ВПР в 10 классе в 2024 году

Полезные советы

Елена Провозен
Руководитель отдела исследований и разработок образовательной компании MAXIMUM Education

Варианты заданий (демоверсии)

Очевидно, что приблизительно понять, с чем предстоит столкнуться на ВПР в 2024 году, помогут тренировочные варианты. Удобнее всего не искать печатные версии тестовых заданий, а скачать их интернете. Хотя есть одно «но». Если тренировочных заданий для других классов в сети довольно много (в том числе на официальном сайте Федерального института оценки качества образования), то демоверсий Всероссийских проверочных по географии за 10 класс мало. Тем не менее, выполнив их, достичь цели, ради которой, в общем-то, тестовые задания и существуют, можно. Цель эта в том, чтобы ученик прежде всего понял структуру работы, а не полноценное ее содержание.

Что же касается непосредственно заданий, то они – и это отражено в демоверсиях тоже – составляются исключительно на основе школьной программы по географии, но в самой работе разделены по уровню сложности: часть базовые, часть усложненные.

Всего в ВПР по географии 17 заданий. В первом проверяются знания особенностей природы России, во втором, девятом, 15-ом и 16-ом от ученика понадобится оценить те или иные международные социально-экономические явления, в третьем речь идет об отраслях хозяйства нашей страны, а в четвертом нужно продемонстрировать умение выделять признаки географических объектов и явлений. В пятом, 13-ом и 17-ом заданиях нужно дать анализ и оценку разных территорий, а в шестом речь идет о районах России. Тема седьмого задания – различия во времени и чтение карт, восьмого – природные ресурсы, а десятого – географическая специфика отдельных стран. 11-ое задание посвящено численности населения, 12-ое – категориям, помогающим определить качество жизни, 14-ое – тенденциям развития процессов и явлений на основе различных источников.

Поработав с демоверсиями, ученик может понять, в каких географических темах у него пробелы. А после этого повторять их прицельно.

Подготовка

По сути, подготовка к ВПР в 10 классе состоит из повторения школьного курса географии. Ученику достаточно внимательно читать учебник и «пристреливаться» к будущей работе в школе, выполняя тестовые задания. Даже Рособрнадзор ничего эдакого для подготовки к ВПР делать не рекомендует. Как говорит руководитель образовательного ведомства Анзор Музаев, нужно «просто хорошо учиться в школе». И тем не менее повторение – мать учения.

Кроме того, можно заранее примериться к времени, отведенному на проверочную. Опять же с помощью демоверсий. На ВПР по географии в 10 классе отводится 1,5 часа. Но чаще всего, говорят эксперты, этого времени не хватает. Все дело в том, что от варианта к варианту задания распределены неравномерно. Один вариант может состоять из простых заданий, а другой из сложных. Так что тренировка не помешает.

Следует также запомнить, что в ВПР есть задания, выполнение которых может вызвать особые сложности. Это задания открытого типа, в которых ученику нужно написать развернутый ответ на вопрос, проанализировать описанную ситуацию или сопоставить данные. Чтобы такие географическо-аналитические задачки не вызвали во время самой ВПР ступора, готовясь к работе, им нужно уделить особое внимание.

Критерии оценивания

ВПР в 10 классе оценивается так же, как и в любом другом, – по шкале баллов, которые можно интерпретировать в оценку. Максимум за работу можно получить 22 балла. Оценочный эквивалент следующий: для «пятерки» нужно набрать от 18 баллов, для «четверки» – 13-17, на «удовлетворительно» достаточно получить от 7 до 12 баллов, в все, что ниже, – «неуд». Кстати, опыт прошлых лет показывает, что меньше всего высоких баллов десятиклассники получают за задания №11 и 17 – они самые сложные.

Мнение эксперта

Елена Провозен, руководитель отдела исследований и разработок образовательной компании MAXIMUM Education:

– В прошлых учебных годах ученики должны были писать ВПР в 10 классе только по тем предметам, которые они не сдают на ЕГЭ. Странная логика, но так было. Сейчас – только география. Видимо, из-за абсолютной непопулярности данной работы среди учеников старших классов.

По задумке Рособрнадзора, ВПР должны проверять реальный уровень знаний школьников по разным предметам. Но на деле оказывается все гораздо сложнее. Из-за необязательности и не анонимности для педагогов работ реальных данных о качестве школьных знаний Рособрнадзор не получает.

Идея проведения ВПР вполне неплохая и может действительно показывать объективную картину. Но на данный момент есть большое количество недоработок как в организации, так и в самих работах. Во-первых, эти проверочные не анонимны для администрации школы, поэтому участникам хочется получить хорошую оценку. А значит, надо «порешать задачки», «набить руку», «позаниматься дополнительно». Школе тоже надо подготовиться: выделить время, классы, учителей. Поэтому получается, что школы и ученики тратят свои ресурсы на подготовку, хотя изначально идея была не в этом. Это не ОГЭ или ЕГЭ.
Во-вторых, нет баланса по сложности работ. Сами варианты очень разнородны: какие-то простые, какие-то слишком сложные. Такого быть не должно. Абсолютно все участники процесса (а самые главные участники — это школьники!) должны хорошо понимать разницу между ВПР и госэкзаменами.

В-третьих, нет никаких дальнейших действий со стороны Рособрнадзора после получения результатов ВПР. И здесь я говорю не про наказания и проверки для администрации школ. Здесь про качественные изменения в системе образования. Если есть вот такая «объективная» картина, столько-то учеников плохо разбираются в таком-то вопросе. И что делать с этой статистикой? Необходимо использовать этот инструмент не как очередной повод пойти с проверкой в школу, а как сигнал о том, что нужна помощь и поддержка.

КП
Реклама О проекте