С 2025 года ВПР в 11 классе отменены.
До 2025 года, согласно Методическим рекомендациям по проведению ВПР, решение об участии 11-классников в проверочной работе каждая школа принимала самостоятельно. Если ученик сдавал ЕГЭ по предмету ВПР, он мог сам выбрать, писать работу или нет.
до 2025 года варианты работы по каждому предмету формировались автоматически индивидуально для каждой школы из банка оценочных средств ВПР и затем распределялись среди параллели.
Каждая проверочная работа включала в себя задания базового и повышенного уровней сложности. Во время написания ВПР можно было использовать черновик, кроме ВПР по иностранному языку, а также дополнительные материалы. Например, для работы по биологии был разрешен калькулятор, по физике – линейка и калькулятор, по географии – атласы, а на ВПР по химии можно было использовать таблицу Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов и непрограммируемый калькулятор.
Подготовка к ВПР в любом классе и по любому предмету должна состоять из двух частей. Во-первых, стоит повторить пройденный материал. Итоговая проверочная работа рассчитана на проверку базовых знаний по предмету. Поэтому нужно повторить лишь основную информацию. В этом поможет школьный учебник, краткие справочники и таблицы. Кроме того, школьные учителя нередко сами меняют учебный план, чтобы включить в уроки подготовку к ВПР.
Особое внимание уделите тем темам, которые вызывают больше трудностей. Основную информацию можно выписать или подчеркнуть в учебном пособии. Так вы сможете запомнить материал с помощью зрительной памяти.
Второй этап подготовки к ВПР – это тренировка. Нужно научиться успевать решать задания за отведенное на работу время. Не лишним будет и знакомство со структурой ВПР. Это поможет не растеряться во время работы. Все демоверсии и пробные варианты, с помощью которых можно ознакомиться с объемом и форматом работ, есть в открытом доступе.
До 2025 года ВПР состояла из заданий с кратким и развернутым ответом. Задания с кратким ответом оценивались 1 баллом. Задания с развернутым ответом оценивались по критериям – насколько ответ соответствует установленным критериям: полнота, логика, последовательность, применение знаний и навыков и так далее. Ознакомиться с критериями оценивания по каждой ВПР можно было в демоверсии работы.
За каждое задание ВПР по разным предметам можно было набрать от 1 до 3 баллов. Исключение составляла ВПР по иностранному языку. Здесь за каждое задание можно было получить максимум от 3 до 7 баллов. Максимальный балл, который можно получить за ВПР, зависит от количества заданий и структуры работы.
Анастасия Чистякова, старший методист по химии и биологии Домашней школы «ИнтернетУрок»:
У ВПР есть свои отрицательные стороны. Самое первое – это стресс, который возникает из-за боязни не справиться с работой и не получить за нее свою оценку по предмету, не оправдать ожиданий учителя или свои собственные надежды. Второй недостаток – это то, что ВПР не является заменой контрольных, а только повышает количество проверочных работ и давление на детей.
В-третьих, для ВПР не отведено отдельных часов, из-за чего учителям приходится отменять текущие уроки. Как следствие, страдает программа, ведь возможности наверстать упущенное нет. В-четвертых, задания построены по «олимпиадному» алгоритму, который малопригоден для рубежного контроля. И в-пятых, многие учителя, которые проводят анализ заданий ВПР по разным предметам, говорят о неточности формулировок заданий, из-за чего невозможно дать однозначного правильного ответа, в некоторых заданиях встречаются ошибки.
Но ВПР – это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь уровень знаний по многим дисциплинам толком не проверяют. И проверочные работы направлены на то, чтобы эту проблему решить.
Говоря о преимуществах, которые есть у ВПР, следует подчеркнуть следующее:
1. Возможность усовершенствования учебных программ.
2. Проверка успеваемости учеников и возможность понять «слабые места».
3. Отличная репетиция перед будущими экзаменами.