, натуральные числа, процентное отношение чисел. Кроме этого, надо тренироваться решать задачи на работу и движение, вспомнить, что такое скорость объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки. Уметь вычислять расстояние на местности.
Биология требует повторения разнообразных вопросов: о клеточном строении организмов, их многообразии и среде обитания. Не лишним будет вспомнить темы, касающиеся жизнедеятельности растений и животных.
По истории объем повторения побольше. Необходимо вспомнить темы Древнего Востока и Античного мира. Применять знания придется в формировании ответов и работе с контурной картой, при составлении рассказа. В частности, ученику надо продемонстрировать умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
Проверяют педагоги такие работы, руководствуясь определенной шкалой начисления баллов. Возьмем, к примеру, русский язык. За всю работу, если она выполнена без ошибок, можно получить 45 баллов. За первое задание, которое оценивается по трем критериям, начисляют максимум 9 баллов, за второе – до 12. Ответы на следующие пункты добавляют по 2 и 5 баллов за каждый. За ответы на последние задания №10-12 начисляют по 1 баллу. При переводе на язык привычных оценок это выглядит так: «двойка» – 0-17, «тройка» – 18-28, «четыре» – 29-38, «пять» – 39-45 первичных баллов.
Примечательно, что каждому предмету определены индивидуальные критерии оценивания. Они довольно подробно описаны в содержании к ВПР 2024 года. Важно понимать, что их результат для школьника – формальный. Итоги оглашают максимум через неделю. При этом лишь в некоторых учебных заведениях их выставляют в журнал в качестве оценок за диктант и обычные контрольные работы. Влиять на итоговые отметки они не должны.
ВПР. Эти слова в последнее время на устах у детей, родителей и преподавателей. Надо ли проводить такого рода проверки? С одной стороны, да. Есть у ВПР явный положительный аспект: в конце года такой срез определяет уровень знаний учеников. Дети выполняют разноуровневые задания с элементами логических цепочек, развивают кругозор, таким образом, готовятся к ОГЭ в 9 классе. Но в ВПР есть и много отрицательных компонентов.
Во-первых, количество. В 5 классе – 4 ВПР, а в 7 классе – 8 ВПР! Это колоссальная физическая и психологическая нагрузка на учеников, которые пишут по каждому предмету от 5 до 10 листов. Дети физически не готовы – у них нарушается зрение, появляется нервозность. Учителя, откровенно говоря, тоже не в восторге. Особенно в школах, где один предметник (биолог, географ), который должен проверить в итоге около 1000-2000 листов. При этом данный вид работы на территории Республики Крым не оплачивается, отвлекает от основного процесса – проведения уроков, классного руководства и других проверок. Администрациям школ также достается. В их обязанностях – подготовка работ и классных комнат, сведение итоговых ведомостей, составление анализа работы. И это огромная нагрузка на всех в конце года.
Есть и вторая проблема. В субъектах РФ у каждого региона своя программа и учебники. Например, в 5 классе по математике включены задания по темам, которые будут проходить в конце года или в 6 классе, а учащиеся должны написать ВПР в апреле. Вопрос: что покажет ВПР?
В-третьих, надо учитывать и возможности современных технологий. В социальных сетях накануне проведения ВПР выкладываются ответы, чтобы ученики могли списать, не готовясь к работе. Как обычно, происходит утечка информации, и руководители об этом знают.
На мой взгляд, если оставаться в системе ВПР, то надо оставить всего по два проверяемых предмета. Также необходимо привести материал в учебниках России к единой системе, на базе которой ФИПИ разрабатывало бы задания. Необходимо отменить ВПР в 11 классах, так как выпускники готовятся к ЕГЭ, а в 10 классах, наоборот, – поставить, чтобы они приобретали навыки работы к будущему ЕГЭ. Хотелось бы, чтоб нас услышал Рособрнадзор и откорректировал структуру ВПР с практикующими учителями.