Профессия официант не такая простая, какой кажется на первый взгляд. Этот человек — «лицо» и «душа» любого бара, кафе или ресторана. От него зависит настроение клиента, а значит и прибыль заведения. Расскажем, сколько в 2024 году зарабатывают официанты
Слово «официант» произошло от латинского определения «officium», которое переводится как «услуга, любезность или одолжение». Официантами называют работников в сфере общественного питания. В основном они занимаются обслуживанием посетителей: консультируют, берут заказы, приносят готовые блюда и напитки.
Официант – это «лицо» и «душа» любого бара, кафе или ресторана. От него зависит настроение клиента, а значит и прибыль, и успешность бизнеса. И если посетителю не понравится то, как его обслужили, он не вернется в это место, какими бы изысканными ни были блюда.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии официант |
Срок обучения | От 1 месяца |
Средняя зарплата | 50 000 рублей |
Где можно получить | В колледжах, техникумах, на курсах |
Необходимые качества | Стрессоустойчивость, доброжелательность, внимание к деталям |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать | Рестораны, кафе, кофейни, бары |
Исследователи полагают, что эта профессия появилась более 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. На фресках в пирамидах обнаружили изображения людей, облаченных в единую форму и подающих блюда фараонам. Скорее всего, это были рабы, которые занимались лишь тем, что прислуживали за столом.
На самом деле сложно присвоить первенство в зарождении этой профессии какой-то одной стране. Ведь в любом заведении, которое сейчас называется точкой общественного питания, всегда были люди, приносившие гостям еду и напитки. Долгое время официанты занимались не только обслуживанием посетителей, но и уборкой на кухне и в зале. В XIX веке, когда ресторанное дело начало активно развиваться, обязанности официанта свелись только к непосредственному общению с клиентами – их консультированию, приему заказов и раздаче готовых блюд.
В России первый публичный ресторан «Славянский базар» открыли в середине XIX века. Он был рассчитан на изысканную публику, поэтому официантов одевали с иголочки и обучали манерам на западный лад. Это были первые «официальные» официанты в стране. В простых же трактирах посетителей обслуживали так называемые «половые», на должность которых устраивали сыновей обычных крестьян. Делалось это только после их предварительного обучения, которое занимало четыре года. Начинали «половые» с мытья посуды и уборки помещения, позднее к обязанностям добавлялась также подача блюд.
Сейчас официанты выполняют заказы клиентов, получают от них плату за услуги, убираются на столиках после ухода гостей и сервируют к приходу новых. Если того требует ситуация, официант меняет салфетки и скатерти, следит за чистотой в зале, а иногда даже помогает украшать зал к торжеству.
Официант должен:
Хороший счет в уме будет дополнительным преимуществом, которое позволит быстро и без ошибок озвучить посетителю окончательную сумму заказа.
В ресторанах премиального уровня часто требуется знание английского языка.
Но основная обязанность официанта все же состоит в том, чтобы создавать и поддерживать определенную атмосферу в заведении. Ведь если посетитель останется доволен обслуживанием, он уйдет с хорошим настроением и в будущем наверняка заглянет снова.
Кроме всего перечисленного, важно, чтобы работник был приветливым, вежливым, сдержанным. Четкая дикция, опрятный внешний вид, умение общаться с людьми с разными характерами – все это тоже играет большую роль. Ведь именно от официанта зависит не только размер его чаевых, но и прибыль и репутация бизнеса в целом.
Если вы думаете, что работа официанта не особо престижная или что на такой должности работать стыдно, вы ошибаетесь. Работая официантом, вы можете прилично зарабатывать (например, если работаете в дорогом ресторане, где щедрые гости оставляют крупные чаевые) и многому научиться: взаимодействию с разными людьми, приготовлению блюд и напитков, слаженной работе в команде и другим навыкам.
К тому же, некоторые известные личности когда-то начинали именно с такой позиции – с должности официанта. Например, Ален Делон подрабатывал в пивной, а Брэд Питт – в ресторане быстрого питания.
Главный плюс этой работы – ее востребованность.
Что-что, а еда – это не только наша базовая потребность, но часто также способ освежить приятные воспоминания или получить новые впечатления. Собраться всей семьей, пообщаться с друзьями, устроить деловую встречу – все это тоже часто делается именно в кафе. Вот почему заведений общественного питания так много.
Большое количество мест плюс высокий уровень текучки кадров – равно востребованность. Все просто.
Другие плюсы профессии официант следующие.
Чаевые – это по сути основной доход официанта. Порой он может в несколько раз превышать зарплату, особенно в ресторанах класса люкс. Такой вид заработка удобен тем, что не нужно ждать определенного дня, чтобы получить деньги – их можно положить себе в карман сразу после смены.
Раньше чаевые всегда сдавались в общую кассу, затем их делили на всех работников равными частями. В некоторых заведениях и сейчас распределяют чаевые по этому принципу. С одной стороны, в этом есть свой плюс – стабильность. Ведь порой чаевых можно за день (а то и за несколько) вовсе не собрать. Но с другой стороны, такой подход не особо честный, ведь кто-то может не сидеть ни минуты, а кто-то, грубо говоря, весь день «плевать в потолок». А сумму все получат одинаковую. Мотивация лучше работать при подобном раскладе теряется.
Во-первых, официантом можно устроиться в любом, даже небольшом городе. Во-вторых, часто на работу принимают без опыта и какого-то специального образования.
Конечно, если вы устраиваетесь в дорогой ресторан, определенные знания (как правильно держать предметы, наливать алкогольные напитки и прочее) не помешают, но в большинстве среднего уровня кафе вас обучат всему необходимому.
Тому, кто ни разу не работал на этой или другой похожей должности, такая работа может показаться легкой. Принимаешь заказы, выносишь еду, забираешь оплату с чаевыми, общаешься – что в этом трудного? Конечно, в обязанности официанта входит все перечисленное. Но это не отменяет того, что такая работа сама по себе тяжелая. Причем и морально, и физически. Морально, поскольку нужно общаться с разными людьми, находить к ним подход и в любой, даже конфликтной ситуации, быть вежливым и вести себя спокойно. Физически, поскольку весь день официант проводит на ногах. А в пиковые часы не только бегает по залу, но и лавирует между гостями с тяжелыми подносами. Последнее требует особой ловкости и развитой координации движений.
Другие минусы профессии официант следующие.
Официант работает не только с людьми, но и с деньгами. Именно он формирует конечную сумму заказа, рассчитывает посетителей и несет материальную ответственность за разбитую посуду или клиента, который сбежал, не заплатив.
Официанту необходимо держать в голове огромное количество информации (особенно если он работает в ресторане международного уровня). Меню, то, из чего и как готовится каждое блюдо, все про алкоголь, который подают в заведении, сочетаемость определенных продуктов, правила сервировки и многое другое.
Официанту также нужно быть активным, внимательным и наблюдательным. Запомнить, кому какой заказ принести, не «проворонить» готовые блюда, заставляя гостя ждать, проследить, чтобы он оплатил счет, – все это обязанности официанта.
Для работы официантом диплом о высшем образовании не требуется – достаточно желания, внешних и физических данных. Во многих кафе принимают молодых парней и девушек без опыта и обучают их всему необходимому для работы. Но если хотите устроиться на работу в престижное место, лучше окончить колледж, выбрав более-менее подходящее направление, или пройти специализированные курсы.
Учебные заведения, имеющие в своей программе подходящие направления, есть почти во всех больших городах России.
Люберецкий техникум имени Ю. А. Гагарина (Московская область) | Сюда приходят учиться после 9 класса. Обучение занимает 2 года 10 месяцев. За это время студенты получают специальность бармена или официанта. |
Московский образовательный колледж «Запад» | Тут не только учат тому, как правильно обслуживать посетителей бара или ресторана, но и сопровождают студентов после обучения. При колледже работает центр трудоустройства, благодаря которому выпускникам находят рабочие места. |
Сестрорецкий лицей имени С. И. Мосина (Ленинградская область) | Здесь ребята, окончившие 9 классов, могут изучить особенности международного сервиса, психологии и этики, гигиены и санитарии. |
Нижегородский колледж малого бизнеса | Студенты, получающие образование здесь, узнают, как работают официанты. Сначала они получают качественные теоретические знания, а затем закрепляют их на практике, работая на предприятиях общепита в городе. |
Для тех, кто не готов или не хочет учиться несколько лет в колледже, есть курсы. Как совсем короткие (2 дня), так и более длинные, с расширенной программой.
Экспресс-курс для официантов в Москве и Санкт-Петербурге на сайте «Лига Барменов России». Работают с 2002 года. За это время выпустили более 1700 официантов. Обучение длится всего 2 дня, но в нем будет все: и теория, и экзамен, и практика. После обучения выдают сертификат, предоставляют стажировку и трудоустройство. Можно получить бесплатный пробный урок. Полная программа стоит 5900 рублей очно и 4720 рублей онлайн.
Есть и другие курсы: официант (базовый), официант (профессионал), хостес, кейтеринг.
Интенсивный профессиональный курс обучения «Официант-бармен» от Бизнес Академии «МБА СИТИ». В курс включили наиболее оптимальную и полезную информацию, посвященную мастерству официанта-бармена: работа с инвентарем и контрольно-кассовым аппаратом, приготовление напитков и подача блюд и многое другое. Можно учиться очно или дистанционно. После окончания курса выдается свидетельство государственного образца. Первый урок, в котором рассказывают про секреты сервиса, бесплатный. Вся программа стоит от 11500 рублей.
Бары, кафе, рестораны не теряют своей популярности. Точек общественного питания много, на любой вкус и кошелек. Какие-то закрываются, но вместо них всегда появляются новые. Для крупных сетей и вовсе любой кризис не помеха.
Роскошные большие рестораны и маленькие уютные кофейни объединяет одно – в большинство из них часто требуются работники в зал, за барную стойку, на кухню (бармены, кассиры, официанты, мойщики посуды и уборщики). Кадры в ресторанном бизнесе сменяются быстро, ведь на работу такого типа часто приходят студенты, чтобы временно подработать.
Из-за большого количества заведений и так называемой текучки профессия официант остается востребованной.
Официанты работают в барах и клубах, кафе и кофейнях, пиццериях, ресторанах и прочих подобных заведениях.
Если вас интересует развитие в сфере ресторанного бизнеса, то после получения образования – среднего, высшего и курсов, появится возможность стать старшим или главным официантом в зале, менеджером зала или управляющим. В крупных сетевых компаниях инициативный сотрудник имеет все шансы вырасти до директора. Конечно, при наличии определенного опыта работы в области и подходящих навыков. Так, начав с подноса в руках, человек может позднее занять управленческую должность.
Обычно зарплата официанта небольшая – в среднем от 15-25 тысяч рублей в Москве. Поэтому более важной составляющей дохода являются чаевые – они часто превышают стандартный оклад, иногда даже в несколько раз. Чаевые могут быть довольно щедрыми, если сотрудник вежлив, хорошо знает свое дело и обслуживает гостей на должном уровне.
Можно не волноваться, будет ли в ресторанном бизнесе работа в дальнейшем. Бары, кафе и рестораны существуют уже давно и до сих пор не утратили своей актуальности, даже несмотря на различные кризисы. С каждым годом эта отрасль растет и расширяется, сотрудники требуются постоянно.
Наталия Билык, официантка:
– По моему мнению, официант – это актер, а зал – это сцена. Выходя на сцену, официант должен сыграть так, чтобы гости не только его запомнили, но и захотели приходить в это заведение снова и снова. Также в этой профессии важно быть не только актером, но и психологом, чтобы уметь расположить к себе людей и сгладить любую конфликтную ситуацию.
Работа официанта хороша тем, что человек может проявить себя полностью, получив огромное удовольствие от общения с людьми. Это неотъемлемая часть ресторанного бизнеса.
Выглядеть официант должен безупречно, а сервис знать на отлично! Гость не любит ждать, поэтому обслуживание должно быть максимально быстрым. Особенно молниеносно должны убираться грязные тарелки.
После окончания трапезы нужно спросить гостя, все ли ему понравилось. Если нет, что он хотел бы улучшить, а затем передать информацию шеф-повару. Обратная связь – одна из важных составляющих этого бизнеса.
Мне нравится работать официанткой. Люди такие разные. Я получаю огромное удовольствие от общения с ними. Сложностей в работе у меня не было. Училась я легко, с желанием. Найти общий язык с любым человеком для меня тоже не проблема. Главное – подобрать правильные слова.
Отвечает Александр Калистру, официант: