Из материала вы узнаете, какой круг задач решает продакт-менеджер и сколько платят за такую работу в 2024 году. Разбираемся в особенностях профессии с практикующими специалистами
За последние три года популярность этой профессии увеличилась в несколько раз. Дело в том, что продуктов выпускается все больше: от информационных до вполне осязаемых вроде гаджетов и стройматериалов. Чтобы товар дошел до потребителя и попал точно в цель, бизнесу нужен продакт-менеджер. Это специалист, стратегически мыслящий и владеющий основами бизнес-планирования. Какими навыками нужно обладать, чтобы стать грамотным продактом, а также сколько времени потребуется для обучения, расскажем далее.
От идеи до попадания на рынок любой продукт проходит длинный путь. В информационном обществе недостаточно просто выпустить что-то, нужно учесть потребности целевой аудитории, определиться с позиционированием и спрогнозировать прибыль. Кроме того, на этапе разработки потребуется выстроить коммуникацию между всеми специалистами, участвующими в процессе. Именно продакт-менеджер способен привести команду к результату.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии продакт-менеджер |
---|---|
Срок обучения | От 12 месяцев |
Средняя зарплата | 70 000 рублей |
Где можно получить | В вузах, колледжах, техникумах, на курсах |
Необходимые качества | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, аналитический склад ума |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Крупные компании, стартапы, фриланс |
Продакт-менеджер отвечает за становление продукта и его успех на рынке. Главная цель специалиста — довести продукт до потребителя, координируя процесс создания с учетом бизнес-целей и запросов клиента. В обязанности продакт-менеджера входят несколько задач.
Чтобы продукт попал в боли пользователей, продакт анализирует их потребности: собирает статистику, выдвигает новые предложения, тестирует разные подходы.
Специалист направляет команду, занимается коммуникацией сотрудников из разных отделов и определяет курс, по которому будет идти разработка.
Удовлетворить пользователя недостаточно: важно помнить, что речь идет о бизнесе, а у него есть свои цели. Продакт определяет, как лучше монетизировать продукт и откуда компания будет получать прибыль.
Кроме того, продакт-менеджеру приходится всегда держать руку на пульсе. Если хотя бы одна часть пазла выбивается из общей картинки, именно этот специалист скорректирует действия сотрудников того или иного отдела.
Грамотный продакт-менеджер всегда найдет работу, которая достойно оплачивается, — пожалуй, это главное достоинство профессии. Но точно не единственное. Смотрите сами:
Недостатки у профессии тоже есть. Это:
Высокая ли это цена за возможность самостоятельно организовать выпуск продукта, решать только вам.
Получить должность продакт-менеджера можно разными способами. Кто-то получает высшее образование в сфере экономики или маркетинга и через литры пота обретает нужные навыки на практике, кто-то проходит специальные курсы, где учат основам профессии. Есть и те, кто становится продактом после работы в смежных областях, перенимая опыт у старших коллег.
Чтобы поступить в вуз, потребуется пройти конкурс и потратить 4-6 лет на обучение. На курсах же сдавать вступительные испытания не придется: будет достаточно определенной базы знаний по профилю.
Николай Янковский, продакт-менеджер с 6-летним стажем, комментирует:
— Возможно, у меня будет непопулярное мнение на этот счёт, но современная система образования не поспевает за текущей скоростью изменений в мире, как минимум в IT-сфере. Просто физически не может поспеть. При этом диджитализация уже распространилась на все сферы жизни, а это значит, что вы можете получить знания по специальности, которая вам интересна, а дополнительно освоить набор необходимых продакту навыков и идти заниматься практикой в этой сфере.
Образовательная программа «Бизнес-информатика» от СПбГУ дает возможность овладеть знаниями в области экономики и информационных технологий одновременно. Это отличная база, на которую можно опереться в дальнейшем освоении профессии. Кроме того, студенты могут проходить международные стажировки и учить иностранные языки, что тоже важно для работы продакт-менеджером. Обучение займет 4 года.
Если Вы находитесь в Сибири, обратите внимание на Институт управления бизнес-процессами СФУ. Здесь обучение ведут доценты и профессора с богатейшим опытом работы. Выбирайте специальность, которая вам ближе: это может быть менеджмент, бизнес-информатика, экономическая безопасность. Чтобы поступить в ИУБП, абитуриенты сдают в обязательном порядке русский язык и математику, а третий предмет остается на выбор будущего студента. Можно предоставить результаты обществознания, информатики или иностранного языка.
Для тех, кому ближе маркетинг, можно пройти обучение в МГУ по одноименному направлению. В одном из самых престижных вузов страны преподают дисциплины, связанные с функционированием рынка. Вы научитесь проводить анализ данных, узнаете об информационных системах маркетинга, изучите программное обеспечение. Список ЕГЭ, необходимых для поступления, фиксированный: математика, обществознание и русский язык.
В SkillFactory освоить профессию можно за 12 месяцев даже без технического образования. Обучение проходит в формате онлайн и строится на развитии практических навыков с опорой на теорию. Вы узнаете, как работать с гипотезами, освоите азы юнит-экономики, разберетесь в аналитике и маркетинге. Создатели курса гарантируют помощь в трудоустройстве после обучения.
Курс «Product manager» от «Нетологии» тоже проходит в удобном дистанционном формате. Здесь срок обучения немного меньше — 8 месяцев. За это время у студентов формируются необходимые для любого продакта навыки. Сюда входит и изучение рынка, и методологии управления проектами и умение коммуницировать. Курс также включает в себя программу трудоустройства.
Программа профессиональной переподготовки «Product Management» от Высшей школы экономики — это 340 академических часов полезной информации. Главная задача курса — развить профессиональные компетенции у студентов в условиях нестабильного рынка. Учиться можно онлайн и офлайн. При очном формате занятия проходят в вечернее время. После завершения курса ВШЭ выдает диплом о профессиональной переподготовке
Из-за огромного количества товаров конкуренция на рынке становится все более острой, и производители это понимают. Поэтому востребованность продакт-менеджеров только растет. Такой специалист знает, как «вырастить» продукт и получить максимальную прибыль от его реализации, удовлетворив при этом и запросы пользователей. Сайты по поиску работы это подтверждают: на самых популярных порталах опубликованы тысячи вакансий для продакт-менеджеров.
Продакт-менеджер волен выбирать, в какой компании ему работать. Это может быть:
Здесь продакты свободны самостоятельно задавать вектор развития, но и практически вся ответственность лежит на них. При этом карьерный рост может быть стремительным.
Это компании с расширенным доступом к рынку. Как правило, у них продукт не единственный. А значит, можно заниматься сразу несколькими проектами и расти в доходе.
Здесь вам гарантированы стабильность, более нормированный по сравнению с предыдущими вариантами график и ценный опыт работы.
В стартапах и небольших проектах продакт-менеджер один, поэтому и деления на уровни в них нет. Если человек взял на себя обязанности продакта, то он становится полноценным специалистом, даже если он еще только набирается опыта. А вот в крупных компаниях есть иерархия.
Труд продакт-менеджеров оплачивается более чем достойно. Начинающий специалист может рассчитывать на доход от 70 000 рублей в месяц, а опытные продакты получают от 150 000-200 000. Кроме того, им полагается определенное вознаграждение после выхода продукта на рынок. Эта сумма обговаривается с работодателем. Как правило, она напрямую зависит от успеха проведенной кампании. Если вы готовы учить языки, путь открыт и в международные фирмы, а там обычно зарплата в евро.
Учитывая развитие информационного общества и растущую конкуренцию, компании будут нуждаться в продактах все сильнее. Это не та модная профессия, которая после нескольких лет востребованности идет на спад. Продакт-менеджеры обеспечивают фирмам получение прибыли от продукта и полностью контролируют его жизненный цикл, соединяя воедино разработку и маркетинг. Поэтому можно с уверенностью говорить, что такие полезные специалисты в ближайшие 5-10 лет будут нужны.
Николай Янковский, продакт-менеджер с 6-летним стажем:
— Моя профессия — это уникальная возможность погружаться в различные сферы жизни и находить решения проблем людей. Я считаю, что IT-специалисты в целом принесли в последнее время много пользы и подняли планку для решения привычных задач на новый уровень комфорта. Я говорю, например, о таких базовых задачах, как перемещение (такси, шеринг авто, самокатов, велосипедов), питание (15-минутная доставка), приобретение товаров (маркетплейсы) и многих других. А продакт-менеджер — это как раз тот, чья профессия и ежедневная деятельность нацелены на то, чтобы находить новые решения наших с вами задач.
Ирина Гольмгрейн, директор по продукту холдинга 1MI, медиаменеджер со стажем более 16 лет, генеральный продюсер креативных диджитал-проектов:
— Продакт-менеджер — это очень творческая и многообразная работа. Самое главное в профессии — это эрудиция и насмотренность. Способность разработать или усовершенствовать продукт — не эфемерный талант, а результат многих лет активного любопытства. Например, занимаясь продакт-менеджментом в СМИ, я владею навыками не только в журналистике и пиаре, но и в экономике, веб-аналитике, маркетинге, программировании, видеопродакшене, поведенческой психологии.
Ирина Каллаур, ведущий продакт-маркетинг-менеджер в сфере онлайн-бизнеса, основатель образовательной платформы Traffic MBA, член Гильдии Маркетологов:
— Могу сказать, что продакт-менеджеры в некоторой степени зануды в самом хорошем понимании этого слова, постоянно живут с вопросом «почему?», обладают широким мировоззрением, гибким умом. Именно это меня и привлекает в профессии: постоянное развитие и необходимость интересоваться как программированием, так и рекламой, а также нужно уметь описывать задачи и просчитывать прибыль в цифрах.
Отвечает Ирина Каллаур, ведущий продакт-маркетинг-менеджер в сфере онлайн-бизнеса, основатель образовательной платформы Traffic MBA, член Гильдии Маркетологов.