SEO-специалист — профессионал, который оптимизирует сайт и его структуру в соответствии с актуальными правилами поисковых систем. Благодаря его работе сайт выходит на первые страницы поисковиков. Узнаем, можно ли в 2024 году получить эту профессию без образования
Сегодня для успеха компании в интернете недостаточно просто иметь сайт, его нужно еще и грамотно продвигать. Эту работу поручают SEO-специалисту — профессионалу, который точно знает, как оптимизировать сайт и вывести его в топ.
Каждый из нас ежедневно ищет что-то в интернете. На один запрос поисковик предлагает на выбор сотни сайтов, и, конечно, мало кто будет пролистывать все результаты поиска до конца. Кто-то доберется до третьей страницы, может даже, до пятой, но большинство так и останется на первой.
Многие предприниматели отлично это понимают, поэтому в борьбе за место под солнцем нанимают для продвижения своего сайта SEO-специалиста.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии блогер |
---|---|
Срок обучения | От 2 месяцев |
Средняя зарплата | 60 000 рублей |
Где можно получить | На курсах, самостоятельно |
Необходимые качества | Аналитический ум, настойчивость, стратегическое мышление |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Агентства по продвижению сайтов, крупные компании |
SEO-специалист отвечает за оптимизацию и продвижение сайтов в поисковых системах. С помощью различных инструментов он старается вывести сайт на первую страницу в результатах поиска Яндекса или Google, чтобы привлечь на него как можно больше трафика. Для этого ему нужно решить множество задач, например таких:
Хороший SEO-специалист должен разбираться в интернет-маркетинге, веб-разработке, копирайтинге, понимать принципы работы сайтов и на базовом уровне владеть HTML.
У профессии SEO-специалист можно найти довольно много плюсов.
Востребованность. Многие предприниматели заинтересованы в SEO-продвижении, ведь чем выше сайт в выдаче поиска, тем больше клиентов.
Высокий доход. Опытные специалисты имеют приличную заработную плату.
Быстрое обучение. Эту профессию можно освоить за полтора года, если настроиться на серьезную работу.
Свободный график. SEO-специалисты имеют возможность быть фрилансерами и работать удаленно по своему графику.
Саморазвитие. Алгоритмы поисковых систем меняются очень быстро, поэтому SEO-специалистам нужно быть в курсе этих изменений и постоянно расти в профессиональном плане. Однако для кого-то этот пункт может быть и минусом.
Несмотря на большое количество плюсов, у профессии SEO-специалист можно найти и несколько минусов.
Сидячий образ жизни. Постоянная сидячая работа за компьютером имеет негативные последствия для здоровья: могут появиться проблемы со спиной, сном, зрением и весом.
Конкуренция. Из-за небольшого порога входа в профессию, конкуренция среди новичков очень высока, поэтому найти заказы бывает трудно.
Ответственность. На SEO-специалисте лежит большая ответственность: важно не ошибиться со стратегией и не испортить репутацию сайта.
Этой профессии не обучают в средних специальных учебных организациях или вузах, поэтому большинство SEO-специалистов осваивают ее либо самостоятельно по тем материалам, что есть в интернете, либо на курсах.
Хотя для работы SEO-специалистом не обязательно иметь среднее профессиональное или высшее образование в области информационных технологий, оно станет хорошим подспорьем и позволит получить необходимые навыки для работы в сфере IT. Кроме того, если вдруг SEO-продвижение перестанет нравиться, образование поможет прикрыть тылы и не остаться без работы, ведь можно будет сменить профессию и стать программистом, тестировщиком или веб-разработчиком.
Получить среднее профессиональное образование по программам «Информационные системы и программирование», «Компьютерные системы и комплексы» и «Прикладная информатика» после 9 или 11 классов можно в разных колледжах и техникумах страны, к примеру в следующих:
Программы, связанные с информатикой и программированием, есть почти в каждом техническом вузе. Для поступления в высшее учебное заведение нужно сдать ЕГЭ по математике, информатике и русскому языку. Приведем небольшой список государственных вузов, которые подойдут будущим SEO- специалистам:
Обучение на курсах – это самый быстрый и популярный способ получить профессию SEO-специалист. Можно найти как платные, так и бесплатные курсы. Стоимость платных зависит от их продолжительности: они могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Курс «Профессия SEO-специалист» от Skillbox рассчитан на 12 месяцев. За это время студенты учатся проводить аудит сайтов, привлекать трафик, продвигать сайт в топ. Практические навыки отрабатываются на примере сайта реальной компании.
Курс «SEO-специалист» от «Нетологии» состоит из трех ступеней: базовой (4 месяца), повышения квалификации (5,5 месяцев) и расширения навыков (1,5 месяца). Студенты много практикуются на сайтах-тренажерах, а в конце первой и второй частей обучения сдают итоговый проект. Также есть возможность пройти стажировку у партнеров «Нетологии».
Курс «SEO-специалист» от GeekBrains длится 5 месяцев, 2 из которых студенты проходят стажировку на реальных проектах от GeekBrains и их партнеров. Помимо знаний из области SEO в курс также включено обучение английскому для IT-специалистов.
Среди предпринимателей и владельцев сайтов всегда есть спрос на услуги хороших и опытных SEO-специалистов, так как правильно продвижение способно значительно увеличить доходы компании.
SEO-специалисты могут работать в штате SEO-агентства, веб-студии или другой компании, а могут искать заказы самостоятельно, работая на фрилансе. Как для одного, так и для другого варианта понадобится портфолио и опыт работы. Новички могут начать с бесплатных проектов — продвижения сайтов за отзывы, продвижения собственного сайта или блога, а если повезет, могут устроиться на стажировку.
Попав в штат компании, новичок сначала работает на позиции стажера и джуниора, а потом поднимается по карьерной лестнице до должности мидла и синьора. Опытные специалисты часто открывают собственные агентства.
В среднем зарплата SEO-специалиста в России составляет 48 тысяч рублей в месяц. Как всегда, ее уровень зависит от опыта и региона работы. Если новичку в SEO-продвижении предлагают 20-30 тысяч рублей, то опытный специалист со стажем от 5 лет может рассчитывать на 150 тысяч рублей, и это не предел.
Сложно делать какие-то прогнозы насчет будущего этой профессии. Некоторые еще десять лет назад считали, что она обречена на вымирание, тем не менее спрос на услуги SEO-специалистов по-прежнему существует. Дело в том, что умирает не сама профессия, а лишь некоторые методы и инструменты — например, покупка некачественных ссылок или накрутка поведенческих факторов. Другие, наоборот, появляются и эволюционируют, как и сами поисковые системы и их алгоритмы. Скорее всего, пока существуют сайты и поисковики, будет существовать и профессия SEO-специалиста, просто не обязательно в том виде, в каком мы знаем ее сейчас.
Николай Полушкин, генеральный директор веб-студии DIUS (Москва):
— Я выбрал эту профессию, потому что она позволяет задействовать одновременно и аналитическое мышление, и творческие способности.
Ее главный плюс в том, что с такой нагрузкой не страшна никакая деменция. Мозг ежедневно и ежечасно пашет на полных оборотах. В SEO все время нужно быть начеку и отслеживать последние тенденции развития алгоритмов поисковых систем, веб-дизайна и интернет-маркетинга, чтобы не оказаться позади паровоза. Также с учетом количества проектов, которые приходится вести в веб-студии, нужно бесконечно держать в голове и анализировать всевозможные данные, оперативно принимать решения зачастую без права на ошибку.
Мой совет новичкам такой: теория никогда не заменит практику. Нужно много практики и экспериментов. Заведите собственный сайт, чтобы понять, что это такое и как с этим работать. Экспериментируйте с ним, добивайтесь положительной динамики, а потом сможете показывать его как портфолио.
Отвечает Иван Смирнов, руководитель SEO-агентства Smirnov.Marketing, SEO-специалист с 6-летним профессиональным опытом: