Онлайн-торговля стремительно растет, для ее обслуживания нужны опытные специалисты. Разбираемся, чем в 2024 году примечательна профессия менеджера маркетплейсов с практикующими селлерами и руководителями торговых площадок
За последние несколько лет профессия менеджера маркетплейсов стала очень востребованной. Причина популярности кроется в увеличении торговых онлайн-площадок и объеме продаваемых товаров по всему миру. По данным Data Insight, в 2021 году россияне сделали 66% онлайн-заказов через маркетплейсы.
Современному бизнесу необходимы подготовленные менеджеры, которые бы занимались регистрацией компаний на торговых платформах и продвижением товара. Это стратегически мыслящие специалисты, знакомые с маркетингом, рекламой и основами бизнес-планирования. Расскажем, какими навыками нужно обладать и сколько времени потребуется для обучения, чтобы стать успешным в работе с маркетплейсами.
Любой продукт или товар проходит длинный путь от идеи до покупателя. Универсальный управленец на торговой онлайн-площадке занимает одно из ведущих мест в этой цепочке и решает множество задач. Он анализирует работу конкурентов, работает с отзывами клиентов, отвечает за текстовый, фото и видеоконтент, участвует в формировании цены и закрывает еще десяток направлений, от которых напрямую зависит успех бизнеса. Менеджер маркетплейсов добивается, чтобы прибыль компании, которая использует онлайн-торговлю как канал для продаж, постоянно росла.
Чтобы было проще понять основные особенности профессии, мы собрали полезную информацию о менеджере маркетплейсов в одну таблицу.
Срок обучения | От 3-х месяцев |
Средняя зарплата | 100 000 рублей |
Где можно получить | На курсах, в вузах, самообразование |
Необходимые качества | Внимательность, дисциплинированность, стратегический склад мышления |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Стартапы, скейлапы, крупные компании и корпорации |
Торговля на маркетплейсах — полноценная профессия, которая требует знаний в области digital-маркетинга. Исторически она выросла из профессии менеджера, занимавшегося оптовыми продажами. Сегодня менеджер маркетплейсов отвечает за продажи и продвижение товаров в digital-торговле на таких площадках, как Ozon, AliExpress, Wildberries, СберМегаМаркет, Яндекс. Маркет.
Грамотный специалист должен уметь управлять магазином, хорошо разбираться в интерфейсе и инструментах самого маркетплейса. Большое значение имеют умения искать поставщиков, взаимодействовать со складом, работать с контентом, продвигать карточки товаров, контролировать продажи, применять динамическое ценообразование и анализировать данные. Для этого менеджер должен иметь стратегическое мышление, опыт работы с компьютерными программами, графическими и текстовыми редакторами. Из гибких навыков важны клиентоориентированность и стрессоустойчивость.
Основные обязанности менеджера маркетплейсов:
В небольшом бизнесе, где ассортимент невелик, универсальный специалист работает в одиночку. В крупных компаниях на каждом из этапов ему помогают другие сотрудники — маркетологи, логисты, бухгалтеры, финансовые менеджеры и аналитики. Задача менеджера маркетплейсов — координировать их работу, чтобы процесс продаж шел без сбоев. Также он может привлекать для решения узких задач специалистов-фрилансеров.
Подготовленный менеджер маркетплейсов всегда найдет хорошо оплачиваемую работу. Возможно, это главное достоинство профессии, но оно далеко не единственное. Судите сами:
Ее популярность увеличивается с каждым годом.
Менеджер маркетплейсов работает с документами, данными и людьми, реализовывает амбиции и получает зримый результат от своих усилий.
Зарплата растет с опытом, всегда есть к чему стремиться.
Большинство задач, которые решает такой специалист, не требуют присутствия в офисе, поэтому многие менеджеры трудятся удаленно.
Можно брать кратковременные или долгосрочные проекты, самому планировать время.
Недостатки у этой профессии есть, но их меньше, чем плюсов:
Большой объем информации, данных и цифр трудно держать в голове.
Маркетплейсерам приходится договариваться с разными людьми и постоянно решать возникающие проблемы.
Работа на торговых онлайн-площадках — это тот же бизнес, и в нем выживают работоспособные, целеустремленные, склонные к обдуманному риску предприниматели.
Специалист, который ведет бизнес на маркетплейсах, работает на стыке маркетинга, закупок и продаж, следовательно, он должен иметь навыки в этих трех областях. Чтобы получить нужные знания, вы можете заняться самообразованием или пройти обучение на курсах. Самое качественное профильное образование дают в институтах и университетах, но для получения заветного диплома нужно пройти конкурс и потратить 4-6 лет.
В удобном темпе и совершенно бесплатно можно учиться самому. Бесплатные уроки, лекции и консультации выложены в сети, например на YouTube. Некоторые популярные образовательные онлайн-площадки предлагают пробные бесплатные занятия, вебинары, мастер-классы, тренинги и даже короткие 3-дневные курсы, где можно получить базовую информацию о профессии менеджера маркетплейсов и онлайн-торговле.
Одним из ведущих учебных заведений России, где готовят профессионалов в торговом деле, считается Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Обучение по специальности «Экономика и управление» занимает 4 года. Студентов учат по 48 программам. Для поступления на одну из самых востребованных — «Международная коммерция» — нужно набрать 273 балла. Стоимость обучения составляет 330 000 рублей в год.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) предлагает программу бакалавриата «Международная электронная коммерция (с изучением китайского языка)». Порог для поступления — 246 баллов, а стоимость обучения — 220 000 рублей в год.
В Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ) студенты учатся по 10 программам, связанным с управлением и экономикой. Абитуриенты, которые поступают на «Предпринимательство и интернет-торговлю», сдают ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию или иностранному языку. Бюджетных мест нет, стоимость обучения за 1-й год составляет 121 400 рублей.
Популярная образовательная площадка Нетология готовит менеджеров по маркетплейсам с нуля. Занятия идут 2,5 месяца и на 80% состоят из вебинаров, поэтому вы можете быть уверены в актуальности информации. На курсах учат выбирать маркетплейсы под цели и задачи бизнеса, создавать в них магазины и другим необходимым навыкам. Обучение включает программу по трудоустройству.
В GeekBrains занятия на факультете основ работы с маркетплейсами и e-commerce длятся 9 месяцев. Программа рассчитана на начинающих специалистов, предпринимателей и интернет-маркетологов. По отзывам слушателей, главный плюс курсов — прямое содействие в трудоустройстве.
Известная образовательная платформа Skillbox предлагает будущим онлайн-торговцам разные курсы: «Специалист по продвижению на маркетплейсах», «Основы работы с маркетплейсами» и «Профессия менеджер маркетплейсов». Авторы и преподаватели — селлеры и эксперты, которые работают на самых популярных платформах онлайн-торговли. Вы получите необходимую базу для старта, портфолио из реальных кейсов и помощь с трудоустройством.
О востребованности профессии говорит статистика. В 1-м квартале 2022 года объем онлайн-продаж на отечественном рынке вырос на 56% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Увеличение digital-маркетинга порождает спрос на специалистов, отвечающих за присутствие и продвижение магазинов на популярных маркетплейсах. Бизнесу всегда будут нужны менеджеры, которые координируют поставки, отвечают за продвижение товаров, лояльность покупателей, анализируют продажи и работают над их ростом.
В сентябре 2022 года только на одном крупном российском портале по трудоустройству размещено 3 870 вакансий по профессии менеджер маркетплейсов. У соискателей солидный выбор, в какой компании работать. Вы можете начать со стартапа. Здесь работники обладают большой свободой, но ответственность целиком лежит на них. Для трудоустройства подходят и скейлапы — компании, ориентирующиеся на рост доходов и расширение доступа к рынкам.
Хорошие перспективы в профессии есть в крупных корпорациях, которые продают множество товаров. В большой компании вы получите ценный опыт и стабильный доход. Сегодня уменьшается число продавцов, которые имеют собственные интернет-магазины, и растет количество компаний, присутствующих как минимум на двух маркетплейсах. Характер работы позволяет трудиться удаленно, поэтому многие менеджеры занимаются фрилансом.
Чтобы потенциальный работодатель обратил внимание на специалиста, важно составить грамотное резюме. Оно не должно быть большим: пишите по делу, короткими предложениями, используя больше глаголов и прилагательных, которые показывают результаты и эффективность вашей работы. Важно представить свой опыт работы в маркетинге, закупках и продажах, отметить умение вести переговоры и работать внутри команды.
Если вы трудоустраиваетесь без опыта, расскажите о профильном образовании, курсах и учебном портфолио. Отметьте практические навыки в смежных областях. Большим плюсом будут грамотно написанное сопроводительное письмо и рекомендации от опытных коллег.
Елены Суховей, генеральный директор B2B-маркетплейса «Максмарт», рассказывает:
— Для менеджера маркетплейса открываются перспективы вырасти до руководителя направления, которое может стать в дальнейшем ключевым для компании, лидирующим в структуре общей выручки. Можно, получив необходимые знания и опыт, открыть свой бизнес и успешно его вести как на нашем рынке, так и выйдя за его пределы, размещая товары на зарубежных площадках.
Труд менеджеров маркетплейсов оценивается достойно, поэтому современную профессию стараются получить многие. Уже через 2 месяца после обучения начинающий специалист получает от 50 000 рублей. Зарплата менеджеров с опытом от года стартует от 120 000, а менеджеров с большим опытом работы — от 150 000 рублей и выше. Уровень дохода зависит от размера, прибыли магазина и успеха компании. На международном рынке зарплаты на порядок выше, правда на работу туда берут только специалистов, владеющих иностранными языками.
За последние несколько лет профессия менеджера маркетплейсов стала очень востребованной. Причина популярности кроется в увеличении торговых онлайн-площадок и объеме продаваемых товаров по всему миру. Фото: pixabay.com
Уже сейчас только на Wildberries совершается 1,5 миллиона продаж в день. По данным Data Insight, к 2024 году 54% покупок в интернете будет проходить через маркетплейсы, поэтому такие менеджеры будут востребованы и через 5-10 лет.
— Профессия менеджера маркетплейсов не временная, — комментирует Елена Суховей. — Это подтверждают исследования рынка онлайн-заказов. В среднем селлеры размещаются на 2-х площадках и не менее 70% из них рассматривают выход на другие маркетплейсы. Количество онлайн-покупок в ближайшие годы будет только расти. Кроме того, ожидается возникновение и рост нишевых маркетплейсов.
Павел Евтушенко, предприниматель, действующий поставщик Wildberries, Ozon:
— Плюсы данной профессии в том, что ниша маркетплейсов еще только набирает обороты, ее популярность увеличивается на 80-90% ежегодно. Следовательно, востребованность хороших кадров будет расти. В достаточно короткие сроки возможно освоить основные навыки и начать оказывать услуги на базовом уровне.
Минусы в том, что менеджер требуется только при достаточно большом количестве артикулов и приличных оборотах, а с базовыми потребностями может по сути справиться и сам поставщик, не прибегая к помощи извне. По этой причине данная профессия будет интересовать только крупных поставщиков, а их не такое большое количество, как новоиспеченных менеджеров.
Образование можно получить на ютубе. Специалисту этой профессии придется выполнять те же действия, что и поставщику на любом из маркетплейсов, а таких обучающих материалов предостаточно в сети. Будущее профессии зависит от роста маркетплейсов, а он обязательно будет продолжаться. На рынок будут выходить крупные игроки, им понадобятся хорошие кадры.
Максим Гральник, сооснователь MarketGuru, IT-сервиса аналитики продаж на маркетплейсах:
— Менеджер маркетплейсов — это специалист, который занимается продвижением интернет-магазина своего работодателя. При этом «менеджер» — ключевое слово. Это буквально управленец, который регистрирует компанию на маркетплейсе, создает карточки товаров, фото и видеоконтент, формирует цену, занимается продвижением, работает с отзывами и вопросами покупателей, анализирует работу конкурентов, а также решает еще десяток задач, которые влияют на бизнес.
Кажется, что обязанностей слишком много, но если знать, как устроена онлайн-площадка, иметь под рукой простые и удобные инструменты для аналитики и уметь систематизировать свои действия, то справиться со всеми пунктами можно довольно быстро.
Список обязанностей может меняться в зависимости от того, в какой конкретной точке сейчас находится бизнес и какие задачи в приоритете. Также от этого зависит количество необходимых сотрудников, их нагрузка. Менеджер маркетплейсов может работать из любой точки, при наличии технической возможности. Зарплата зависит от объема и условий договора: зафиксирована ли сумма вознаграждения, или есть процент от прибыли. Есть менеджеры, которые получают около 150 000 тысяч в месяц.
Елена Суховей, генеральный директор B2B-маркетплейса «Максмарт»:
— Работа менеджера маркетплейсов предполагает получение и развитие разнообразных скиллов универсального специалиста: seo-оптимизация; работа с контентом — текстовым и визуальным (инфографика); работа с рекламными инструментами — как с внутренними на самом маркетплейсе, так и с привлеченным внешним трафиком (например, контекстная реклама); аналитика размещения — подбор релевантных товаров, просчет оборачиваемости, оптимальной модели размещения или их комбинация; работа с отзывами; отслеживание динамики изменений на маркетплейсах; изменений в законодательном поле.
Что касается минусов: любое направление, пусть и стремительно растущее, сейчас перенасыщено предложениями как от фрилансеров, так и от специалистов на официальном рынке труда. Как следствие, мы видим снижение уровня заработной платы, а также расширение задач, которые ставят перед специалистом. К примеру, раньше менеджера нанимали на ведение одного маркетплейса, сейчас же перед специалистом ставят задачи, которые прежде выполняла целая команда. Также усиливаются требования к специалисту. Компании предпочитают нанимать сотрудников с опытом работы с несколькими маркетплейсами и знанием инструментов интернет-рекламы.
Отвечает Владимир Блохин, генеральный директор и ведущий эксперт рекламно-консалтингового агентства «Энилекс».