В детстве мальчишки часто мечтают бороздить океаны, сражаться с пиратами, искать сокровища. Кто-то, повзрослев, об этом забывает, а кто-то решает воплотить мечту в жизнь и выбирает профессию моряк
Моряк – одна из древнейших профессий. Люди еще тысячи лет назад научились строить лодки и парусники, ориентироваться по звездам и использовать силу ветра в своих целях. Сегодня моряки ходят уже совсем на других судах – с автоматическим оборудованием и GPS. Но суть профессии осталась той же – как можно быстрее добраться из точки А в точку Б, сохранив при этом груз, судно и жизнь.
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии моряк |
---|---|
Параметр | Данные о профессии моряк |
Средняя зарплата | 91 000 рублей |
Где можно получить | В вузах, ссузах, на курсах |
Необходимые качества | Решительность, самообладание, дисциплина |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Транспортные компании, государственные организации транспортной безопасности |
Моряк – это общее название для множества специалистов, работающих на грузовых и пассажирских судах разных типов, а также на военных кораблях. Моряки работают как на морском, так и на речном транспорте. В основном это мужская профессия, хотя очень редко среди ее представителей встречаются и женщины.
Количество людей в экипаже зависит от размера судна. Экипаж делится на командный состав и рядовой состав. В командный состав входят капитан, старший помощник, первый и второй помощники капитана, старший механик, электромеханик, второй и третий механики. К рядовому составу относятся матрос, боцман, моторист и обслуживающий персонал.
У каждого специалиста есть свой круг обязанностей. Капитан занимается документами, руководит всей командой, отдает приказы старшему помощнику, а тот уже следит за их выполнением и организует работу остальных помощников и боцмана.
Старший механик отвечает за работу машинного отделения, в его подчинении находятся второй и третий механики, электромеханики, мотористы. Матросы подчиняются старшему матросу, то есть боцману, который отвечает за порядок на судне и ремонтные работы.
Получить профессию моряк можно в средних специальный и высших учебных заведениях, а также на курсах. При выборе обучения нужно ориентироваться на желаемую должность. Так, например, чтобы стать матросом или боцманом, достаточно пройти курсы или получить среднее профессиональное образование, а вот для старших помощников, механиков и капитанов высшее образование обязательно. Кроме того, независимо от должности, моряку нужен английский язык – без него шансы найти достойную работу крайне малы.
В специализированных университетах и академиях для моряков есть программы бакалавриата и специалитета. Для поступления нужно предоставить результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и физике. Приведем в пример несколько вузов:
Во многих портовых городах России существуют колледжи и техникумы, которые готовят будущих моряков. Среди предлагаемых ими программ можно выделить следующие: «Судовождение», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Матрос». Поступление проходит на основе конкурса аттестатов. Приведем небольшой список средних специальных учебных заведений, где есть данные программы:
Существуют курсы повышения квалификации плавсостава для капитанов, судоводителей и механиков, желающих подняться в должности, а также курсы подготовки рядового состава. К рядовому составу относятся вахтенный матрос и вахтенный моторист.
Поступить на курсы матросов и мотористов может кандидат, имеющий полное среднее образование и справку от медкомиссии. Обычно курсы длятся три месяца и стоят от 15 до 40 тысяч рублей. В дополнение к курсам также нужно пройти плавательную практику сроком два месяца, которую часто приходится искать и даже оплачивать самостоятельно. Список всех аккредитованных учебно-тренажерных центров можно посмотреть на сайте Росморречфлота, здесь приведем лишь некоторые из них:
Водный транспорт – один из самых дешевых видов транспорта, позволяющих за раз перевозить тысячи тонн груза, поэтому профессия моряк сегодня довольно востребована. Для многих островных государств это единственный экономичный вариант импорта и экспорта товаров и сырья.
Для трудоустройства нужно сделать все необходимые документы и наработать плавательный ценз, то есть стаж. Список документов и сертификатов для каждой должности свой. Искать вакансии нужно в крюинговых компаниях в разных портовых городах, которые занимаются подбором персонала для судов.
Работа моряком предполагает возможность карьерного роста. Чтобы перейти на следующую ступень карьерной лестницы, моряку нужно проходить дополнительные курсы.
Кандидаты с высшим образованием сначала проходят практику и набираются опыта, потом устраиваются на должность помощника капитана. Проработав несколько лет на этих должностях, они могут подняться до старшего помощника, а потом и до капитана. Однако стать капитаном удается далеко не каждому.
Матросы без образования могут дорасти только до боцмана, если пройдут дополнительное обучение на курсах. Для матроса наличие другой специальности, такой как сварщик или токарь, будет преимуществом при трудоустройстве.
Уровень зарплаты зависит от занимаемой моряком должности, типа судна, компании и страны. В среднем матрос зарабатывает от 1000 долларов, 3-й помощник капитана – от 3 тысяч, старший помощник – от 6 тысяч, старший механик – от 8 тысяч, капитан – от 9 тысяч долларов. Особенно высокие зарплаты у моряков на танкерах и газовозах. Это зарплаты тех, кто ходит под иностранным флагом, а если работать на российскую компанию или на речном транспорте, зарплата будет в несколько раз ниже.
Профессия моряк существует уже давно, и вряд ли в будущем это изменится, но могут поменяться требования к кандидатам. Суда становятся все более высокотехнологичными, что часто приводит к сокращению экипажа. Морякам придется осваивать новые программы и оборудование, брать на себя больше обязанностей.
Андрей Онча, капитан дальнего плавания транспортной группы FESCO, стаж работы в море более 12 лет.
Настоящий моряк должен быть сильным и смелым, любить путешествия и уметь находить решения в любой сложной ситуации. Большой плюс профессии – ее высокая востребованность и достойный заработок. Без работы хороший специалист точно не останется. За это, конечно, приходится платить оторванностью от родного дома и семьи.
Профессия моряка подойдет людям с техническим складом ума, внутренней дисциплиной и хорошим вестибулярным аппаратом. Тем, кто желает получить востребованную специальность и увидеть мир. Мне с детства нравится море, близка романтика морских путешествий. Также с детства хотелось посмотреть мир. Благодаря работе свои мечты я осуществил.
Отвечает Владимир Мушняга, старший помощник капитана