Профессия бренд-менеджер

Специалисты, которые работают с брендом, в 2024 году востребованы как никогда. Разбираемся, чем интересна профессия бренд-менеджера вместе с маркетологами и руководителями компаний

Бренд-менеджер. Фото: shutterstock.com
Маргарита Макжанова Руководитель развития бренда METRO Russia Татьяна Хромогина Основатель и руководитель digital-агентства Юлия Козлова Автор КП

Бренд-менеджер отвечает за продвижение бренда компании, помогает презентовать товар так, чтобы потребители его заметили и оценили. От специалистов этой профессии зависят планирование стратегии развития бренда, выбор способа продвижения продукта в офлайн и онлайн-пространстве. Далее вы узнаете об особенностях профессии бренд-менеджера: что входит в обязанности, как оплачивается труд, сколько времени требуется для обучения, есть ли перспективы в карьере.

Кто такой бренд-менеджер

Под брендом понимают не просто название компании или ее товара, а те ассоциации, которые возникают у клиента. Специалист, отвечающий за товарную марку, формирует положительный образ продукта, развивает и продвигает бренд. Он должен анализировать причины успеха или неудач экспериментов, понимать принципы позиционирования. Специалисту нужно знать основы маркетинга, уметь вести опросы и исследования целевой аудитории, разрабатывать пути клиента к продукту — customer journey map.

Бренд-менеджер должен обладать навыками медиапланирования, бюджетирования и ценообразования, разбираться в вербальной и визуальной айдентике бренда, медийной рекламе, промоакциях, а также инструментах продвижения бренда в онлайн-пространстве — SMM, influence-маркетинге, email-рассылках, SERM.

Полезная информация о профессии бренд-менеджера

Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.

Срок обученияОт 3-х месяцев
Средняя зарплата60 000 рублей
Где можно получитьСамообразование, на курсах, в вузах
Необходимые качестваКоммуникабельность, аналитический склад ума, креативность
Востребованность профессииВысокая
Где работать?В отделах маркетинга крупных компаний, на фрилансе

Чем занимается бренд-менеджер

Бренд-менеджер — современная творческая профессия, которая требует знаний в области знание digital-маркетинга, B2B- и B2C-рынков.

Основные обязанности бренд-менеджера:

  • исследование потребительских предпочтений, конкурентов и каналов продаж;
  • разработка концепции, бизнес-стратегии бренда, вариантов презентации продукта;
  • общение с клиентами для популяризации бренда;
  • проведение рекламных кампаний;
  • изучение реакции клиентов и их отношения к товарному знаку;
  • контроль качества товара на его соответствие обещаниям и трендам.

В исследовании рынка, решении вопросов ценообразования и планировании рекламных акций бренд-менеджер работает в связке с маркетологомSMM-менеджером и PR-менеджером.

Плюсы

Опытный специалист всегда найдет хорошо оплачиваемую работу. Это весомый плюс профессии бренд-менеджера, но далеко не единственный. Судите сами:

  • Востребованность

Популярность профессии с каждым годом растет.

  • Быстрое обучение

Базовое образование можно получить на онлайн-курсах, необязательно учиться в вузе.

  • Разноплановость работы

Выполняя свои обязанности, он генерирует идеи, работает с документами, данными и людьми, реализует амбиции и получает зримый результат от своих усилий.

  • Перспективность

Есть возможности роста в карьере и доходах.

  • Дистанционный формат работы

Для решения многих задач, которые решает бренд-менеджер, не нужно присутствовать в офисе. Эту работу можно выполнять удаленно.

Минусы

В функционале специалистов, занимающихся брендами, есть недостатки. Во-первых, результаты работы не всегда можно предсказать: на них сильно влияет работа «смежников» — продавцов или специалистов клиентской службы. Кроме того, необходимость иметь знания в различных областях: маркетинге, рекламе, продажах и психологии потребителей.

Бренд-менеджер должен обладать навыками медиапланирования, бюджетирования и ценообразования, разбираться в айдентике бренда, медийной рекламе, промоакциях, а также в инструментах продвижения бренда в онлайн-пространстве — SMM, influence-маркетинге, email-рассылках, SERM. Фото: Mikael Blomkvist, pexels.com

Где учиться в 2024 году

Специалисту, который руководит продвижением бренда компании, не удастся достигнуть целей без специального образования. Пожалуй, самый надежный вариант — отучиться в профильном институте или университете, однако для получения диплома придется потратить несколько лет. Есть и более короткий путь в профессию: можно просмотреть бесплатные лекции в сети или пройти обучение на курсах.

Вузы

Один из ведущих университетов России — Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) — готовит профессионалов по 3-м программам. Чтобы в будущем состояться как бренд-менеджер, абитуриенты поступают на «Социологию управления», «Рекламу и связи с общественностью в бизнесе» или «Маркетинг и управление брендами». Бюджетных мест всего 15, при поступлении нужно набрать не менее 84 баллов за каждый экзамен. Стоимость обучения — от 235 900 до 262 900 рублей в год.

В Институте отраслевого менеджмента РАНХиГС в Москве готовят специалистов по программе «Реклама и PR», способных создавать и реализовывать рекламную стратегию и максимально эффективно продвигать бренды. Конкурс сюда большой: проходной балл на бюджет составляет 300 баллов. Студенты, которые не поступили на бесплатное отделение, платят за 1-й год обучения 350 000 рублей.

Будущие бренд-менеджеры также учатся в Национальном исследовательском университете «МЭИ». Базой для получения желанной профессии становятся программы «Реклама и управление в гостиничном бизнесе и туризме», «Промышленный дизайн» или «Реклама и продвижение СМИ». Бюджетных мест нет, зато обучение на платном отделении стоит дешевле, чем в других крупных российских вузах: 84 000-97 000 рублей за учебный год.

это интересно
Профессия PR-менеджер
О востребованности, зарплате, плюсах и минусах своей работы рассказывают представители профессии
подробнее

Курсы

Получение высшего образования занимает много времени, стоит недешево, поэтому многие выбирают обучение профессии на курсах. Это удобный формат, где дают современную информацию без воды, а для проведения лекций и вебинаров приглашают опытных практиков.

Онлайн-университет востребованных профессий Skillbox предлагает трехмесячный курс «Бренд-менеджер», где учат разрабатывать маркетинговые кампании и с нуля формировать бренд, который полюбят клиенты. Слушателям доступны учебные материалы, практические работы и обратная связь от проверяющих экспертов. Итоговый проект и сертификат об окончании курсов становятся частью портфолио.

Курс «Бренд-менеджер» продолжительностью 7 месяцев есть на популярной образовательной площадке «Нетология». Опытные преподаватели учат выстраивать коммуникацию с аудиторией, разрабатывать позиционирование, продумывать рекламную стратегию и следить за метриками. Предусмотрена стажировка у партнеров. Весомый плюс — помощь с трудоустройством.

В Центре развития компетенций в маркетинге, который работает при Высшей школе экономики, предлагают курс «Brand-management: новые реалии». Офлайн-обучение рассчитано на 7 месяцев: это 340 академических часов. Слушатели прокачивают ключевые компетенции по профессии, учатся работать с современными инструментами и моделями, работают в группах над реальным проектом заказчика и получают по итогам курсов диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.

Востребованность

Ежегодно на отечественном рынке появляются инновационные стартапы и продукты, поэтому профессия бренд-менеджера становится все более популярной. Средний и крупный бизнес испытывает недостаток в профессионалах. Специалисты по продвижению бренда востребованы на промышленных предприятиях, в производстве товаров и автобизнесе. Бренд-менеджеры могут реализоваться в сетевых аптеках и клиниках, крупных ритейлерских сетях, вроде продуктовых гипермаркетов, магазинов одежды и детских игрушек. Их приглашают в банки, маркетинговые агентства, компании, оказывающие услуги для бизнеса, онлайн-сервисы и интернет-магазины.

Устройство на работу

На крупном отечественном портале по трудоустройству HeadHunter опубликовано более 1 000 объявлений по поиску бренд-менеджеров, причем на 10% вакансий приглашают кандидатов без опыта. Больше всего специалисты требуются в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Краснодаре.

Чтобы потенциальный работодатель обратил на вас внимание, составьте грамотное резюме. Самопрезентация не должна быть пространной, достаточно пары страниц. Пишите творчески, но по существу, рассказывая о результатах и эффективности работы. В резюме важно представить свой опыт в маркетинге, переговорах и работе внутри команды.

Если вы хотите устроиться без опыта, укажите, какое у вас профильное образование, на каких курсах получали первые умения и представьте учебное портфолио. Большой плюс — практические навыки в смежных областях. В вашу пользу сыграют рекомендации от специалистов, которые уже состоялись в профессии.

Построение карьеры

Перспективы всегда есть. Бренд-менеджеры развиваются в своем деле по-разному. В крупной компании спустя 2-3 года можно дорасти до должности руководителя направления. Если изучать смежные сферы и получить дополнительное образование, открывается возможность перейти на позицию интернет-маркетолога или директора по маркетингу. Бренд-менеджеры, которые стремятся к самостоятельной работе, создают собственные агентства и берут заказы у корпоративных клиентов: проводят исследования потребителей или делают бизнес-стратегии развития бренда.

Уровень зарплаты

Начальная ставка бренд-менеджеров по России — 25 000 рублей, средняя — 56 000. Максимальный уровень оплаты составляет 300 000 и выше. Работодатель может установить фиксированный оклад либо отчислять процент за ключевой показатель эффективности. На зарплату влияют опыт работы в отрасли, успешные кейсы и предыдущие проекты. Большинство работодателей находятся в крупных городах и ищут сотрудника для офиса. Наиболее востребованы бренд-менеджеры с опытом от 3-х лет. Компетентным профессионалам предлагают от 150 000 рублей. Вакансий на удаленке мало, а уровень зарплат колеблется от 20 000 до 200 000 рублей.

Получение высшего образования занимает много времени, стоит недешево, поэтому многие выбирают обучение профессии на курсах. Это удобный формат, где дают современную информацию без воды, а для проведения лекций и вебинаров приглашают опытных практиков. Фото: RODNAE Production, pexels.com

Перспективы в будущем

Бренд-менеджеры делают товар узнаваемым, увеличивают вес компании на рынке, поэтому они будут востребованы и через 10-15 лет. Другое дело, что с течением времени будут меняться подходы и инструменты для продвижения. Поэтому чтобы добиться успеха в этой профессии, специалисту нужно постоянно учиться, мониторить тренды на российском, международном рынках и решать, какие из них можно применить в своей компании. Кроме вертикального роста, бренд-менеджер может вырасти в эксперта таргетированной рекламы, продвижения в соцсетях, связей с общественностью.

Татьяна Хромогина, основатель и руководитель digital-агентства CTBImarketing, эксперт по интернет-маркетингу
, подтверждает:

— Современный высоко конкурентный рынок заставляет бизнес уделять большое внимание стратегии маркетингового продвижения продукции и услуг. Брендам необходимы квалифицированные кадры, которые будут участвовать в их формировании и развитии. Это значит, что профессия бренд-менеджер будет сохранять свою актуальность еще ни один год.

Отзывы специалистов

Христина Баринова, представитель СЕО-сервиса коллабораций Eventica:

— Все топовые бренд-менеджеры искренне любят и верят в свои продукты, в их руках сосредоточено формирование впечатления потребителей. В процессе работы ты погружаешься в конкретную нишу своего продукта, много анализируешь и готовишь стратегию для продвижения бренда. Здесь важны данные, очень опасно исходить из собственного «я» и проецировать личностное видение. О том, как проводить даже небольшие исследования, рассказывается в книге «Спроси маму» Роберта Фитцпатрика. Книга короткая, но очень полезная.

Бренд-менеджер, как исследователь и путешественник, отважно серфит океан информации и готовит для нас «маршрут впечатлений от продукта»: от рекламы до прямого касания и упаковки. Иногда мы настолько влюблены в то, что делаем, что взгляд может замылиться: от этого упускаются из поля зрения слабые стороны.

Бренд-менеджер — это мост, через который происходит диалог компании с потребителями. Например, часто бренд-менеджеры находятся в «полях» в период мероприятий или акций, чтобы получить живую обратную связь. Полученный опыт и результаты они используют для внесения технологических и визуальных изменений. При этом есть возможность и для творчества, чтобы максимально повысить лояльность существующих покупателей и привлекать внимание новых.

Ольга Кусраева, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ:

— Когда единицей управления становится не компания, а бренд, на поле выходит бренд-менеджер. Он управляет совокупностью продукта, коммуникаций и обещаний бренда. Цель — сделать так, чтобы во всех точках контакта с потребителями транслировались правильные сообщения, которые формируют единое представление и позволяют потребителям полюбить бренды.

Капитализация компании Huawei в 2022 году превысила $155 миллиардов, а стоимость бренда Huawei — $29,4 миллиарда. Наценка примерно в 20% на каждый продукт Huawei обеспечивается его брендом, который выполняет свои обещания. Такого подхода придерживаются не все, но именно он приносит выгоды и создает сильные бренды, которые работают много-много лет.

Преимущество и недостаток профессии бренд-менеджера — необходимость постоянно и всесторонне развиваться: держать руку на пульсе рынка, прокачивать навыки анализа, развивать насмотренность. Это интересно и полезно, но это сложно и напряженно.

Бренд — это шире, чем продукт, больше, чем обещание и масштабнее, чем лого. Бренд создает ощущение, а бренд-менеджеры его формируют. Каким бы ни было будущее, в нем останется желание эти ощущения формировать, поэтому профессия бренд-менеджера будет актуальна.

Татьяна Хромогина, основатель и руководитель CTBImarketing, эксперт по интернет-маркетингу:

— Профессия бренд-менеджер играет особую роль в развитии современного бизнеса. Компании и корпорации в процессе разработки и продвижения собственных брендов привлекают к этой работе специалистов, умеющих выстраивать стратегию, планировать и анализировать конкретные шаги.

Это не просто маркетологи, которые умеют выстраивать маркетинговую политику компании. Бренд-менеджеры отвечают за сбытовую деятельность по отдельным продуктам, брендам или по компании целиком. Ответственность за нейминг, упаковку, взаимодействие с целевой аудиторией, каналы сбыта лежат на бренд-менеджерах. Как правило, они находятся в прямом подчинении или у непосредственного руководства компании, или у профильных директоров.

При всей широте функционала, включая точечное руководство службами продаж и маркетинга, бренд-менеджеры несут большой объем ответственности и не имеют возможности прятать неудачи за чужими спинами. Отсюда ценность квалифицированных специалистов на рынке труда: объем ответственности пропорционален уровню оплаты.

Стать бренд-менеджером — мечта многих маркетологов. Освоить эту специальность можно на курсах государственных вузов и некоммерческих образовательных организаций. Однако профессия предполагает не только получение образования в этой области, но и наличие сформированных с помощью опыта компетенций. Получить должность бренд-менеджера только благодаря диплому — большая редкость. Вначале требуется получить практический опыт в качестве маркетолога или другого Junior-специалиста.

Олеся Рожкова, маркетолог, эксперт по личному бренду:

— Бренд-менеджер становится все более востребованным специалистом, потому что многие предприниматели стали не только производить и продавать товары, но и развивать свой личный бренд. Одно усиливает другое как в продвижении, так и в продажах. Бренд-менеджер нужен для того, чтобы найти связующее звено между личностью владельца, его образом в информационном пространстве, упаковкой продукта, сайтом, презентационными материалами. Он помогает сделать так, что все было узнаваемо, считывался общий информационно-смысловой посыл.

Сейчас многие предприниматели стремятся выйти на маркетплейсы, продавать свои товары через социальные сети, и нужна отстройка от конкурентов. Когда в этой отстройке фигурирует личный бренд автора, то добиться успеха гораздо проще. Человек покупает у человека — это действительно так. У бизнеса должно быть человеческое лицо. Сегодня задача бренд-менеджера — подсказать это владельцу бизнеса, быть способным продвигать человека-бренда и торговую марку в связке.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Маргарита Макжанова, руководитель развития бренда METRO Russia, руководитель профиля бренд-менеджмент в Институте бизнеса и дизайна.

Какие навыки должны быть у бренд-менеджера?

— Бренд-менеджер для компании — незаменимый человек, который связывает бизнес и покупателей разными каналами коммуникаций. Такой специалист хорошо понимает, когда и на какие темы разговаривать с клиентами, как лучше донести преимущества бренда, создает верные ассоциации и делает все, чтобы бренд вызывал эмоции.

Бренд-менеджер обладает хорошими аналитическими способностями, чтобы собирать и анализировать внушительные массивы данных о брендах, продажах и аудитории. Профессионалу в этой сфере важно быть сильным в коммуникациях, так как это почти всегда кросс-командная работа и активное взаимодействие с подрядчиками и агентствами. Кроме того, бренд-менеджер — истинный лидер с высоким уровнем ответственности и большим запасом энергии.

Можно ли выучиться на бренд-менеджера бесплатно?

— В вузах на такие общие специальности, как «Маркетинг», «Реклама», «Менеджмент», «Связи с общественностью» можно поступить на бюджет и учиться бесплатно. Это общие, близкие по тематике направления, они дают важную базу для будущей профессии. Если говорить о специализированном высшем образовании, то сейчас фактически нет вариантов получить специальность «Бренд-менеджер» абсолютно бесплатно.

Что касается краткосрочного образования, то сейчас существует огромное количество онлайн-курсов, которые помогают войти в профессию. Они не бесплатные, стоимость варьируется от 1000 до 200 000 рублей за курс.

Стать бренд-менеджером самостоятельно и без финансовых затрат сложно, так как тяжело определить набор книг и материалов для обучения, да еще найти их в свободном доступе бесплатно. Если есть возможность, лучше получить полноценную профессию в институте, но если это невозможно, то лучше совмещать онлайн-обучение, литературу, рекомендуемую экспертами, и попробовать сразу устроиться в компанию, чтобы получать практические знания.

Как начинающему бренд-менеджеру откликаться на вакансии?

— Стоит провести анализ возможных близких к профессии вакансий. Например, очень часто бренд-менеджером становятся после работы менеджером по маркетинговым коммуникациям или маркетологом. Поэтому главное — попасть в компанию, продукт которой вам интересно продвигать, принимать активное участие в работе отдела маркетинга.

С чего начать? Можно откликаться на Junior-позиции или вовсе поискать бесплатные стажировки, а после попробовать задержаться в команде. На входе не стоит рассчитывать на большой уровень заработной платы. На Junior-позиции — это от 60 000 до 100 000 рублей. Бренд-менеджер среднего уровня получает до 200 000, а уверенный сеньор, профи в своем деле, сможет рассчитывать на зарплату 300 000 рублей и более. Конечно же, доход зависит от типа компании, уровня специалиста и функционала.
КП
Реклама О проекте