Сопроводительное письмо к резюме в 2025 году

Сопроводительное письмо – не обязательный, но очень значимый инструмент при поиске работы. Разберемся, как составить сопроводительное письмо к резюме в 2025 году, чтобы обратить на себя внимание работодателя

Сопроводительное письмо к резюме. Фото: shutterstock.com
Анна Устинова Автор КП Екатерина Михайлюк Автор КП Елена Шмакова Директор кадрового агентства «Найм Онлайн»

Хорошее сопроводительное письмо нередко выделяет соискателя среди других претендентов на должность и увеличивает шансы быть приглашенным на собеседование. Оно демонстрирует навыки письма, манеру изложения мыслей и умение структурировать информацию, выделяя главное. В некоторых случаях наличие сопроводительного письма является обязательным требованием: если работодатель указал его необходимость в описании вакансии, не стоит это игнорировать.

Что такое сопроводительное письмо к резюме

Сопроводительное письмо – это текст, который прикладывается к резюме при отклике на вакансию. В нем нужно объяснить, почему именно ваша кандидатура подходит для работы, какую пользу вы принесете компании. Сопроводительное письмо позволяет немного подробнее, чем в резюме, описать опыт работы или рассказать что-то дополнительно: об участии в профессиональных конкурсах, полученных наградах и так далее.

Сопроводительное письмо точно понадобится, если вы претендуете на руководящую должность, ищете работу впервые или меняете род деятельности, устраиваетесь в иностранную организацию.

Полезная информация о сопроводительном письме к резюме

Собрали в краткую таблицу необходимую информацию о сопроводительном письме к резюме в 2025 году.

Вопрос о сопроводительном письмеКраткий ответ
Что должно бытьПриветствие, указание должности, описание опыта, личные качества и умения, подходящие для конкретной должности, подпись и контакты
Какой объем должен бытьХорошим объемом считается до половины листа формата А4 11-12 кеглем
Можно ли задавать вопросы работодателюНет. Зарплату, отпуск и другие условия обсуждают на собеседовании

Пошаговая инструкция по написанию сопроводительного письма

Чтобы сопроводительное письмо произвело нужный эффект и представило вас в наилучшем свете перед работодателем, оно должно быть кратким, но емким, с простыми и понятными предложениями, без витиеватых оборотов. Информация должна быть структурирована и разделена на смысловые части.

Приветствие

Поприветствуйте того, кто будет читать письмо. Если имя руководителя или рекрутера указано в описании вакансии – обратитесь по имени. Нужно представиться и самому. 

Указание желаемой должность и вашего интереса к ней

Укажите, для отклика на какую вакансию вы пишете это письмо, а после объясните, чем она вас заинтересовала.

Описание опыта работы

Этой части письма стоит уделить больше внимания. Здесь, с одной стороны, нужно рассказать о своем опыте и профессиональных достижениях, с другой – не повторить того же, что сказано в вашем резюме. Сопроводительное письмо – это дополнительный инструмент, а значит, в нем можно и нужно описать свой опыт, знания, умения и навыки чуть подробнее, фокусируясь на том, что из этого будет особенно полезно для работы на желаемой должности. Например, если участвовали в профессиональных конкурсах, получали грамоты, отличились на прошлом месте работы – укажите это здесь.

Если вы меняете сферу деятельности, расскажите, что из приобретенного опыта и навыков и как может быть применимо в новой сфере. Если ищете работу впервые, в этой части сопроводительного письма расскажите поподробнее про образование: какие стажировки и где проходили, в каких научных проектах участвовали, на какую тему защитили диплом или диссертацию.

это интересно
Документы при приеме на работу
Какие документы нужны и что делать, если на руках нет карточки СНИЛС или трудовой книжки
Подробнее

Личные качества и умения, подходящие для конкретной должности

Обучаемость, коммуникабельность, творческое мышление, умение работать в коллективе – то, что принято называть soft skills, и характеризует вас не только как работника, но и как мотивированного человека, можно перечислить в этой части сопроводительного письма к резюме. 

Прощание

Деловой этикет подразумевает не только приветствие, но и вежливое прощание с адресатом. Поблагодарите читателя за внимание к вашему резюме и письму, продемонстрируйте готовность к дальнейшей встрече.              

Подпись и контакты

Укажите свое имя и фамилию, оставьте адрес электронной почты или номер телефона для связи.

О чем писать не стоит

Не копируйте в сопроводительное письмо фрагменты из резюме. Письмо должно дополнять его, а не дублировать. Также исключите противоречия текста сопроводительного письма с резюме.

Избегайте штампов и не отправляйте одно и то же сопроводительное письмо разным работодателям. Лучше каждый раз создавать текст с нуля, ориентируясь на требования вакансии и раскрывая свои навыки для данной должности.

Не стоит писать, что данная вакансия – это запасной вариант, даже если это правда. Такие отклики работодатель не станет рассматривать.

Примеры оформления сопроводительного письма

Чтобы каждый раз не писать сопроводительное письмо с начала, можно использовать готовые шаблоны. Посмотрите примеры сопроводительных писем и создайте один или несколько шаблонов, которые вы будете дополнять и менять в зависимости от вакансии, на которую хотите откликнуться.

Ниже предлагаем вам простейший шаблон, который можно доработать в соответствии со своими вкусами или требованиями работодателя.

Образец сопроводительного письма

Для упрощения поиска и вдохновения предлагаем вам образец сопроводительного письма к резюме в 2025 году.

Образец сопроводительного письма

Советы и отзывы экспертов по составлению сопроводительного письма

Елена Шмакова, директор кадрового агентства «Найм Онлайн»:

Главными правилами написания сопроводительного письма является следующее.

  • Точность

Пишите только то, что интересно работодателю. Внимательно читайте требования вакансии и пишите о том, какие качества и опыт есть у вас.

  • Краткость

Сопроводительное письмо должно содержать 5-6 предложений.

  • Индивидуальность

Не нужно одно и то же письмо отправлять на все вакансии. Это сразу видно и не вызывает у работодателя интереса его прочитать.

  • Честность

Не нужно обманывать и приукрашивать реальность. Будьте честны. Обман вскроется уже на телефонном интервью.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Шмакова:

Как написать сопроводительное письмо кандидату без опыта работы?

Если у вас нет опыта работы, сопроводительное письмо – это дополнительная возможность обратить на себя внимание.

Посмотрите, какие требования предъявляет работодатель к кандидатам. Например, если нужны стрессоустойчивость, организованность, умение работать в режиме многозадачности, опишите, где и как эти качества проявлялись у вас. Например, у вас была практика на заводе, сессия в университете и переезд. И вы со всем справились. Здорово.

Если работодателю требуется опыт управления людьми, напишите о том, что подрабатывали аниматором или вожатым в детском лагере. Но только если это правда.

Сделайте акцент на курсах, участии в олимпиадах, спортивных увлечениях. Опишите все, что показывает вас с лучшей стороны.

Изучите сайт работодателя. Если появились интересные идеи относительно развития компании, напишите о них. Так рекрутер поймет, что вы серьезно настроены. Шанс, что вас пригласят на собеседование, возрастет в разы.

Как написать сопроводительное письмо студенту?

Студенту нужно указать тему дипломной работы. Объясните, почему выбрали ее и какие идеи из нее можно применить на предприятии работодателя.

Расскажите про опыт на производственной практике. Опишите, чему вы научились. Расскажите о медалях, достижениях, пройденных курсах. Стремление к развитию одобрит каждый работодатель.

Для студента в сопроводительном письме нужно указать свободные для работы дни и часы. Одно из главных опасений работодателя – что студенты не могут много работать.

Как правильно написать сопроводительное письмо при смене деятельности или профессии?

Прочитайте внимательно описание вакансии. Представьте идеального кандидата для этого работодателя. Как он выглядит, какими качествами и опытом обладает? Теперь пишите о себе то, что есть от этого идеального портрета лично у вас. Только не приукрашивайте.

Весь свой опыт в другой деятельности переложите на новую должность. Делайте акцент на том, где функционал этих должностей пересекается. Если есть возможность как-то доказать свою результативность и уверенность в своих силах – будет здорово. Например, если хотите работать руководителем отдела продаж, предложите дать вам оклад меньше в первые несколько месяцев и увеличить процентную часть за закрытие сделок. Так работодатель уменьшает свои риски, взяв кандидата без опыта в аналогичной должности.
КП
Реклама О проекте