Зачем нужна служебная записка и как ее правильно составить в 2024 году — разбираемся вместе с экспертом
Заказать новое оборудование, попросить премию или доложить о нарушении на работе сотрудник может устно. Но, если компания большая, вопрос рискует потеряться в потоке текущих задач. Поэтому фиксировать информацию лучше письменно. Например, написать служебную записку и изложить в ней все данные.
Служебная записка — это один из видов деловой документации. Письмо, с помощью которого работник решает различные вопросы: например, запрашивает информацию, докладывает начальству о проблеме или получает необходимые материалы и инструменты.
В законодательстве не встретишь понятие «служебная записка». Если организация небольшая, сотрудники могут обойтись без деловых писем. Чем больше в компании работников, тем чаще они используют служебные записки, направляют их коллегам в другие отделы и вышестоящему руководству. Это всегда внутренняя переписка.
Все договоренности фиксируются на бумаге | Если на работе возникнет конфликт, официальное письмо поможет доказать правоту сотрудника или его невиновность. |
У каждой фирмы свои правила составления служебок | Нет жестких правил, как правильно написать служебное письмо. Компания может иметь нормативные акты с правилами оформления документа. |
Служебные записки пишут на бумаге и в электронном виде | Можно писать на бумаге формата А4, на официальном бланке, отправляют по электронной почте или в мессенджеры — у каждой компании свои правила. |
Отвечать на служебку или нет — право работника | Служебная записка — хоть и официальный документ, но необязательный к исполнению. |
Срок рассмотрения служебной записки не регламентируется | Все зависит от срочности задачи, которую хотят решить с помощью служебки. Сотрудник может сам указать в записке нужные сроки. |
Несмотря на то что в трудовом праве нет жестких требований к служебным запискам, составляются они примерно одинаково.
В правом верхнем углу листа укажите фамилию, имя, отчество и должность работника или руководителя, которому отправляете служебное письмо. Затем напишите свои данные, чтобы адресат понял, от кого записка.
«Служебная записка» или другое наименование, которое принято в организации.
Текст записки составляется от первого лица. Начните описание с введения, в нем кратко расскажите про ситуацию, с которой обращаетесь. В основной части добавьте подробности и опишите содержание вопроса. В заключении укажите, что хотите получить в итоге.
Внизу листа укажите дату, когда составили документ, и заверьте записку подписью.
В служебной записке важно не только составить грамотный текст, но и правильно его оформить, чтобы он выглядел аккуратно и облегчал чтение.
С помощью служебных записок можно решить разные рабочие и организационные вопросы. Разберем, что нужно писать в документе в той или иной ситуации.
Служебную записку с просьбой повысить сотрудника составляет начальник и направляет вышестоящему руководству. В письме необходимо обосновать повышение — указать причину, по которой работник заслуживает продвижения по карьерной лестнице.
Если сотруднику нужен отпуск за свой счет, необходимо сначала согласовать его с начальством. Для этого пишут служебную записку, в которой указывают даты и причину отгула. Если руководство одобрит просьбу, работник напишет заявление на отпуск.
Когда материалы, оборудование или инструменты ломаются или устаревают, их необходимо списать. Для этого сотрудник пишет служебную записку на имя руководителя, в которой указывает причины для списания.
Чтобы начальник закупил новый товар, он должен понимать его ценность. С помощью служебной записки сотрудник объяснит, зачем покупка нужна производству, как она улучшит процесс работы.
В служебной записке на командировку необходимо указать даты поездки, причину и фамилию сотрудника, который туда отправится.
На премию
В служебной записке о выплате премии указывают имя работника, который должен получить надбавку. Желательно описать результаты его работы. Это убедит начальника, что сотрудник заслуживает премию.
Анастасия Синицына, эксперт «Актион Кадры и HR»
Служебные записки нужны, чтобы запрашивать и передавать документы и информацию, а также фиксировать факт их запроса и передачи. Например, кому-то понадобилась информация или документы, которыми владеет другое подразделение, чтобы выполнить служебные обязанности.
Служебную записку можно адресовать только подразделениям или должностным лицам самой организации. Иногда служебные записки отправляют дочерним организациям, если это закреплено внутренними документами компании.
В законе нет требований, как писать служебную записку, поэтому ее можно составить в произвольной форме. Вы можете использовать общие правила делопроизводства с учетом требований ГОСТ Р. 7.0.97-20161. Пропишите порядок, по которому нужно оформлять служебный записки в локальный акт организации, например в инструкцию по делопроизводству.
Отвечает Анастасия Синицына:
Источники